К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Секвенция
Секвенция
(лат.
sequentia
—
последование) — жанр зап. литургической
ср.-век. монодии, распространенный в
римском обряде в IX-XVI
вв.;
исполнялась, как правило, между аллилуйей
и чтением из евангелия (изредка вместо
гимна на вечерне и иногда на утрене;
кроме того, с. Victimae
paschali laudes и
Mane
prima sabbatiвошли
в литург. драму Visitatio
sepulchri —
Посещение
гроба).
С.
происходит от тропирования
Аллилуйи
мессы, которое заключалось в расширении
или замене обиляции (широкого распева
на последнем слоге -ia) последней
(повторяемой после стиха) alleluia. Возникающие
при этом длительные последования звуков
(и невм) и дали название жанру. Др.
обозначения — sequentia
сит prosa (С.
с прозой),
или prosa ad sequentiam(проза к С.); melodia
(мелодия); пеита,
или рпеита
(невма);
особый случай — наименование Ноткером
Заикой сборника своих С. как Liber
[h]утпоrит (Книга гимнов). Тексты
С. (если они есть), прозаические или
поэтические, не заимствованы ни из
Библии, ни из др. источников, но заново
сочинены, как правило, на лат. языке.
В
отличие от др. жанров литург. монодии,
в С. первичен напев, а не текст, в связи
с чем имеется большее количество
текстов, предназначенных меньшему числу
мелодий. С. обрабатывались многоголосно.
В Средневековье было создано ок. 5000 С.
Тексты С. (особенно
Stabat Mater (Dies irae)
служили основой создания многоголосных
сочинений, независимых от первоначальных
мелодий.
Первые
употребления терминов sequentia и
prosaотносятся
к 1-й пол. IX в.; первые записи С., включавшие
только тексты, без напевов, были
произведены во 2-й пол IX в., но уже очень
скоро появилась их муз. фиксация Т.о.,
С. — жанр для рим. литургии сравнительно
поздний, выросший не в григорианской
среде (вероятно, перенесенный из
богослужения галликанского обряда).
Первые
С. были исключительно мелизматическими
без текста (сохранены только во франц.
и англ. манускриптах вплоть до сер. XI
в.). Вскоре возникли первые С. с текстом,
подставленным под отд. муз. отрезки (во
Франции, Англии, Бельгии и Сев. Испании)
или сочиненным для всей мелодии.
Подтекстовки С. были предприняты сначала
в Нормандии (возможно, в аббатстве
Жюмьеж), затем — в аббатстве Сен-Марсьяль
и в мон. Санкт-Галлен. Классическую форму
С. с полным текстом создал Ноткер Заика.
По его свидетельству, к составлению
текстов его побудило желание облегчить
запоминание мелизматических мелодий.
Для ранних С. характерны: 1) силлабический
склад (соотношение музыки с текстом по
принципу «один звук — один слог»); 2)
повторение каждой мелодической строки
при неповторяющемся тексте (исключение
могли составлять непарные первая и
последняя строки); 3) прозаический текст,
отражавший именно мелодический, а не
словесный ритм; 4) текучесть мелодики
за счет избегания повторяющихся звуков.
Наряду с С. параллельного мелодического
строения существовала небольшая группа
соч. непараллельной структуры.
Во
2-й пол. XI — нач. XII в. С. пережила
стилистическое перерождение. Чертами
нового стиля стали стиховой ритм и (или)
рифма либо ассонанс в тексте; создание
мн. текстов по образцу уже имеющихся
(напр., С. Victimae paschali
laudes как
модель); вкрапления в силлабический
напев небольших распевов.
Пиком
расцвета С. стали XII-XIII
вв.
— время стиховой С., полностью рифмованной
и метризованной в соответствии с
определенным поэтическим размером, что
роднит ее с гимном. Тексты, составленные
по определенной метрической схеме, уже
не соотносились только с определенной
мелодией. Напевы С. еще больше отдалились
от напевов Аллилуй
и. В
XII в. создание С. было связано гл. обр. с
августинским монастырем Сен-Виктор в
Париже, где сочинены предположительно
62 С.; самый знаменитый их автор Адам
Сен-Викторский, каноник мон. Сен-Виктор
и певчий собора Нотр-Дам, написал ок. 40
текстов С. В последующее время при
создании С. ориентировались гл. обр. на
С., сочиненные в этом монастыре.
Конкретные
способы исполнения С. точно не установлены,
однако все исследователи сходятся в
том, что С. исполнялись не сольно, а
коллективно. Предполагаются следующие
виды исполнения: хоровое,
вокально-инструментальное, альтернация
при исполнении текстовой и бестекстовой
частей С. либо одновременное исполнение
этих частей, распределенное между хором
и солистом или между двумя половинами
хора — т.е. респонсорное или антифонное.
Впервые
вопрос об офиц. введении С. в литургию
встал только на Тридентском соборе. С.
Victimae paschali laudes,
Veni Sancte Spiritus, Lauda Sion,
Stabat Mater и
Dies irae были
предписаны как обязательные.
В
результате литургической реформы,
осуществленной после II Ватиканского
собора, текст Dies
irae перестал
использоваться в качестве С. заупокойных
месс, и в Римском
миссале
были сохранены как обязательные только
две С.: Victimae paschali
laudes в
день Пасхи (по желанию может использоваться
и в последующие дни, до субботы октавы
Пасхи включительно) и Veni
Sancte Spiritus в
день Пятидесятницы. Кроме того, две С.
рекомендуются как факультативные: Lauda
Sion в
торжество Тела и Крови Христа и Stabat
Mater в
память Скорбящей Божией Матери.
Ю.
Москва
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 651-653.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.