Символы веры - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Символы веры

Символы веры — принятые церковью краткие формулы, с помощью которых верующие исповедуют свою веру; нередко называются также кредо по первому слову многих из них (лат. credo — «верую»).

Обозначение вероисповедной формулы словом «символ» (лат. symbolum, греч. σύμβολον) зафиксировано с III в. (Киприан Карфагенский, Фирмилиан Кесарийский). Предшествующие авторы в этом значении использовали слова πίστις («вера»), μαθήμα («учение»), regula fidei («правило веры»), κανόν τής άληθέιας или же regula veritatis («правило истины»), sacramentum («таинство») и др. Существуют различные объяснения данного использования слова «символ»; наиболее значимой в истории богословия является трактовка С.в. как опознавательного знака между верующими или между верующим и Богом (см. ст. символ), восходящая к Руфину Аквилейскому и Августину.

Примеры кратких вероисповедных формул приводятся еще в НЗ. Эти формулы в основном носят христологический характер: «Иисус — Господь» (ср. 1 Кор 12, 3); «Иисус — Господь, и Бог воскресил Его» (ср. Рим 10, 9); «Иисус — Сын Божий» (ср. 1 Ин 4, 15); «Иисус — Христос» (ср. Мк 8, 29). Более развернутые формулы приводятся в 1 Кор 8, 6; 15, 3-7; 1 Тим 3, 16. Исторически произнесение вероисповедных формул было связано с крещением: прежде чем креститься и стать членом христ. общины, взрослый человек должен был засвидетельствовать свою веру (ср. Деян 8, 36-38).

В дальнейшем, в соответствии с н.-з. предписанием крестить во имя Отца, Сына и Святого Духа (ср. Мф 28, 19), на смену христологическим пришли троичные формулы крещального исповедания веры, структура которых соответствует выражению веры в три Лица Божественной Троицы. Тертуллиан и Ириней Лионский свидетельствуют, что в кон. II в. новокрещаемого спрашивали, верует ли он в Бога Отца, в Сына Божьего Иисуса Христа и в Святого Духа; тот каждый раз должен был ответить: «Верую». Т.о., исповедание веры имело диалогическую форму серии вопросов и ответов. Traditio apostolica (Апостольское предание, обычно приписывается Ипполиту Римскому, ок. 215) приводит текст такого троичного диалогического исповедания, употреблявшийся в Римской Церкви (DH 10). Это исповедание представляет собой одну из ранних форм распространенного в Зап. Церкви С.в., позднее известного как Апостольский символ веры и поныне широко употребляющегося не только при крещении, но и в Литургии часов, в катехизисах и в повседневных молитвах.

Развитие ин-та подготовки к крещению катехумената — привело в IV в. к появлению С.в. в декларативной форме, посредством которой крещаемый выражал свою веру самостоятельно, без наводящих вопросов. При вступлении во 2-й этап катехумената, имеющий характер более непосредственной и более интенсивной подготовки, епископ сообщал готовившимся ко крещению кандидатам С.в. в ходе особого обряда traditio symboli («передача символа»). В дальнейшем катехумены должны были выучить С.в. наизусть, а епископ последовательно объяснял им все его части. Накануне крещения кандидаты произносили С.в. в ходе обряда, называвшегося redditio symboli («возвращение символа»).

Древние С.в., имея ряд общих элементов, различались в разных местных Церквях. Общецерк. текст исповедания веры был впервые принят на I Никейском соборе с целью выразить церк. позицию в отношении ереси арианства. Принятый этим собором С.в. в дальнейшем был модифицирован I Константинопольским собором (а именно, дополнен развернутым учением о Святом Духе — против пневматомахоб) и лег в основу т.н. Никео-Константинопольского символа веры. Первым сохранившимся документом, в котором приводится текст Никео-Кон· стантинопольского символа веры, являются документы Халкидонского собора (451). Мнения совр. исследователей о происхождении этого С.в. сильно расходятся: неясно, насколько он связан с С.в., принятым на Никейском соборе; лежат ли в основе данного С.в. и С.в. Никейского собора к.-л. предшествующие местные крещальные С.в.; принят ли данный С.в. в противовес пневматомахам или, напротив, стал исходным пунктом в спорах с пневматомахами на соборе; провозгласил ли I Константиноп. собор данный С.в. или лишь использовал его при крещении, проходившем во время собора.

Никео-Константинопольский символ веры во 2-й пол. V в. быстро получил роль крещального С.в. в Константинополе и его окрестностях; в Риме он был введен в обряд крещения, по-видимому, в VII в. Монофизитский Антиохийский еп. Пётр ок. 480 ввел чтение Никео-Константинопольского символа веры в Божественную литургию, по-видимому, стремясь показать свою верность церк. традиции, предшествовавшей Халкидонскому собору. Ок. 515 Константиноп. патр. Тимофей I ввел чтение данного С.в. в Божественную литургию также в Константинополе (в это время еще продолжалась Акакиева схизма). В 568 имп. Юстин II утвердил такое чтение как обязательное. В литургии визант. обряда С.в. читается после поцелуя мира и перед анафорой.

В Зап. Церкви решение о введении данного С.в. в -«мессу было впервые принято на III Толедском соборе 589, что было связано с обращением короля Реккареда из арианства в катол. веру. В Испании С.в., в отличие от визант. обычая, читался после анафоры перед Молитвой Господней. Под влиянием Испании практика чтения С.в. на мессе в VII—VIII вв. широко распространилась на Британских о-вах, а затем в континентальной Европе благодаря деятельности ирл. миссионеров. В то же время С.в. стал читаться после Евангелия. В Риме чтение С.в. на мессе было принято лишь в XI в. В Зап. Церкви С.в. традиционно читается на мессе лишь по воскресеньям и гл. праздникам. В соответствии с целью наставления народа в вере на мессе С.в. долгое время читался всем народом; мелодическое оформление С.в. также возникло позже, чем у др. частей мессы (см. Credo).

Приведенный в канонах III Толедского собора лат. текст С.в. содержит слово Filioque («и от Сына»): речь идет об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, тогда как греч. текст С.в. упоминал лишь об исхождении Святого Духа от Отца; это добавление, вместе с самой практикой чтения С.в. на мессе, постепенно распространилось во всей Зап. Церкви и стало темой многовековой полемики с вост. Христианами.

После литургической реформы 1969 на мессе лат. обряда вместо Никео-Константинопольского символа веры в определенных обстоятельствах может читаться Апостольский символ веры.

Помимо этих двух С.в. в зап. традиции сохранился т.н. Афанасьевский символ веры, возникший, по-видимому, в Юж. Галлии во 2-й пол. V в. Этот С.в., весьма подробно излагающий учение о Троице и, возможно, представляющий собой ритмический парафраз текста из трактата De Trinitate (1, 4, 7) Августина, никогда не использовался при крещении, а читался прежде всего во время Литургии часов. Литург. реформа существенно ограничила использование данного С.в. в богослужении Католической Церкви, однако он продолжает занимать важное место во мн. протест, направлениях, в т.ч. в англиканстве (Англиканская Церковь) и лютеранстве; он входит также в богослужебные книги Правосл. Церкви.

На протяжении столетий Католическая Церковь приняла ряд новых вероисповедных формул , включающих осн. положения древних С.в., но применяющих их к новым ист. ситуациям (напр., в связи с появлением новых ересей или с воссоединением христиан, ранее находившихся в схизме). Сюда относятся, в частности, С.в. Льва IX (1053), Firmiter (1215), Исповедание Михаила Палеолога (1267), декреты Ферраро-Флорентийского собора для греков, армян (1439) и яковитов (1442), Исповедание Тридентского собора (1564), «антимодернистская присяга» (1910) и др. Вероисповедные тексты, направленные против катол. или протест, тенденций, составили некоторые правосл. иерархи: Константиноп. патриархи Геннадий II (1455-56), Иеремия II (1576, 1579, 1581) и Кирилл I Лукарис (1629, 1633), Александр, патр. Митрофан Критопулос (1625, 1636), Киевский митр. Пётр Могила (1640), Иерус. патр. Досифей (1672), Московский митр. Филарет (1823, 1827) и др. Ряд направлений в протестантизме имеет собственные вероисповедные документы (таковы Аугсбургское исповедание веры в лютеранстве, Галликанское, Бельгийское, Второе Гельветическое и Вестминстерское исповедания в кальвинизме, 39 статей в англиканстве и др.), тогда как другие (напр., методисты, квакеры) не считают необходимыми к.-л. авторитетные правила веры.

В 1967 по случаю 1900-летия мученичества апп. Петра и Павла Папа Павел VI обнародовал Символ веры народа Божьего — парафраз Никео-Константинопольского символа веры, содержащий богосл. разъяснение различных положений, с целью дать ориентир совр. христианам в вероучении и молитве.

В ходе возрождения многоступенчатого катехумената в Католической Церкви в Чине христианского посвящения взрослых (1972) восстановлены древние обычаи передачи и возвращения С.в., при этом могут использоваться как Апостольский, так и Никео-Константинопольский символы веры.

При совершении крещения С.в., по древней традиции, употребляется в диалогической форме вопросов и ответов; в случае крещения младенца веру от его имени исповедуют его родители и восприемники. Та же диалогическая форма используется на мессе навечерия Пасхи при обновлении крещальных обетов.

А. Горелов

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 767-770.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 29 Марта
    Feria VI. prime hebdomade. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 19909
    Сессий: 46
    Сейчас на сайте: 9





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024