К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Славословие
Славословие
(греч.
δοξολογία,
от
δόξα
—
«слава» и λόγος
—
«слово»; лат. doxologia)
— молитвенный текст, посредством
которого Богу воздается слава (краткие
фиксированные формы с. называются
доксологиями).
Христ.
традиция такого рода текстов восходит
к ВЗ, где краткими С. иногда завершаются
гимны (напр., Пс 145, 21) и молитвы (ср. Молитву
Манассии — 2 Пар
36, 23). Наиболее известными примерами С.
в НЗ являются некоторые формулы в
посланиях ап. Павла (ср. Рим 11, 36; Гал 1,
5; Еф 3, 21 и др.). Характерная черта мн.
библ. С., унаследованная Церковью и в
последующие времена, состоит в констатации
непреходящего характера воздаваемой
Богу славы, что выражается посредством
формул «вовеки», «во веки веков» и т.п.
Чаще
всего С. представляют собой сравнительно
короткие тексты. Тем не менее одно из
самых древних христ. С., вошедшее в
большинство литург. традиций Востока
и Запада, представляет собой довольно
большой гимн: это т.н. великое
С. (греч. ή
μεγάλη δοξολογία, лат.
doxologia maior), известное
также по первым словам как Слава
в вышних Богу,
в лат. традиции Gloria
[in excelsis Deo].
В
зап. литург. обрядах вел. С. составляет
часть начальных обрядов мессы, в
византийском обряде, где тот же текст
содержит незначительные отличия и
пространные дополнения, — воскресной
или праздничной утрени.
Под
малым С. в лат. и в различных ветвях
визант. традиции понимаются совершенно
разные тексты: у греков малое
С. (греч. ή
μικρά δοξολογία) —
это несколько сокращенный и содержащий
незначительные изменения вариант вел.
С., читаемый на повечерии и будничной
утрене; в позднейшей русско-визант.
традиции — стихи, предваряющие
Шестопсалмие
в начале утрени; на Западе малым С.
(doxologia minor) называется
формула «Слава Отцу, и Сыну, и Святому
Духу, [как было в начале,] и ныне, и присно,
и во веки веков. Аминь».
Помимо
названных видов С. важное место в христ.
литургии принадлежит заключительному
С. (doxologia finalis), которым
в подавляющем большинстве христ. традиций
завершается анафора. Оно представляет
собой формулу, подчеркивающую, как
правило, троическое единство Бога (и,
соответственно, содержащее упоминание
всех трех Божественных Лиц) и выражающую
Его прославление, которое подтверждается
возглашением «Аминь», произносимым
либо всем церк. собранием, либо от его
лица.
Особое
С. завершает Молитву Господню (Отче
наш): это формула
«Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава
вовеки», по-видимому, отсутствовавшая
в первоначальном тексте Молитвы
Господней, но с позднеапост. времен
вошедшая в обычай ее произнесения и
закрепившаяся не только в молитвенной
и литург. практике (в визант. традиции
она содержит обращение ко всем Лицам
Троицы), но и во мн. древних списках
Евангелия.
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 862-863.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.