Скрипторий - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Скрипторий

Скрипторий (лат. scriptorium, от scribere — писать) — помещение в ср.-век. монастыре, где монахи переписывали книги; обычно находилось рядом с библиотекой.

До конца эпохи античности копированием книг в Европе занимались специальные рабы-переписчики; тиражи доходили до 1000 экз., и большинство книг предназначалось для продажи. В период раннего Средневековья эту практику постепенно заменила деятельность монастырских С., гл. обр. в обителях бенедиктинцев. В это время осн. роль в собирании и переписывании книг принадлежала библиотекам Католической Церкви. Вместе с библиотекой С. составляли интеллектуальный центр ср.-век. монастырей. Алан Лилльский считал, что «книги — столь же необходимое орудие для клириков, как и молот для кузнецов».

Организация ср.-век. С. реконструируется на основе многочисл. описаний современников и на материале сохранившихся рукописей. Руководил работой в С. армарий (armarius); эту должность обычно исполняли монахи-ученые или писатели. Система копирования текстов в разных С. различалась: иногда один писец переписывал весь кодекс, однако чаще армарий расшивал оригинал на отд. тетради, с которыми работали неск. писцов одновременно или сменяя друг друга. Различные способы переписывания рукописей могли применяться и внутри одного С.; в некоторых манускриптах сохранились подробные сведения о том, как распределялась работа.

В раннеср.-век. период писец сам выполнял всю работу по изготовлению кодекса: готовил пергаменный книжный блок, переписывал текст, разбивая его на разделы, украшал книгу инициалами, рубриками, заставками и т.п. (позже, с усложнением техники оформления книги, в С. появились специалисты-переплетчики, рубрикаторы, иллюминаторы и др.). По окончании работы писец нередко добавлял в копию неск. слов от себя — напр., благодарил Бога за помощь в завершении труда или просил читателя поминать его в молитвах. На последней стадии копия выправлялась наиболее опытными монахами и сшивалась.

Как правило, имена переписчиков и художников до XIV в. не указывались: лишь в некоторых манускриптах приведены имена копиистов, написанные др. рукой (возможно, армария), или миниатюры с изображением писца за работой. Также редки указания даты и места создания кодекса, а скопированная концовка оригинала зачастую затрудняет атрибуцию копии.

Особенности оформления рукописей (почерк, сокращения, ссылки, декорирование страниц и др.) позволяют говорить о школах писцов и их стилях. Чаще всего С. начинал свою деятельность вместе с монастырем, и писцы были монахами из аббатства-основателя, сохранявшими и его стиль. Однако от мн. С. сохранились лишь названия, гак что далеко не все рукописен позволяют определить, и каком аббатстве они создавались. К тому же работавшие в данном С. монахи из др. монастырей но всегда соблюдали ого правила. И этих случаях рукописи часто свидетельствуют о связях, существовавших между монастырями, или об их взаимном влиянии.

Начиная с XIV в. активность монастырских С постепенно сокращалась, уступая моего книжной продукции создававшихся в городах университетских корпораций, и окончательно прекратилась с распространением в Европе книгопечатания.

В.Матузова, М. Афанасьева

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 851-853.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 26 Марта
    Dominica IV. in Quadragesima
    Leandri Episcopi et Confessoris Hispalensis

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 198
    Сессий: 7
    Сейчас на сайте: 4







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017