Сакраментарий - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Сакраментарий

Сакраментарий (sacramentarium, от sacramentum — «таинство») богослужебная книга на западе, которой до XIII в. включительно пользовались священники при совершении таинства евхаристии.

Ввиду дороговизны писчих материалов и крайне экономного к ним отношения любая богослужебная книга в то время не содержала иных текстов, помимо произносимых служителем, для которого она предназначалась; поэтому С. содержали в основном лишь тот набор текстов, который был необходим предстоятелю мессы, и не включали в себя библ. чтения, песнопения и рубрики. В состав С. входили, как правило, канон мессы (анафора), а также священнические молитвы частных последований различных дней литург. Года.

Самый древний из дошедших до нас С. (как и вообще богослужебных манускриптов римского обряда), По- видимому, представлен в виде неполной рукописной книги из Веронской библиотеки (cod. LXXXV), которую первоначально приписывали Папе Льву I Великому ввиду чего она получила название Сакраментарий Льва (Sacramentarium Leonianum); ее также именуют Веронским сакраментарием (Sacramentarium Veronense). В этом кодексе нач. VII в. сохранились только тексты частных последований некоторых праздников.

Одним из наиболее ранних С. является т.н. Древний сакраментарий Гелазия (Sacramentarium Gelasianum Vetus): он содержит рим. литург. материал, хотя и более позднего времени, чем период понтификата Гелазия I, которому он первоначально был атрибутирован, однако определенно не позже нач. VII в. Это первый С., в котором тексты частных последований праздников упорядочены в соответствии с кругом литург. года. В этом С. представлен и тримский канон, текст которого мало отличается от нынешнего. Некоторые элементы текста кодекса свидетельствуют о том, что он был переписан во Франкском королевстве в кон. VII в. Там же на рубеже VII—VIII вв, оформился и Франкский миссал (Missale Francorum; при описаниях литург. рукописей в XVII в. для обозначения С. зачастую применялся термин миссал), содержащий смешение рим. и галликанских элементов.

Т.н. Сакраментарий Григория Великого (или Адриана) своей основой имеет книгу, подаренную ок. 790 Папой Адрианом I Карлу Великому в качестве образца для Франкского королевства. Этот С. получил там широкое распространение, включив в различных списках галликанские дополнения. Возможно, исходный текст, в свою очередь, основывался на С., восходящем ко времени Григория I Великого (откуда и происходит первое название). Самый древний список этого С., хранящийся в Падуанской библиотеке, датируется IX в.

Галликанский обряд представлен рядом собственных С.: Древний Галликанский миссал и Готский миссал (рубеж VII—VIII вв.), Миссал Боббио (VIII в.). Сохранились также С. амвросианского и мозарабского обрядов.

Осн. часть дошедших до нас рукописей С. относится к высокому и позднему Средневековью.

Начиная с IX в., с постепенным вхождением в богослужебную практику частных месс (совершавшихся священником без народа), появилась необходимость того, чтобы все произносимые на мессе тексты были собраны в одной книге, что привело к постепенному вытеснению С. миссалом.

В ходе литургической реформы после II Ватиканского собора мн. исчезнувшие из употребления молитвенные тексты, сохранившиеся в ранних С., были возвращены в богослужебный обиход.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 471-473.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024