Славословие - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Славословие

Славословие (греч. δοξολογία, от δόξα — «слава» и λόγος — «слово»; лат. doxologia) — молитвенный текст, посредством которого Богу воздается слава (краткие фиксированные формы с. называются доксологиями).

Христ. традиция такого рода текстов восходит к ВЗ, где краткими С. иногда завершаются гимны (напр., Пс 145, 21) и молитвы (ср. Молитву Манассии — 2 Пар 36, 23). Наиболее известными примерами С. в НЗ являются некоторые формулы в посланиях ап. Павла (ср. Рим 11, 36; Гал 1, 5; Еф 3, 21 и др.). Характерная черта мн. библ. С., унаследованная Церковью и в последующие времена, состоит в констатации непреходящего характера воздаваемой Богу славы, что выражается посредством формул «вовеки», «во веки веков» и т.п.

Чаще всего С. представляют собой сравнительно короткие тексты. Тем не менее одно из самых древних христ. С., вошедшее в большинство литург. традиций Востока и Запада, представляет собой довольно большой гимн: это т.н. великое С. (греч. ή μεγάλη δοξολογία, лат. doxologia maior), известное также по первым словам как Слава в вышних Богу, в лат. традиции Gloria [in excelsis Deo].

В зап. литург. обрядах вел. С. составляет часть начальных обрядов мессы, в византийском обряде, где тот же текст содержит незначительные отличия и пространные дополнения, — воскресной или праздничной утрени.

Под малым С. в лат. и в различных ветвях визант. традиции понимаются совершенно разные тексты: у греков малое С. (греч. ή μικρά δοξολογία) — это несколько сокращенный и содержащий незначительные изменения вариант вел. С., читаемый на повечерии и будничной утрене; в позднейшей русско-визант. традиции — стихи, предваряющие Шестопсалмие в начале утрени; на Западе малым С. (doxologia minor) называется формула «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, [как было в начале,] и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Помимо названных видов С. важное место в христ. литургии принадлежит заключительному С. (doxologia finalis), которым в подавляющем большинстве христ. традиций завершается анафора. Оно представляет собой формулу, подчеркивающую, как правило, троическое единство Бога (и, соответственно, содержащее упоминание всех трех Божественных Лиц) и выражающую Его прославление, которое подтверждается возглашением «Аминь», произносимым либо всем церк. собранием, либо от его лица.

Особое С. завершает Молитву Господню (Отче наш): это формула «Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава вовеки», по-видимому, отсутствовавшая в первоначальном тексте Молитвы Господней, но с позднеапост. времен вошедшая в обычай ее произнесения и закрепившаяся не только в молитвенной и литург. практике (в визант. традиции она содержит обращение ко всем Лицам Троицы), но и во мн. древних списках Евангелия.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 862-863.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Среда, 29 Марта
    Feria IV. Dominice IV. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 1025
    Сессий: 53
    Сейчас на сайте: 3







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017