К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Сиро-антиохийский обряд
Сиро-антиохийский
обряд, сирийский обряд, западносирийский
обряд (лат. ritus
syro-antiochenus, syro-occidentalis)
— один из вост. литург. обрядов. Принадлежит
(наряду с маронитским и маланкарским
обрядами) к западносир. группе антиох.
обрядовой семьи. Является литург. обрядом
Сирийской Церкви и Сирийской Католической
Церкви.
С.-а.о.
восходит к древней литург. практике
Антиох. Церкви. Поскольку в ней же
коренятся мн. особенности богослужения
византийского обряда, между ним и С.-а.о.
существует немало заметных сходств.
Наиболее ранние литург. тексты и данные
о богослужебной практике С.-а.о. сохранились
в Апостольских постановлениях
— памятнике, оформившемся в Антиохии
в последней четв. IV в. Развитие Сир.
Церкви после ее отпадения в VI в. от
вселенского церк. единства проходило
преимущественно на автохтонной культ,
почве в среде наименее эллинизированной
части сирийцев (чем обусловлено и
сохранение в богослужении сир. языка,
который — с зап. особенностями
произношения, иногда именуемыми
яковитскими, — остается осн. литург.
языком С.-а.о. по сей день), с их явной
тенденцией к отторжению визант. культуры.
Однако С.-а.о. еще долго продолжал
испытывать влияние визант. обряда,
вбирая мн. его внеш. особенности, а также
усваивая греч. литург. лексику
(заимствование как литург. терминов,
так и отд. греч. формул, иногда сложившихся
уже после разделения Православной и
Сирийской Церквей). Существенное влияние
на С.-а.о. (как и на византийский) оказывало
также богослужение Иерусалима.
Сиро-католики,
хотя и внесли некоторые изменения в
богослужение и заимствовали незначительные
элементы из лат. обряда, сохраняют в
осн. традиционные литург. установки. В
богослужении С.-а.о. используется сир.
язык, хотя в тех местах, где он практически
неизвестен верующим, отд. части
богослужения звучат на совр. языках
(арабский; в диаспоре — зап. языки),
особенно библ. чтения.
Структура
внутр. пространства храма близка
византийской. Алтарная часть отделена
высокой преградой, с широкими проемами,
без икон, но с завесами, которые открываются
и закрываются в определенные моменты.
Престол (алтарь), над которым, как правило,
имеется сень (зачастую нишеобразная),
не примыкает вплотную к вост. стене,
чтобы имелась возможность обхода. На
поверхности престола находится СИР.— плита с надписью,
содержащей имя освящавшего престол
епископа и дату освящения (аналог визант.
антиминса); сверху постилается покров
(у сиро-католиков их три). К престолу
ведут 3 ступени (их священник целует в
знак почитания алтаря). По традиции
мужчины и женщины располагаются в разных
частях храма.
Литург.
утварь во мн. сходна с византийской,
напр., над хлебом при совершении Евхаристии
ставят звездицу (СИР.),
поверх
которой кладут покровец; имеется также
лжица
для причащения (СИР.).
В
числе отличий — аналог пурификатора
для очищения сосудов: он сделан из ткани,
хотя название СИР.(ср.
греч. σπόγγος
—
«губка») напоминает о том, что первоначально
это была морская губка (как в визант.
обряде), однако из-за отдаленности моря
ее заменил др. материал (используется
для очищения сосудов после причащения,
а также для отирания рук после омовений,
неоднократно совершаемых при служении
Божественной литургии). Дискос
представляет собой простое круглое
металлическое блюдо. Сосуд с водой для
омовений (СИР.—
досл. «диакониса») находится непосредственно
на престоле; там же располагается СИР.—
небольшая подушечка, используемая для
отирания дискоса, а также пальцев и уст
священника.
Литург.
облачения также в осн. совпадают с
византийскими (к числу не имеющих
аналогов относятся литург. тапочки СИР.[СИР.],
которые
надевают священники и диаконы), хотя
внешне некоторые из них имеют особенности.
Общим для всех священно- и церковнослужителей
является стихарь (СИР.,
СИР.—
«хитон»). Орарь подобен византийскому,
однако в зависимости от степени служителя
(чтец, иподиакон, диакон, архидиакон)
его носят по-разному. Облачения священника
включают пояс (СИР.,
СИР.),
поручи (СИР.
[СИР.]
(из
СИР.[СИР.])),
которые,
в отличие от коротких византийских,
доходят до локтей, епитрахиль
(СИР.—
досл. «ожерелье»), фелонь
(СИР.), наперсный крест и капюшон (СИР.).
Как
и в ряде др. вост. обрядов, в некоторые
моменты богослужения священник держит
в руках крест.
Епископы
носят также панагию
и омофор;
у сиро-католических к этому добавляется
еще и митра (СИР.) лат.
образца.
Вне
богослужений священники носят помимо
рясы черную круглую шапочку СИР.(досл. «плод»). Как и в
большинстве ближневост. традиций,
монашествующие священники покрывают
голову капюшоном из черной ткани с
орнаментом в виде небольших крестов, в
С.-а.о. называемым СИР.(то
же слово, что «схима») или СИР.
В числе особенностей
одеяния епископов — красный широкий
пояс поверх черной или красной рясы
(однако красную рясу епископы не носят
в присутствии патриарха, который всегда
одет именно в красную).
Божественная
литургия в С.-а.о. называется СИР.(«приношение»), или СИР.(досл. «доступ», ср. Еф 2,
18; однако может пониматься и как
«приношение», от глагола qareb
— «приносить», как и
СИР.), или
СИР.(«освящение
тайн»).
Хлеб
для совершения Евхаристии в С.-а.о.
представляет собой лепешку круглой
формы с оттиском печати в виде прямого
креста, для удобства преломления: он
выпекается из квасного пшеничного
теста, в которое добавлено немного соли
и неск. капель растительного масла (у
сиро-католиков помазывается поверхность
хлеба при нанесении деревянной печатью
оттиска).
Структура
литургии в значительной мере сходна с
византийской. Приношение даров предваряет
Литургию оглашенных (но, в отличие от
визант. литургии, облачение священнослужителей
происходит не до проскомидии, а в ее
середине). Начальные обряды включают
песнопение Единородный
Сыне, Trisagion (Трисвятое)
и процессию входа между ними, однако не
содержат ектений. Литургия оглашенных
традиционно состоит из 6 библ. чтений
(как и в Апостольских
постановлениях):
Закон, Премудрость,
Пророк, Аеяния
(либо соборное послание), Апостол
(послание ап. Павла) и Евангелие, к которым
добавляются некоторые песнопения (у
сиро-католиков число чтений уменьшено
до двух последних). Поскольку дары
приготовлены на престоле, к.-л. аналог
Великого входа отсутствует. Сразу за
Литургией оглашенных следует каждение,
сопровождаемое песнопением, исповедание
веры (Никейский
символ веры
без константиноп. добавлений) и некоторые
обряды подготовки к анафоре, в т.ч.
приветствие мира. В С.-а.о. используется
сир. редакция анафоры ап. Иакова (немного
отличная от греческой, входящей в состав
Литургии ап. Иакова, которую изредка
служат в некоторых Правосл. Церквях).
Хотя нет оснований соотносить название,
которое носит эта анафора, с ее реальным
автором, она бесспорно очень древняя
(не позже V в. в значительной части своего
текста) и родственна анафоре 8-й гл.
Апостольских
постановлений.
Еще до Молитвы Господней совершается
преломление Хлеба и соединение евхарист.
видов; последнее предваряется
назнаменованием: священник берет одну
часть преломленного Хлеба и, окунув ее
край в чашу, помазывает евхарист. Кровью
Христовой оставшиеся его части. При
помощи лжицы священник причащается
сам, беря из чаши частицу Тела Христова,
затем — Кровь Христову, при этом в
произносимых текстах и то и др. называется
«углем» (ср. Ис 6, 6-7); лжицею же священник
может преподать причастие и др. служителям;
мирянам, как правило, он непосредственно
рукой преподает в уста частицы Тела
Христова (именуемые здесь «жемчужинами»),
напоенные Кровью Христовой. Завершение
литургии в осн. структуре сходно с
византийской.
В
отличие от некоторых др. Древних Вост.
Церквей, в Сир. Церкви литургия служится
не только по воскресеньям, но и по будням.
Структура
богослужений др. таинств в С.-а.о. большей
частью близка к византийской.
Суточный
богослужебный круг состоит из 7 канон,
часов: вечерня (СИР.),
повечерие (СИР.),
полунощница утреня (СИР.),
3-й (СИР.),
6-й (СИР.)
и 9-й часы (СИР.).
Литург.
год начинается в октябре (это восходит
к летосчислению в селевкидской Антиохии)
с воскресенья Освящения храма (возможно,
в основе — освящение базилики в Эдессе
в 313). Пятница после Пасхи является
праздником Всех исповедников (фактически
— соборное празднование всех святых).
Для
неподвижных празднований долгое время
использовался юлианский календарь,
однако в XX в. в Сир. Церкви в ряде мест
стал осуществляться переход на новый
стиль; с 1955 григорианский календарь был
введен повсеместно, за исключением Св.
Земли. Пасхалия везде юлианская.
У
сиро-католиков в календарь внесены
некоторые изменения и дополнения,
делающие его более похожим на календарь
рим. обряда, восприняты также некоторые
из лат. практик благочестия (напр.,
поклонение Св. Дарам).
С.-а.о.
унаследовал от древней Сирии богатейшую
муз. и поэтическую культуру, в т.ч.
традицию гимнографии, восходящую к
Ефрему Сирину; строфические гимны,
сочиненные им и др.
известными сир. песнописцами, поются в
ряде мест литургии (при каждении,
преломлении Хлеба и причащении), а также
в конце некоторых часовых служб. Иногда
пение сопровождают металлические
ударные инструменты.
В
Средние века в мафрианате
Востока (Месопотамия) оформился особый
извод С.-а.о., который принято называть
тикритским, со временем вышедший из
употребления. В новое время др. извод
С.-а.о. в Индии постепенно развился в
отд. литург. обряд — маланкарский.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 817-820.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.