Скрипторий - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Скрипторий

Скрипторий (лат. scriptorium, от scribere — писать) — помещение в ср.-век. монастыре, где монахи переписывали книги; обычно находилось рядом с библиотекой.

До конца эпохи античности копированием книг в Европе занимались специальные рабы-переписчики; тиражи доходили до 1000 экз., и большинство книг предназначалось для продажи. В период раннего Средневековья эту практику постепенно заменила деятельность монастырских С., гл. обр. в обителях бенедиктинцев. В это время осн. роль в собирании и переписывании книг принадлежала библиотекам Католической Церкви. Вместе с библиотекой С. составляли интеллектуальный центр ср.-век. монастырей. Алан Лилльский считал, что «книги — столь же необходимое орудие для клириков, как и молот для кузнецов».

Организация ср.-век. С. реконструируется на основе многочисл. описаний современников и на материале сохранившихся рукописей. Руководил работой в С. армарий (armarius); эту должность обычно исполняли монахи-ученые или писатели. Система копирования текстов в разных С. различалась: иногда один писец переписывал весь кодекс, однако чаще армарий расшивал оригинал на отд. тетради, с которыми работали неск. писцов одновременно или сменяя друг друга. Различные способы переписывания рукописей могли применяться и внутри одного С.; в некоторых манускриптах сохранились подробные сведения о том, как распределялась работа.

В раннеср.-век. период писец сам выполнял всю работу по изготовлению кодекса: готовил пергаменный книжный блок, переписывал текст, разбивая его на разделы, украшал книгу инициалами, рубриками, заставками и т.п. (позже, с усложнением техники оформления книги, в С. появились специалисты-переплетчики, рубрикаторы, иллюминаторы и др.). По окончании работы писец нередко добавлял в копию неск. слов от себя — напр., благодарил Бога за помощь в завершении труда или просил читателя поминать его в молитвах. На последней стадии копия выправлялась наиболее опытными монахами и сшивалась.

Как правило, имена переписчиков и художников до XIV в. не указывались: лишь в некоторых манускриптах приведены имена копиистов, написанные др. рукой (возможно, армария), или миниатюры с изображением писца за работой. Также редки указания даты и места создания кодекса, а скопированная концовка оригинала зачастую затрудняет атрибуцию копии.

Особенности оформления рукописей (почерк, сокращения, ссылки, декорирование страниц и др.) позволяют говорить о школах писцов и их стилях. Чаще всего С. начинал свою деятельность вместе с монастырем, и писцы были монахами из аббатства-основателя, сохранявшими и его стиль. Однако от мн. С. сохранились лишь названия, гак что далеко не все рукописен позволяют определить, и каком аббатстве они создавались. К тому же работавшие в данном С. монахи из др. монастырей но всегда соблюдали ого правила. И этих случаях рукописи часто свидетельствуют о связях, существовавших между монастырями, или об их взаимном влиянии.

Начиная с XIV в. активность монастырских С постепенно сокращалась, уступая моего книжной продукции создававшихся в городах университетских корпораций, и окончательно прекратилась с распространением в Европе книгопечатания.

В.Матузова, М. Афанасьева

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 851-853.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024