Скрипторий - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Скрипторий
Скрипторий
(лат.
scriptorium, от
scribere —
писать) — помещение в ср.-век. монастыре,
где монахи переписывали книги; обычно
находилось рядом с библиотекой.
До
конца эпохи античности копированием
книг в Европе занимались специальные
рабы-переписчики; тиражи доходили до
1000 экз., и большинство книг предназначалось
для продажи. В период раннего Средневековья
эту практику постепенно заменила
деятельность монастырских С., гл. обр.
в обителях бенедиктинцев. В это время
осн. роль в собирании и переписывании
книг принадлежала библиотекам Католической
Церкви. Вместе с библиотекой С. составляли
интеллектуальный центр ср.-век. монастырей.
Алан Лилльский считал, что «книги —
столь же необходимое орудие для клириков,
как и молот для кузнецов».
Организация
ср.-век. С. реконструируется на основе
многочисл. описаний современников и на
материале сохранившихся рукописей.
Руководил работой в С. армарий
(armarius);
эту должность обычно исполняли
монахи-ученые или писатели. Система
копирования текстов в разных С.
различалась: иногда один писец переписывал
весь кодекс, однако чаще армарий расшивал
оригинал на отд. тетради, с которыми
работали неск. писцов одновременно или
сменяя друг друга. Различные способы
переписывания рукописей могли применяться
и внутри одного С.; в некоторых манускриптах
сохранились подробные сведения о том,
как распределялась работа.
В
раннеср.-век. период писец сам выполнял
всю работу по изготовлению кодекса:
готовил пергаменный книжный блок,
переписывал текст, разбивая его на
разделы, украшал книгу инициалами,
рубриками, заставками и т.п. (позже, с
усложнением техники оформления книги,
в С. появились специалисты-переплетчики,
рубрикаторы, иллюминаторы и др.). По
окончании работы писец нередко добавлял
в копию неск. слов от себя — напр.,
благодарил Бога за помощь в завершении
труда или просил читателя поминать его
в молитвах. На последней стадии копия
выправлялась наиболее опытными монахами
и сшивалась.
Как
правило, имена переписчиков и художников
до XIV в. не указывались: лишь в некоторых
манускриптах приведены имена копиистов,
написанные др. рукой (возможно, армария),
или миниатюры с изображением писца за
работой. Также редки указания даты и
места создания кодекса, а скопированная
концовка оригинала зачастую затрудняет
атрибуцию копии.
Особенности
оформления рукописей (почерк, сокращения,
ссылки, декорирование страниц и др.)
позволяют говорить о школах писцов и
их стилях. Чаще всего С. начинал свою
деятельность вместе с монастырем, и
писцы были монахами из аббатства-основателя,
сохранявшими и его стиль. Однако от мн.
С. сохранились лишь названия, гак что
далеко не все рукописен позволяют
определить, и каком аббатстве они
создавались. К тому же работавшие в
данном С. монахи из др. монастырей но
всегда соблюдали ого правила. И этих
случаях рукописи часто свидетельствуют
о связях, существовавших между монастырями,
или об их взаимном влиянии.
Начиная
с XIV в. активность монастырских С
постепенно сокращалась, уступая моего
книжной продукции создававшихся в
городах университетских корпораций, и
окончательно прекратилась с распространением
в Европе книгопечатания.
В.Матузова,
М. Афанасьева
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 851-853.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Четверг, 26 Декабря Ближайшее празднование:
Dominica V. Adventus Domini
29 Декабря (осталось 3 дня)
Календарь
|