Секвенция - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Секвенция

Секвенция (лат. sequentia последование) — жанр зап. литургической ср.-век. монодии, распространенный в римском обряде в IX-XVI вв.; исполнялась, как правило, между аллилуйей и чтением из евангелия (изредка вместо гимна на вечерне и иногда на утрене; кроме того, с. Victimae paschali laudes и Mane prima sabbatiвошли в литург. драму Visitatio sepulchri Посещение гроба).

С. происходит от тропирования Аллилуйи мессы, которое заключалось в расширении или замене обиляции (широкого распева на последнем слоге -ia) последней (повторяемой после стиха) alleluia. Возникающие при этом длительные последования звуков (и невм) и дали название жанру. Др. обозначения — sequentia сит prosa (С. с прозой), или prosa ad sequentiam(проза к С.); melodia (мелодия); пеита, или рпеита (невма); особый случай — наименование Ноткером Заикой сборника своих С. как Liber [h]утпоrит (Книга гимнов). Тексты С. (если они есть), прозаические или поэтические, не заимствованы ни из Библии, ни из др. источников, но заново сочинены, как правило, на лат. языке.

В отличие от др. жанров литург. монодии, в С. первичен напев, а не текст, в связи с чем имеется большее количество текстов, предназначенных меньшему числу мелодий. С. обрабатывались многоголосно. В Средневековье было создано ок. 5000 С. Тексты С. (особенно Stabat Mater (Dies irae) служили основой создания многоголосных сочинений, независимых от первоначальных мелодий.

Первые употребления терминов sequentia и prosaотносятся к 1-й пол. IX в.; первые записи С., включавшие только тексты, без напевов, были произведены во 2-й пол IX в., но уже очень скоро появилась их муз. фиксация Т.о., С. — жанр для рим. литургии сравнительно поздний, выросший не в григорианской среде (вероятно, перенесенный из богослужения галликанского обряда).

Первые С. были исключительно мелизматическими без текста (сохранены только во франц. и англ. манускриптах вплоть до сер. XI в.). Вскоре возникли первые С. с текстом, подставленным под отд. муз. отрезки (во Франции, Англии, Бельгии и Сев. Испании) или сочиненным для всей мелодии. Подтекстовки С. были предприняты сначала в Нормандии (возможно, в аббатстве Жюмьеж), затем — в аббатстве Сен-Марсьяль и в мон. Санкт-Галлен. Классическую форму С. с полным текстом создал Ноткер Заика. По его свидетельству, к составлению текстов его побудило желание облегчить запоминание мелизматических мелодий. Для ранних С. характерны: 1) силлабический склад (соотношение музыки с текстом по принципу «один звук — один слог»); 2) повторение каждой мелодической строки при неповторяющемся тексте (исключение могли составлять непарные первая и последняя строки); 3) прозаический текст, отражавший именно мелодический, а не словесный ритм; 4) текучесть мелодики за счет избегания повторяющихся звуков. Наряду с С. параллельного мелодического строения существовала небольшая группа соч. непараллельной структуры.

Во 2-й пол. XI — нач. XII в. С. пережила стилистическое перерождение. Чертами нового стиля стали стиховой ритм и (или) рифма либо ассонанс в тексте; создание мн. текстов по образцу уже имеющихся (напр., С. Victimae paschali laudes как модель); вкрапления в силлабический напев небольших распевов.

Пиком расцвета С. стали XII-XIII вв. — время стиховой С., полностью рифмованной и метризованной в соответствии с определенным поэтическим размером, что роднит ее с гимном. Тексты, составленные по определенной метрической схеме, уже не соотносились только с определенной мелодией. Напевы С. еще больше отдалились от напевов Аллилуй и. В XII в. создание С. было связано гл. обр. с августинским монастырем Сен-Виктор в Париже, где сочинены предположительно 62 С.; самый знаменитый их автор Адам Сен-Викторский, каноник мон. Сен-Виктор и певчий собора Нотр-Дам, написал ок. 40 текстов С. В последующее время при создании С. ориентировались гл. обр. на С., сочиненные в этом монастыре.

Конкретные способы исполнения С. точно не установлены, однако все исследователи сходятся в том, что С. исполнялись не сольно, а коллективно. Предполагаются следующие виды исполнения: хоровое, вокально-инструментальное, альтернация при исполнении текстовой и бестекстовой частей С. либо одновременное исполнение этих частей, распределенное между хором и солистом или между двумя половинами хора — т.е. респонсорное или антифонное.

Впервые вопрос об офиц. введении С. в литургию встал только на Тридентском соборе. С. Victimae paschali laudes, Veni Sancte Spiritus, Lauda Sion, Stabat Mater и Dies irae были предписаны как обязательные.

В результате литургической реформы, осуществленной после II Ватиканского собора, текст Dies irae перестал использоваться в качестве С. заупокойных месс, и в Римском миссале были сохранены как обязательные только две С.: Victimae paschali laudes в день Пасхи (по желанию может использоваться и в последующие дни, до субботы октавы Пасхи включительно) и Veni Sancte Spiritus в день Пятидесятницы. Кроме того, две С. рекомендуются как факультативные: Lauda Sion в торжество Тела и Крови Христа и Stabat Mater в память Скорбящей Божией Матери.

Ю. Москва

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 651-653.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024