Сакраменталии - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Сакраменталии

Сакраменталии (sacramentalia), священнодейственные обряды — церк. обряды, имеющие некоторое сходство с таинствами, но таковыми не являющиеся. Согласно конст. II Ватиканского собора Sacrosanctum Conciliumо свящ. литургии, С. — это «священные знамения, которыми по некоему подобию таинств обозначаются и по ходатайству Церкви обретаются последствия по преимуществу духовные. Через них люди получают расположение к принятию первостепенного действия таинств, а различные жизненные обстоятельства освящаются» (SC 60).

Термин «С.» был введен Петром Ломбардским и в XII— XIII вв. прочно утвердился в катол. богословии, до этого самые разные обряды зачастую назывались «таинствами» (sacramenta). По мере развития схоластики и уяснения отличительных характеристик церк. таинств в качестве общего названия обрядов, не обладающих соответственными свойствами, термин «С.» представился наиболее подходящим. В Правосл. Церкви этот термин не используется, хотя отд. рус. богословы делали попытки ввести его в обиход непосредственно или в виде кальки («тайнодействия», «тайнодейственные обряды»).

Согласно учению Католической Церкви, С., в отличие от таинств, установлены не Христом, а Церковью (ср. ККЦ 1668); кроме того, в них не подается так же непосредственно, как в таинствах, благодать Св. Духа, но церк. молитвой они подготавливают человека к ее принятию и располагают к сотрудничеству с нею (ср. ККЦ 1670). Схоласт. богословие объясняет отличия С. от таинств, в частности, тем, что таинства действуют самим фактом своего совершения (ex opere operato), а С. — фактом действия Церкви (ex opere operantis Ecclesiae) и их действенность зависит не от чьей-либо личной предрасположенности, но от молитвы Церкви; однако они способны «предрасполагать к таинствам» (см. Фома Аквинский, Summa theologiae Illa, q. 65, а. 1, ad 6; q. 66, a. 10) и в любом случае направлены на них (напр., помазание катехуменов елеем, крещальные экзорцизмы и водоосвящение — на крещение, освящение алтаря — на Евхаристию и т.п.).

Можно выделить следующие группы С.: 1. Различные освящения и благословения. Их объектом могут быть как люди, так и домашние животные, природные стихии, с.-х. угодья, различные материальные вещи (предметы, вещества и т.п.), которые благословляются для их дальнейшего плодотворного использования во славу Божию и для блага людей — либо в церк. культе, либо в повседневной жизни. Благословляемые (или освящаемые) предметы и вещества могут быть как культового назначения (храм, алтарь, литург. облачения и утварь, миро, елей, крест, икона, четки, медальоны), так и бытового (дом, транспортное средство, семена, пища). Благословения могут относиться также к определенным действиям (сев, жатва, работа, учеба, путешествие). 2. Обряды посвящения людей для к.-л. служения: обряды, связанные с монашеством или иными формами посвященной Богу жизни (в т.ч. принесение монаш. обетов и посвящение дев); поставление в малые чины (в наст, время в Католической Церкви латинского обряда — в чтецы и аколиты); благословение на некоторые служения в Церкви (напр., катехетов) и т. п. 3. Экзорцизмы. 4. Заупокойные обряды (отпевание, поминовение усопших).

Традиционно большая часть С. совершалась священниками, а некоторые (напр., поставления на церк. служения) — епископами. В ходе литургической реформы после II Ватиканского собора более широкий доступ к совершению С. получили миряне: каждый крещеный призван «быть благословением и благословлять».

Характер совершения С. в большей степени, чем др. богослужений, варьируется в зависимости от местных обычаев, зачастую тесно смыкаясь с практиками нар. благочестия. «Согласно пастырским решениям епископов, сакраменталии могут отвечать потребностям, культуре и истории, присущим христианскому народу того или иного региона либо той или иной эпохи» (ККЦ 1668).

На Западе тексты С. содержались в требниках (rituale) или, в случаях обрядов, совершаемых епископом, в понтификалах. После Тридентского собора чинопоследования или молитвы осн. С. были зафиксированы в Римском требнике (Rituale Romanum), Римском понтификале (Pontificale Romanum) и Епископском церемониале (Caeremoniale Episcoporum), которые после II Ватиканского собора были существенно пересмотрены: ревизии подверглись отд. чинопоследования С., а также были включены мн. Новые.

В греч. визант. традиции тексты подобных обрядов содержались в евхологиях; в рус. традиции они вошли в состав требников, а предназначенные для епископов — в чиновники архиерейского священнослужения.

В ряде зап. языков слово «С.» используется также для обозначения освященных предметов, используемых в богослужении и личном благочестии.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 469-471.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024