К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Символы веры
Символы
веры — принятые церковью краткие
формулы, с помощью которых верующие
исповедуют свою веру; нередко называются
также кредо по первому слову
многих из них (лат. credo —
«верую»).
Обозначение
вероисповедной формулы словом «символ»
(лат. symbolum,
греч. σύμβολον)
зафиксировано
с III в. (Киприан Карфагенский, Фирмилиан
Кесарийский). Предшествующие авторы в
этом значении использовали слова πίστις
(«вера»),
μαθήμα
(«учение»),
regula fidei («правило
веры»), κανόν
τής άληθέιας или
же regula veritatis («правило
истины»), sacramentum («таинство»)
и др. Существуют различные объяснения
данного использования слова «символ»;
наиболее значимой в истории богословия
является трактовка С.в. как опознавательного
знака между верующими или между верующим
и Богом (см. ст. символ), восходящая к
Руфину Аквилейскому и Августину.
Примеры
кратких вероисповедных формул приводятся
еще в НЗ. Эти формулы в основном носят
христологический
характер: «Иисус — Господь» (ср. 1 Кор
12, 3); «Иисус — Господь, и Бог воскресил
Его» (ср. Рим 10, 9); «Иисус — Сын Божий»
(ср. 1 Ин 4, 15); «Иисус — Христос» (ср. Мк
8, 29). Более развернутые формулы приводятся
в 1 Кор 8, 6; 15, 3-7; 1 Тим 3, 16. Исторически
произнесение вероисповедных формул
было связано с крещением: прежде чем
креститься и стать членом христ. общины,
взрослый человек должен был
засвидетельствовать свою веру (ср. Деян
8, 36-38).
В
дальнейшем, в соответствии с н.-з.
предписанием крестить во имя Отца, Сына
и Святого Духа (ср. Мф 28, 19), на смену
христологическим пришли троичные
формулы крещального исповедания веры,
структура которых соответствует
выражению веры в три Лица Божественной
Троицы. Тертуллиан и Ириней Лионский
свидетельствуют, что в кон. II в.
новокрещаемого спрашивали, верует ли
он в Бога Отца, в Сына Божьего Иисуса
Христа и в Святого Духа; тот каждый раз
должен был ответить: «Верую». Т.о.,
исповедание веры имело диалогическую
форму серии вопросов и ответов. Traditio
apostolica (Апостольское
предание,
обычно приписывается Ипполиту Римскому,
ок. 215) приводит текст такого троичного
диалогического исповедания, употреблявшийся
в Римской Церкви (DH
10).
Это исповедание представляет собой
одну из ранних форм распространенного
в Зап. Церкви С.в., позднее известного
как Апостольский
символ веры
и поныне широко употребляющегося не
только при крещении, но и в Литургии
часов, в катехизисах и в повседневных
молитвах.
Развитие
ин-та подготовки к крещению катехумената
— привело в IV в. к появлению С.в. в
декларативной форме, посредством которой
крещаемый выражал свою веру самостоятельно,
без наводящих вопросов. При вступлении
во 2-й этап катехумената, имеющий характер
более непосредственной и более интенсивной
подготовки, епископ сообщал готовившимся
ко крещению кандидатам С.в. в ходе особого
обряда traditio symboli
(«передача
символа»). В дальнейшем катехумены
должны были выучить С.в. наизусть, а
епископ последовательно объяснял им
все его части. Накануне крещения кандидаты
произносили С.в. в ходе обряда, называвшегося
redditio symboli («возвращение
символа»).
Древние
С.в., имея ряд общих элементов, различались
в разных местных Церквях. Общецерк.
текст исповедания веры был впервые
принят на I Никейском соборе с целью
выразить церк. позицию в отношении ереси
арианства. Принятый этим собором С.в. в
дальнейшем был модифицирован I
Константинопольским собором (а именно,
дополнен развернутым учением о Святом
Духе — против пневматомахоб)
и лег в основу т.н. Никео-Константинопольского
символа веры. Первым
сохранившимся документом, в котором
приводится текст Никео-Кон·
стантинопольского символа веры,
являются документы Халкидонского собора
(451). Мнения совр. исследователей о
происхождении этого С.в. сильно расходятся:
неясно, насколько он связан с С.в.,
принятым на Никейском соборе; лежат ли
в основе данного С.в. и С.в. Никейского
собора к.-л. предшествующие местные
крещальные С.в.; принят ли данный С.в. в
противовес пневматомахам или, напротив,
стал исходным пунктом в спорах с
пневматомахами на соборе; провозгласил
ли I Константиноп. собор данный С.в. или
лишь использовал его при крещении,
проходившем во время собора.
Никео-Константинопольский
символ веры во 2-й
пол. V в. быстро получил роль крещального
С.в. в Константинополе и его окрестностях;
в Риме он был введен в обряд крещения,
по-видимому, в VII в. Монофизитский
Антиохийский еп. Пётр ок. 480 ввел чтение
Никео-Константинопольского символа
веры в Божественную
литургию, по-видимому, стремясь показать
свою верность церк. традиции,
предшествовавшей Халкидонскому собору.
Ок. 515 Константиноп. патр. Тимофей I ввел
чтение данного С.в. в Божественную
литургию также в Константинополе (в это
время еще продолжалась Акакиева схизма).
В 568 имп. Юстин II утвердил такое чтение
как обязательное. В литургии визант.
обряда С.в. читается после поцелуя мира
и перед анафорой.
В
Зап. Церкви решение о введении данного
С.в. в -«мессу было впервые принято на
III Толедском соборе 589, что было связано
с обращением короля Реккареда из
арианства в катол. веру. В Испании С.в.,
в отличие от визант. обычая, читался
после анафоры перед Молитвой Господней.
Под влиянием Испании практика чтения
С.в. на мессе в VII—VIII вв. широко
распространилась на Британских о-вах,
а затем в континентальной Европе
благодаря деятельности ирл. миссионеров.
В то же время С.в. стал читаться после
Евангелия. В Риме чтение С.в. на мессе
было принято лишь в XI в. В Зап. Церкви
С.в. традиционно читается на мессе лишь
по воскресеньям и гл. праздникам. В
соответствии с целью наставления народа
в вере на мессе С.в. долгое время читался
всем народом; мелодическое оформление
С.в. также возникло позже, чем у др. частей
мессы (см. Credo).
Приведенный
в канонах III Толедского собора лат. текст
С.в. содержит слово Filioque («и
от Сына»): речь идет об исхождении Святого
Духа от Отца и Сына, тогда как греч. текст
С.в. упоминал лишь об исхождении Святого
Духа от Отца; это добавление, вместе с
самой практикой чтения С.в. на мессе,
постепенно распространилось во всей
Зап. Церкви и стало темой многовековой
полемики с вост. Христианами.
После
литургической реформы 1969 на мессе лат.
обряда вместо Никео-Константинопольского
символа веры в
определенных обстоятельствах может
читаться Апостольский символ
веры.
Помимо
этих двух С.в. в зап. традиции сохранился
т.н. Афанасьевский
символ веры,
возникший, по-видимому, в Юж. Галлии во
2-й пол. V в. Этот С.в., весьма подробно
излагающий учение о Троице и, возможно,
представляющий собой ритмический
парафраз текста из трактата De
Trinitate (1,
4,
7) Августина, никогда не использовался
при крещении, а читался прежде всего во
время Литургии часов. Литург. реформа
существенно ограничила использование
данного С.в. в богослужении Католической
Церкви, однако он продолжает занимать
важное место во мн. протест, направлениях,
в т.ч. в англиканстве (Англиканская
Церковь) и лютеранстве; он входит также
в богослужебные книги Правосл. Церкви.
На
протяжении столетий Католическая
Церковь приняла ряд новых вероисповедных
формул , включающих осн. положения
древних С.в., но применяющих их к новым
ист. ситуациям (напр., в связи с появлением
новых ересей или с воссоединением
христиан, ранее находившихся в схизме).
Сюда относятся, в частности,
С.в.
Льва IX (1053), Firmiter (1215),
Исповедание Михаила
Палеолога
(1267), декреты Ферраро-Флорентийского
собора для греков, армян (1439) и яковитов
(1442), Исповедание
Тридентского собора
(1564), «антимодернистская присяга» (1910)
и др. Вероисповедные тексты, направленные
против катол. или протест, тенденций,
составили некоторые правосл. иерархи:
Константиноп. патриархи Геннадий II
(1455-56), Иеремия II (1576, 1579, 1581) и Кирилл I
Лукарис (1629, 1633), Александр, патр. Митрофан
Критопулос (1625, 1636), Киевский митр. Пётр
Могила (1640), Иерус. патр. Досифей (1672),
Московский митр. Филарет (1823, 1827) и др.
Ряд направлений в протестантизме имеет
собственные вероисповедные документы
(таковы Аугсбургское
исповедание веры
в лютеранстве, Галликанское,
Бельгийское, Второе Гельветическое и
Вестминстерское исповедания
в кальвинизме, 39
статей
в англиканстве и др.), тогда как другие
(напр., методисты, квакеры) не считают
необходимыми к.-л. авторитетные правила
веры.
В
1967 по случаю 1900-летия мученичества апп.
Петра и Павла Папа Павел VI обнародовал
Символ веры народа Божьего
— парафраз Никео-Константинопольского
символа веры,
содержащий богосл. разъяснение различных
положений, с целью дать ориентир совр.
христианам в вероучении и молитве.
В
ходе возрождения многоступенчатого
катехумената в Католической Церкви в
Чине христианского посвящения
взрослых (1972)
восстановлены древние обычаи передачи
и возвращения С.в., при этом могут
использоваться как Апостольский,
так и Никео-Константинопольский
символы веры.
При
совершении крещения С.в., по древней
традиции, употребляется в диалогической
форме вопросов и ответов; в случае
крещения младенца веру от его имени
исповедуют его родители и восприемники.
Та же диалогическая форма используется
на мессе навечерия Пасхи при обновлении
крещальных обетов.
А.
Горелов
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 767-770.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.