К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Сакраментарий
Сакраментарий
(sacramentarium, от
sacramentum
—
«таинство») богослужебная
книга на западе, которой до
XIII в. включительно пользовались священники
при совершении таинства евхаристии.
Ввиду
дороговизны писчих материалов и крайне
экономного к ним отношения любая
богослужебная книга в то время не
содержала иных текстов, помимо произносимых
служителем,
для
которого она предназначалась; поэтому
С.
содержали
в основном лишь тот набор текстов,
который был необходим предстоятелю
мессы, и не включали в себя библ. чтения,
песнопения и рубрики. В состав С. входили,
как правило, канон мессы (анафора), а
также священнические молитвы частных
последований различных
дней
литург. Года.
Самый
древний из дошедших до нас С. (как и
вообще
богослужебных
манускриптов римского обряда), По-
видимому, представлен в виде неполной
рукописной книги из Веронской библиотеки
(cod.
LXXXV), которую
первоначально приписывали Папе Льву I
Великому ввиду чего она получила название
Сакраментарий
Льва (Sacramentarium
Leonianum);
ее
также именуют Веронским
сакраментарием (Sacramentarium
Veronense).
В
этом кодексе нач. VII в. сохранились только
тексты частных последований некоторых
праздников.
Одним
из наиболее ранних С. является т.н.
Древний сакраментарий
Гелазия (Sacramentarium
Gelasianum Vetus): он
содержит рим. литург. материал, хотя и
более позднего времени, чем период
понтификата Гелазия I, которому он
первоначально был атрибутирован, однако
определенно не позже нач. VII в. Это первый
С., в котором тексты частных последований
праздников упорядочены в соответствии
с кругом литург. года. В этом С. представлен
и тримский канон, текст которого мало
отличается от нынешнего. Некоторые
элементы текста кодекса свидетельствуют
о том, что он был переписан во Франкском
королевстве в кон. VII в. Там же на рубеже
VII—VIII вв, оформился и Франкский
миссал (Missale Francorum; при
описаниях литург. рукописей в XVII в. для
обозначения С. зачастую применялся
термин миссал), содержащий смешение
рим. и галликанских элементов.
Т.н.
Сакраментарий Григория Великого
(или Адриана) своей
основой имеет книгу, подаренную ок. 790
Папой Адрианом I Карлу Великому в качестве
образца для Франкского королевства.
Этот С. получил там широкое распространение,
включив в различных списках галликанские
дополнения. Возможно, исходный текст,
в свою очередь, основывался на С.,
восходящем ко времени Григория I Великого
(откуда и происходит первое название).
Самый древний список этого С., хранящийся
в Падуанской библиотеке, датируется IX
в.
Галликанский
обряд представлен рядом собственных
С.: Древний Галликанский миссал
и Готский миссал
(рубеж VII—VIII вв.), Миссал Боббио
(VIII в.). Сохранились также С. амвросианского
и мозарабского обрядов.
Осн.
часть дошедших до нас рукописей С.
относится к высокому и позднему
Средневековью.
Начиная
с IX в., с постепенным вхождением в
богослужебную практику частных месс
(совершавшихся священником без народа),
появилась необходимость того, чтобы
все произносимые на мессе тексты были
собраны в одной книге, что привело к
постепенному вытеснению С. миссалом.
В
ходе литургической реформы после II
Ватиканского собора мн. исчезнувшие из
употребления молитвенные тексты,
сохранившиеся в ранних С., были возвращены
в богослужебный обиход.
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 471-473.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.