Сиро-антиохийский обряд - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Сиро-антиохийский обряд

Сиро-антиохийский обряд, сирийский обряд, западносирийский обряд (лат. ritus syro-antiochenus, syro-occidentalis) — один из вост. литург. обрядов. Принадлежит (наряду с маронитским и маланкарским обрядами) к западносир. группе антиох. обрядовой семьи. Является литург. обрядом Сирийской Церкви и Сирийской Католической Церкви.

С.-а.о. восходит к древней литург. практике Антиох. Церкви. Поскольку в ней же коренятся мн. особенности богослужения византийского обряда, между ним и С.-а.о. существует немало заметных сходств. Наиболее ранние литург. тексты и данные о богослужебной практике С.-а.о. сохранились в Апостольских постановлениях — памятнике, оформившемся в Антиохии в последней четв. IV в. Развитие Сир. Церкви после ее отпадения в VI в. от вселенского церк. единства проходило преимущественно на автохтонной культ, почве в среде наименее эллинизированной части сирийцев (чем обусловлено и сохранение в богослужении сир. языка, который — с зап. особенностями произношения, иногда именуемыми яковитскими, — остается осн. литург. языком С.-а.о. по сей день), с их явной тенденцией к отторжению визант. культуры. Однако С.-а.о. еще долго продолжал испытывать влияние визант. обряда, вбирая мн. его внеш. особенности, а также усваивая греч. литург. лексику (заимствование как литург. терминов, так и отд. греч. формул, иногда сложившихся уже после разделения Православной и Сирийской Церквей). Существенное влияние на С.-а.о. (как и на византийский) оказывало также богослужение Иерусалима.

Сиро-католики, хотя и внесли некоторые изменения в богослужение и заимствовали незначительные элементы из лат. обряда, сохраняют в осн. традиционные литург. установки. В богослужении С.-а.о. используется сир. язык, хотя в тех местах, где он практически неизвестен верующим, отд. части богослужения звучат на совр. языках (арабский; в диаспоре — зап. языки), особенно библ. чтения.

Структура внутр. пространства храма близка византийской. Алтарная часть отделена высокой преградой, с широкими проемами, без икон, но с завесами, которые открываются и закрываются в определенные моменты. Престол (алтарь), над которым, как правило, имеется сень (зачастую нишеобразная), не примыкает вплотную к вост. стене, чтобы имелась возможность обхода. На поверхности престола находится СИР.— плита с надписью, содержащей имя освящавшего престол епископа и дату освящения (аналог визант. антиминса); сверху постилается покров (у сиро-католиков их три). К престолу ведут 3 ступени (их священник целует в знак почитания алтаря). По традиции мужчины и женщины располагаются в разных частях храма.

Литург. утварь во мн. сходна с византийской, напр., над хлебом при совершении Евхаристии ставят звездицу (СИР.), поверх которой кладут покровец; имеется также лжица для причащения (СИР.).

В числе отличий — аналог пурификатора для очищения сосудов: он сделан из ткани, хотя название СИР.(ср. греч. σπόγγος — «губка») напоминает о том, что первоначально это была морская губка (как в визант. обряде), однако из-за отдаленности моря ее заменил др. материал (используется для очищения сосудов после причащения, а также для отирания рук после омовений, неоднократно совершаемых при служении Божественной литургии). Дискос представляет собой простое круглое металлическое блюдо. Сосуд с водой для омовений (СИР.— досл. «диакониса») находится непосредственно на престоле; там же располагается СИР.— небольшая подушечка, используемая для отирания дискоса, а также пальцев и уст священника.

Литург. облачения также в осн. совпадают с византийскими (к числу не имеющих аналогов относятся литург. тапочки СИР.[СИР.], которые надевают священники и диаконы), хотя внешне некоторые из них имеют особенности. Общим для всех священно- и церковнослужителей является стихарь (СИР., СИР.— «хитон»). Орарь подобен византийскому, однако в зависимости от степени служителя (чтец, иподиакон, диакон, архидиакон) его носят по-разному. Облачения священника включают пояс (СИР., СИР.), поручи (СИР. [СИР.] (из СИР.[СИР.])), которые, в отличие от коротких византийских, доходят до локтей, епитрахиль (СИР.— досл. «ожерелье»), фелонь (СИР.), наперсный крест и капюшон (СИР.). Как и в ряде др. вост. обрядов, в некоторые моменты богослужения священник держит в руках крест.

Епископы носят также панагию и омофор; у сиро-католических к этому добавляется еще и митра (СИР.) лат. образца.

Вне богослужений священники носят помимо рясы черную круглую шапочку СИР.(досл. «плод»). Как и в большинстве ближневост. традиций, монашествующие священники покрывают голову капюшоном из черной ткани с орнаментом в виде небольших крестов, в С.-а.о. называемым СИР.(то же слово, что «схима») или СИР. В числе особенностей одеяния епископов — красный широкий пояс поверх черной или красной рясы (однако красную рясу епископы не носят в присутствии патриарха, который всегда одет именно в красную).

Божественная литургия в С.-а.о. называется СИР.(«приношение»), или СИР.(досл. «доступ», ср. Еф 2, 18; однако может пониматься и как «приношение», от глагола qareb — «приносить», как и СИР.), или СИР.(«освящение тайн»).

Хлеб для совершения Евхаристии в С.-а.о. представляет собой лепешку круглой формы с оттиском печати в виде прямого креста, для удобства преломления: он выпекается из квасного пшеничного теста, в которое добавлено немного соли и неск. капель растительного масла (у сиро-католиков помазывается поверхность хлеба при нанесении деревянной печатью оттиска).

Структура литургии в значительной мере сходна с византийской. Приношение даров предваряет Литургию оглашенных (но, в отличие от визант. литургии, облачение священнослужителей происходит не до проскомидии, а в ее середине). Начальные обряды включают песнопение Единородный Сыне, Trisagion (Трисвятое) и процессию входа между ними, однако не содержат ектений. Литургия оглашенных традиционно состоит из 6 библ. чтений (как и в Апостольских постановлениях): Закон, Премудрость, Пророк, Аеяния (либо соборное послание), Апостол (послание ап. Павла) и Евангелие, к которым добавляются некоторые песнопения (у сиро-католиков число чтений уменьшено до двух последних). Поскольку дары приготовлены на престоле, к.-л. аналог Великого входа отсутствует. Сразу за Литургией оглашенных следует каждение, сопровождаемое песнопением, исповедание веры (Никейский символ веры без константиноп. добавлений) и некоторые обряды подготовки к анафоре, в т.ч. приветствие мира. В С.-а.о. используется сир. редакция анафоры ап. Иакова (немного отличная от греческой, входящей в состав Литургии ап. Иакова, которую изредка служат в некоторых Правосл. Церквях). Хотя нет оснований соотносить название, которое носит эта анафора, с ее реальным автором, она бесспорно очень древняя (не позже V в. в значительной части своего текста) и родственна анафоре 8-й гл. Апостольских постановлений. Еще до Молитвы Господней совершается преломление Хлеба и соединение евхарист. видов; последнее предваряется назнаменованием: священник берет одну часть преломленного Хлеба и, окунув ее край в чашу, помазывает евхарист. Кровью Христовой оставшиеся его части. При помощи лжицы священник причащается сам, беря из чаши частицу Тела Христова, затем — Кровь Христову, при этом в произносимых текстах и то и др. называется «углем» (ср. Ис 6, 6-7); лжицею же священник может преподать причастие и др. служителям; мирянам, как правило, он непосредственно рукой преподает в уста частицы Тела Христова (именуемые здесь «жемчужинами»), напоенные Кровью Христовой. Завершение литургии в осн. структуре сходно с византийской.

В отличие от некоторых др. Древних Вост. Церквей, в Сир. Церкви литургия служится не только по воскресеньям, но и по будням.

Структура богослужений др. таинств в С.-а.о. большей частью близка к византийской.

Суточный богослужебный круг состоит из 7 канон, часов: вечерня (СИР.), повечерие (СИР.), полунощница утреня (СИР.), 3-й (СИР.), 6-й (СИР.) и 9-й часы (СИР.).

Литург. год начинается в октябре (это восходит к летосчислению в селевкидской Антиохии) с воскресенья Освящения храма (возможно, в основе — освящение базилики в Эдессе в 313). Пятница после Пасхи является праздником Всех исповедников (фактически — соборное празднование всех святых).

Для неподвижных празднований долгое время использовался юлианский календарь, однако в XX в. в Сир. Церкви в ряде мест стал осуществляться переход на новый стиль; с 1955 григорианский календарь был введен повсеместно, за исключением Св. Земли. Пасхалия везде юлианская.

У сиро-католиков в календарь внесены некоторые изменения и дополнения, делающие его более похожим на календарь рим. обряда, восприняты также некоторые из лат. практик благочестия (напр., поклонение Св. Дарам).

С.-а.о. унаследовал от древней Сирии богатейшую муз. и поэтическую культуру, в т.ч. традицию гимнографии, восходящую к Ефрему Сирину; строфические гимны, сочиненные им и др. известными сир. песнописцами, поются в ряде мест литургии (при каждении, преломлении Хлеба и причащении), а также в конце некоторых часовых служб. Иногда пение сопровождают металлические ударные инструменты.

В Средние века в мафрианате Востока (Месопотамия) оформился особый извод С.-а.о., который принято называть тикритским, со временем вышедший из употребления. В новое время др. извод С.-а.о. в Индии постепенно развился в отд. литург. обряд — маланкарский.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 817-820.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 26 Марта
    Dominica IV. in Quadragesima
    Leandri Episcopi et Confessoris Hispalensis

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 183
    Сессий: 7
    Сейчас на сайте: 4







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017