К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Рукоположение
Рукоположение
(лат.
ordinatio),
хиротония (греч. χειροτονία)
—
обряд таинства священства. Посредством
Р. совершается поставление (посвящение)
кандидата в одну из трех степеней
священства, ввиду чего различают Р. в
диаконы, в пресвитеры и в епископы. Эти
обряды имеют структурные сходства,
которые присутствуют на уровне каждой
отд. литург. традиции, но в некоторой
мере проявляются и при сопоставлении
традиций.
Возложение
рук (έπίθεσις των χειρών)
и молитва при поставлении
на особое служение в Церкви известны
уже в апост. времена (Деян 6, 6; 13, 3; 1 Тим
4, 14; 2 Тим 1, 6). Тем не менее греч. термин
χειροτονία, традиционно
толкуемый как «возложение рук» (и поэтому
переведенный на церковнославянский
как Р.), первоначально имел значение
«протягивания руки»: последнее было
обычным жестом при голосовании, и, т.о.,
термин отражает древнюю церк. практику
избрания народом кандидатов в степени
священства.
Наиболее
раннее подробное описание Р. обнаруживается
в Апостольском предании,
приписываемом Ипполиту Римскому (нач.
III в.). Представленный там обряд епископского
Р. довольно прост: в воскресный день
собираются клирики и народ вместе с
епископами соседних Церквей; с согласия
присутствующих епископы возлагают руки
на новоизбранного, в то время как все
собравшиеся молятся в молчании, призывая
Святого Духа; затем одного из
епископов просят возложить руки на голову кандидата и произнести молитву
посвящения, в которой испрашивается
ниспослание Святого Духа на избранника.
Новый епископ сразу после этого совершает
Божественную литургию. В том же памятнике
описываются пресвитерское и диаконское
Р., также совершаемые в присутствии
верных и включающие возложение рук
епископа на голову кандидата и молитву
посвящения, призывающую Святого Духа.
Как
свидетельствуют тексты VI-IX
вв., в Рим. Церкви Р.
происходило торжественно при большом
стечении клира и народа. В начале мессы
кандидаты вызывались по именам и выходили
на всеобщее обозрение, причем каждый,
кто имел возражения, мог их открыто
высказать, а молчание рассматривалось
как знак одобрения. Перед чтением
Евангелия кандидатов представляли
Папе. Кандидаты простирались ниц, и над
ними произносились литании. Затем Папа
прочитывал молитву посвящения.
В
дальнейшем, в ходе развития рим. обряда
во Франкском королевстве, а затем и в
Свящ. Рим. империи, рим. практика Р.
претерпела эволюцию, дополнившись, в
частности, помазанием освященным миром
рук, а при Р. пресвитеров и епископов —
также головы; к этому добавился и обряд
т.н. вручения орудий
[служения] (traditio
instrumentorum).
Чинопоследования
Р. рим. обряда сильно варьировались в
разных Церквях Запада на протяжении
всего Средневековья и были окончательно
унифицированы и
закреплены только в кон. XVI в. в
опубликованном после Тридентского
собора Римском
понтификале
(понтификал). Общими элементами для Р.
во все 3 степени свяшенства являются:
представление кандидата (архидиаконом,
а при епископском Р. — старшим из
сослужаших предстоятелю епископов);
простирание кандидата ниц перед
посвящением; возложение рук
предстоятельствующего епископа на
голову кандидата (при диаконском Р. —
только правой руки); пространная молитва
(из-за некоторых сходств с префацией
мессы именуемая «префацией»), тексты
которой различны при Р. в каждую из
степеней, но всегда содержат эпиклесис
(призывание Святого Духа на посвящаемого);
слова епископа «Прими Духа Святого»
(«Accipe
Spiritum Sanctum»), обращенные
к рукополагаемому и произносимые сразу
после возложения рук; traditio
instrumentorum (вручаются
соответствующее каждой из степеней
священства литург. облачение и, кроме
того, диакону — Евангелие, пресвитеру
чаша с вином и шатена с неосвященной
гостией, епископу жезл, перстень и
Евангелие; вручение
каждого предмета сопровождается
напутственным текстом, зачастую с
символическим или аллегорическим
толкованием значения данного предмета).
В начале епископского Р. имеют место
клятва (iuramentum)
кандидата
и испытание
(examen)
его намерений и веры в форме канонически
фиксированных вопросов и ответов,
последняя серия которых представляет
собой пространное исповедание веры;
при пресвитерском Р. неопресвитер
приносит обет послушания своему
ординарию. В чине епископского Р. префация
предваряется Литанией
всем святым,
а в чине пресвитерского Р. после нее
поется гимн Veni
Creator Spiritus (при
епископском Р. тот же гимн может
исполняться в середине префации).
Епископское Р. содержит также древний
элемент, сохранившийся и в ряде вост.
традиций (в т.ч. византийской): перед
возложением рук над головой рукополагаемого
держится раскрытая книга Евангелия.
При завершении пресвитерского и
епископского Р. имеют место помазания:
неопресвитеру епископ помазывает руки
елеем катехуменов, а новорукоположенному
епископу — голову и руки св. миром. Хотя
в отд. случаях считалось допустимым
совершение Р. и вне мессы, обычно Р. во
все степени священства происходило на
мессе, перед чтением Евангелия (однако
последние обряды чинопоследований
пресвитерского и епископского Р. должны
были происходить уже в конце мессы).
В
связи с практич. проблемой действительности
Р. в конкретных случаях важную роль
играл вопрос о том, что является главным
для Р. и, соответственно, с какого момента
чина Р. можно быть уверенным, что таинство
совершилось. Со времен позднего
Средневековья, по мере развития в Зап.
Европе схоласт, богословия, свойственное
ему стремление четко определить материю
и форму каждого таинства не находило
однозначного решения применительно к
таинству священства. Одни богословы и
канонисты считали гл. моментом совершения
таинства возложение рук и слова «Прими
Святого Духа», другие — traditio
instrumentorum, третьи
— помазание. При всех отличиях Р. в
византийском обряде Ферраро-Флорентийский
собор признал действительными визант.
Р. и не потребовал от греков внесения
изменений в чинопоследования. Богосл.
и историко-литург. исследования 1-й пол.
XX в. позволили прийти к большей ясности,
нашедшей выражение на уровне офиц. церк.
учения в апост. конст. Папы Пия XII
Sacramentum Ordinis (30.11.1947),
где определены материя и форма таинства
священства, необходимые для его
действительности. Предваряющая новый
Римский понтификах
апост. конст. Папы Павла VI Pontificalis
Romani(18.06.1968),
следуя учению Пия XII, называет для Р. в
каждую из степеней священства материей
таинства возложение рук епископа на
голову кандидата, а формой молитву
посвящения.
Молитвы
посвящения, содержавшие многочисл.
в.-з. реминисценции, которые рассматриваются
как прообразы священства НЗ (ср. ККЦ
1541), при разработке новых чинопоследований
были существенно пересмотрены и обогащены
элементами текстов из раннехрист.
традиции, а также из документов II
Ватиканского собора. Возложение рук
предстоятельствующим епископом при
епископском Р. дополняется возложением
рук каждого из сослужащих епископов, а
при пресвитерском — сослужащих
пресвитеров. В наст. время Р. в каждую
из степеней священства содержит
напутствие со стороны предстоятельствующего
епископа (при епископском Р. зачитывается
также Апостольский
мандат),
испытание намерений кандидата и
принесение им определенных обетов в
форме ответов на вопросы епископа, а
также Литанию всем
святым,
которая поется или читается собранием
над простершимися ниц кандидатами.
Неопресвитерам епископ помазывает
миром руки, новорукоположенному епископу
— голову. При епископском Р. гимн Veni
Creator Spiritus предваряет
молитву посвящения. Вручение облачений
происходит без слов, а при вручении др.
символов служения (которые остаются
прежними) произносятся соответствующие
формулы (они претерпели изменения).
В
визант. обряде Р. в каждую из степеней
священства начинается с молитвы о
нисполании благодати на рукополагаемых.
Потом следует молитва общины в форме
ектений. После этого предстоятельствующий
епископ произносит две эпиклетические
молитвы с возложением рук на голову
рукополагаемого, который затем надевает
свойственные его новому сану литург.
облачения; при вручении каждого из
облачений епископ говорит Аксиос
(«Достоин»), и это слово троекратно
повторяется нараспев сперва клириками,
а потом и народом. Р. происходит во время
Божественной литургии: диаконское —
после евхарист. канона, пресвитерское
— после великого входа, епископское —
после малого входа. Принявший Р. участвует
в преподании причастия, и
закреплены только в кон. XVI в. в
опубликованном после Трентского собора
Римском понтификале
(понтификал). Общими элементами для Р.
во все 3 степени священства являются:
представление кандидата (архидиаконом,
а при епископском Р. — старшим из
сослужащих предстоятелю епископов);
простирание кандидата нии перед
посвящением; возложение рук
предстоятельствующего епископа на
голову кандидата (при диаконском Р. —
только правой руки); пространная молитва
(из-за некоторых сходств с префацией
мессы именуемая «префацией»), тексты
которой различны при Р. в каждую из
степеней, но всегда содержат эпиклесис
(призывание Святого Духа на посвящаемого);
слова епископа «Прими Духа Святого»
(«Accipe
Spiritum Sanctum»), обращенные
к рукополагаемому и произносимые сразу
после возложения рук; traditio
instrumentorum (вручаются
соответствующее каждой из степеней
священства литург. облачение и, кроме
того, диакону — Евангелие, пресвитеру
чаша с вином и патена с неосвященной
гостией, епископу жезл, перстень
и Евангелие; вручение
каждого предмета сопровождается
напутственным текстом, зачастую с
символическим или аллегорическим
толкованием значения данного предмета).
В начале епископского Р. имеют место
клятва (iuramentum)
кандидата и испытание
(examen)
его намерений и веры в форме канонически
фиксированных вопросов и ответов,
последняя серия которых представляет
собой пространное исповедание веры;
при пресвитерском Р. неопресвитер
приносит обет послушания своему
ординарию. В чине епископского Р. префация
предваряется Литанией
всем святым,
а в чине пресвитерского Р. после нее
поется гимн Veni
Creator Spiritus (при
епископском Р. тот же гимн может
исполняться в середине префации).
Епископское Р. содержит также древний
элемент, сохранившийся и в ряде вост.
традиций (в т.ч. византийской): перед
возложением рук над головой рукополагаемого
держится раскрытая книга Евангелия.
При завершении пресвитерского и
епископского Р. имеют место помазания:
неопресвитеру епископ помазывает руки
елеем катехуменов, а новорукоположенному
епископу — голову и руки св. миром. Хотя
в отд. случаях считалось допустимым
совершение Р. и вне мессы, обычно Р. во
все степени священства происходило на
мессе, перед чтением Евангелия (однако
последние обряды чинопоследований
пресвитерского и епископского Р. должны
были происходить уже в конце мессы).
В
связи с практич. проблемой действительности
Р. в конкретных случаях важную роль
играл вопрос о том, что является главным
для Р. и, соответственно, с какого момента
чина Р. можно быть уверенным, что таинство
совершилось. Со времен позднего
Средневековья, по мере развития в Зап.
Европе схоласт, богословия, свойственное
ему стремление четко определить материю
и форму каждого таинства не находило
однозначного решения применительно к
таинству священства. Одни богословы и
канонисты считали гл. моментом совершения
таинства возложение рук и слова «Прими
Святого Духа», другие — traditio
instrumentorum,
третьи — помазание. При всех отличиях
Р. в византийском обряде Ферраро-Флорентийский
собор признал действительными визант.
Р. и не потребовал от греков внесения
изменений в чинопоследования. Богосл.
и историко-литург. исследования 1-й пол.
XX в. позволили прийти к большей ясности,
нашедшей выражение на уровне офиц. церк.
учения в апост. конст. Папы Пия XII
Sacramentum Ordinis (30.11.1947),
где определены материя и форма таинства
священства, необходимые для его
действительности. Предваряющая новый
Римский понтификал
апост. конст. Папы Павла VI Pontificalis
Romani(18.06.1968),
следуя учению Пия XII, называет для Р. в
каждую из степеней священства материей
таинства возложение рук епископа на
голову кандидата, а формой молитву
посвящения.
Молитвы
посвящения, содержавшие многочисл.
в.-з. реминисценции, которые рассматриваются
как прообразы священства НЗ (ср. ККЦ
1541), при разработке новых чинопоследований
были существенно пересмотрены и обогащены
элементами текстов из раннехрист.
традиции, а также из документов II
Ватиканского собора. Возложение рук
предстоятельствующим епископом при
епископском Р. дополняется возложением
рук каждого из сослужащих епископов, а
при пресвитерском — сослужащих
пресвитеров. В наст, время Р. в каждую
из степеней священства содержит
напутствие со стороны предстоятельствующего
епископа (при епископском Р. зачитывается
также Апостольский
мандат),
испытание намерений кандидата и
принесение им определенных обетов в
форме ответов на вопросы епископа, а
также Аитанию всем
святым,
которая поется или читается собранием
над простершимися ниц кандидатами.
Неопресвитерам епископ помазывает
миром руки, новорукоположенному епископу
— голову. При епископском Р. гимн Veni
Creator Spiritus предваряет
молитву посвящения. Вручение облачений
происходит без слов, а при вручении др.
символов служения (которые остаются
прежними) произносятся соответствующие
формулы (они претерпели изменения).
В
визант. обряде Р. в каждую из степеней
священства начинается с молитвы о
нисполании благодати на рукополагаемых.
Потом следует молитва общины в форме
ектений. После этого предстоятельствующий
епископ произносит две эпиклетические
молитвы с возложением рук на голову
рукополагаемого, который затем надевает
свойственные его новому сану литург.
облачения; при вручении каждого из
облачений епископ говорит Аксиос
(«Достоин»), и это слово троекратно
повторяется нараспев сперва клириками,
а потом и народом. Р. происходит во время
Божественной литургии: диаконское —
после евхарист. канона, пресвитерское
— после великого входа, епископское —
после малого входа. Принявший Р. участвует
в преподании причастия.
Поскольку,
согласно учению Католической Церкви
(как и в Правосл. Церквях), служителем
таинства священства является епископ
(ККЦ 1575-76; ККП 1012; ККВЦ 744), никто другой
не вправе совершать обряд Р. В соответствии
с древней традицией Востока и Запада,
епископское Р. должны (за исключением
случаев крайней необходимости) совершать
неск. епископов (по правилам Лат. Церкви
— не менее трех).
Хотя
посвящение в различные виды церк.
служения, не являющиеся степенями
священства, не рассматривается как
таинство, в ранней Церкви оно, как
правило, совершалось епископом и в
Византии обозначалось, как и Р., словом
χεφοτονία
(именно
так называются в визант. евхологиях
чины поставления диаконисы, иподиакона,
чтеца, певчего, свещеносца, игумена).
Термин хиротесия (χειροθεσία
—
досл. «возложение рук») появился
сравнительно поздно и используется в
наст, время для обозначения чинопоследований
совершаемых епископом поставлений в
чтецы и иподиаконы. В рим. традиции
поставление в малые чины и субдиаконы
(хотя последние ранее относились к
великим чинам поставление не рассматривалось
как сакраментальное) именовалось
ordinatio,подобно
диаконскому и священническому Р. (для
епископского Р. чаще использовалось
слово consecratio —
«посвящение»). После упразднения в 1972
в Лат. Церкви чина субдиаконов и малых
чинов, в результате чего чтецы и аколиты
стали рассматриваться как «поставленные
служители-миряне», были разработаны
новые чинопоследования поставлений в
чтецы и в аколиты.
В
церк. истории существует еще один обряд,
тесно связанный с Р. — литургически
оформленное извержение
из сана.
Чинопоследования извержений (degradatio)
из каждого чина церковнослужителей
обнаруживаются в дореформенном Римском
понтификале.
Каждое из чинопоследований извержения
представляет собой как бы «негатив»
обряда поставления в соответствующий
чин, где traditio
instrumentorum заменено
изъятием у наказуемого свойственных
данному чину облачений и символов, что
в каждом случае сопровождается
«негативными» формулами. В реформированном
Римском понтификале
этот раздел не сохранен.
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 411-416.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.