К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Сакраменталии
Сакраменталии
(sacramentalia),
священнодейственные обряды — церк.
обряды, имеющие некоторое сходство с
таинствами, но таковыми не являющиеся.
Согласно конст. II Ватиканского собора
Sacrosanctum
Conciliumо
свящ. литургии, С. — это «священные
знамения, которыми по некоему подобию
таинств обозначаются и по ходатайству
Церкви обретаются последствия по
преимуществу духовные. Через них люди
получают расположение к принятию
первостепенного действия таинств, а
различные жизненные обстоятельства
освящаются» (SC 60).
Термин
«С.» был введен Петром Ломбардским и в
XII— XIII вв. прочно утвердился в катол.
богословии, до этого самые разные обряды
зачастую назывались «таинствами»
(sacramenta).
По мере развития схоластики и уяснения
отличительных характеристик церк.
таинств в качестве общего названия
обрядов, не обладающих соответственными
свойствами, термин «С.» представился
наиболее подходящим. В Правосл. Церкви
этот термин не используется, хотя отд.
рус. богословы делали попытки ввести
его в обиход непосредственно или в виде
кальки («тайнодействия», «тайнодейственные
обряды»).
Согласно
учению Католической Церкви, С., в отличие
от таинств, установлены не Христом, а
Церковью (ср. ККЦ 1668); кроме того, в них
не подается так же непосредственно, как
в таинствах, благодать Св. Духа, но церк.
молитвой они подготавливают человека
к ее принятию и располагают к сотрудничеству
с нею (ср. ККЦ 1670). Схоласт. богословие
объясняет отличия С. от таинств, в
частности, тем, что таинства действуют
самим фактом своего совершения (ex
opere operato),
а С. — фактом действия Церкви (ex
opere operantis Ecclesiae)
и их действенность зависит не от чьей-либо
личной предрасположенности, но от
молитвы Церкви; однако они способны
«предрасполагать к таинствам» (см. Фома
Аквинский, Summa
theologiae
Illa, q. 65, а.
1,
ad 6; q. 66, a. 10) и
в любом случае направлены на них (напр.,
помазание катехуменов елеем, крещальные
экзорцизмы и водоосвящение — на крещение,
освящение алтаря — на Евхаристию и
т.п.).
Можно
выделить следующие группы С.: 1. Различные
освящения и благословения. Их объектом
могут быть как люди, так и домашние
животные, природные стихии, с.-х. угодья,
различные материальные вещи (предметы,
вещества и т.п.), которые благословляются
для их дальнейшего плодотворного
использования во славу Божию и для блага
людей — либо в церк. культе, либо в
повседневной жизни. Благословляемые
(или освящаемые) предметы и вещества
могут быть как культового назначения
(храм, алтарь, литург. облачения и утварь,
миро, елей, крест, икона, четки, медальоны),
так и бытового (дом, транспортное
средство, семена, пища). Благословения
могут относиться также к определенным
действиям (сев, жатва, работа, учеба,
путешествие). 2. Обряды посвящения людей
для к.-л. служения: обряды, связанные с
монашеством или иными формами посвященной
Богу жизни (в т.ч. принесение монаш.
обетов и посвящение дев); поставление
в малые чины (в наст, время в Католической
Церкви латинского обряда — в чтецы и
аколиты); благословение на некоторые
служения в Церкви (напр., катехетов) и
т. п. 3. Экзорцизмы. 4. Заупокойные обряды
(отпевание, поминовение усопших).
Традиционно
большая часть С. совершалась священниками,
а некоторые (напр., поставления на церк.
служения) — епископами. В ходе литургической
реформы после II Ватиканского собора
более широкий доступ к совершению С.
получили миряне: каждый крещеный призван
«быть благословением и благословлять».
Характер
совершения С. в большей степени, чем др.
богослужений, варьируется в зависимости
от местных обычаев, зачастую тесно
смыкаясь с практиками нар. благочестия.
«Согласно пастырским решениям епископов,
сакраменталии могут отвечать потребностям,
культуре и истории, присущим христианскому
народу того или иного региона либо той
или иной эпохи» (ККЦ 1668).
На
Западе тексты С. содержались в требниках
(rituale)
или, в случаях обрядов, совершаемых
епископом, в понтификалах. После
Тридентского собора чинопоследования
или молитвы осн. С. были зафиксированы
в Римском
требнике (Rituale
Romanum), Римском
понтификале (Pontificale
Romanum)
и
Епископском
церемониале
(Caeremoniale
Episcoporum),
которые
после II Ватиканского собора были
существенно пересмотрены: ревизии
подверглись отд. чинопоследования С.,
а также были включены мн. Новые.
В
греч. визант. традиции тексты подобных
обрядов содержались в евхологиях;
в рус. традиции они вошли в состав
требников, а предназначенные для
епископов — в чиновники архиерейского
священнослужения.
В
ряде зап. языков слово «С.» используется
также для обозначения освященных
предметов, используемых в богослужении
и личном благочестии.
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 469-471.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.