Рукоположение - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Рукоположение

Рукоположение (лат. ordinatio), хиротония (греч. χειροτονία) — обряд таинства священства. Посредством Р. совершается поставление (посвящение) кандидата в одну из трех степеней священства, ввиду чего различают Р. в диаконы, в пресвитеры и в епископы. Эти обряды имеют структурные сходства, которые присутствуют на уровне каждой отд. литург. традиции, но в некоторой мере проявляются и при сопоставлении традиций.

Возложение рук (έπίθεσις των χειρών) и молитва при поставлении на особое служение в Церкви известны уже в апост. времена (Деян 6, 6; 13, 3; 1 Тим 4, 14; 2 Тим 1, 6). Тем не менее греч. термин χειροτονία, традиционно толкуемый как «возложение рук» (и поэтому переведенный на церковнославянский как Р.), первоначально имел значение «протягивания руки»: последнее было обычным жестом при голосовании, и, т.о., термин отражает древнюю церк. практику избрания народом кандидатов в степени священства.

Наиболее раннее подробное описание Р. обнаруживается в Апостольском предании, приписываемом Ипполиту Римскому (нач. III в.). Представленный там обряд епископского Р. довольно прост: в воскресный день собираются клирики и народ вместе с епископами соседних Церквей; с согласия присутствующих епископы возлагают руки на новоизбранного, в то время как все собравшиеся молятся в молчании, призывая Святого Духа; затем одного из епископов просят возложить руки на голову кандидата и произнести молитву посвящения, в которой испрашивается ниспослание Святого Духа на избранника. Новый епископ сразу после этого совершает Божественную литургию. В том же памятнике описываются пресвитерское и диаконское Р., также совершаемые в присутствии верных и включающие возложение рук епископа на голову кандидата и молитву посвящения, призывающую Святого Духа.

Как свидетельствуют тексты VI-IX вв., в Рим. Церкви Р. происходило торжественно при большом стечении клира и народа. В начале мессы кандидаты вызывались по именам и выходили на всеобщее обозрение, причем каждый, кто имел возражения, мог их открыто высказать, а молчание рассматривалось как знак одобрения. Перед чтением Евангелия кандидатов представляли Папе. Кандидаты простирались ниц, и над ними произносились литании. Затем Папа прочитывал молитву посвящения.

В дальнейшем, в ходе развития рим. обряда во Франкском королевстве, а затем и в Свящ. Рим. империи, рим. практика Р. претерпела эволюцию, дополнившись, в частности, помазанием освященным миром рук, а при Р. пресвитеров и епископов — также головы; к этому добавился и обряд т.н. вручения орудий [служения] (traditio instrumentorum).

Чинопоследования Р. рим. обряда сильно варьировались в разных Церквях Запада на протяжении всего Средневековья и были окончательно унифицированы и закреплены только в кон. XVI в. в опубликованном после Тридентского собора Римском понтификале (понтификал). Общими элементами для Р. во все 3 степени свяшенства являются: представление кандидата (архидиаконом, а при епископском Р. — старшим из сослужаших предстоятелю епископов); простирание кандидата ниц перед посвящением; возложение рук предстоятельствующего епископа на голову кандидата (при диаконском Р. — только правой руки); пространная молитва (из-за некоторых сходств с префацией мессы именуемая «префацией»), тексты которой различны при Р. в каждую из степеней, но всегда содержат эпиклесис (призывание Святого Духа на посвящаемого); слова епископа «Прими Духа Святого» («Accipe Spiritum Sanctum»), обращенные к рукополагаемому и произносимые сразу после возложения рук; traditio instrumentorum (вручаются соответствующее каждой из степеней священства литург. облачение и, кроме того, диакону — Евангелие, пресвитеру чаша с вином и шатена с неосвященной гостией, епископу жезл, перстень и Евангелие; вручение каждого предмета сопровождается напутственным текстом, зачастую с символическим или аллегорическим толкованием значения данного предмета). В начале епископского Р. имеют место клятва (iuramentum) кандидата и испытание (examen) его намерений и веры в форме канонически фиксированных вопросов и ответов, последняя серия которых представляет собой пространное исповедание веры; при пресвитерском Р. неопресвитер приносит обет послушания своему ординарию. В чине епископского Р. префация предваряется Литанией всем святым, а в чине пресвитерского Р. после нее поется гимн Veni Creator Spiritus (при епископском Р. тот же гимн может исполняться в середине префации). Епископское Р. содержит также древний элемент, сохранившийся и в ряде вост. традиций (в т.ч. византийской): перед возложением рук над головой рукополагаемого держится раскрытая книга Евангелия. При завершении пресвитерского и епископского Р. имеют место помазания: неопресвитеру епископ помазывает руки елеем катехуменов, а новорукоположенному епископу — голову и руки св. миром. Хотя в отд. случаях считалось допустимым совершение Р. и вне мессы, обычно Р. во все степени священства происходило на мессе, перед чтением Евангелия (однако последние обряды чинопоследований пресвитерского и епископского Р. должны были происходить уже в конце мессы).

В связи с практич. проблемой действительности Р. в конкретных случаях важную роль играл вопрос о том, что является главным для Р. и, соответственно, с какого момента чина Р. можно быть уверенным, что таинство совершилось. Со времен позднего Средневековья, по мере развития в Зап. Европе схоласт, богословия, свойственное ему стремление четко определить материю и форму каждого таинства не находило однозначного решения применительно к таинству священства. Одни богословы и канонисты считали гл. моментом совершения таинства возложение рук и слова «Прими Святого Духа», другие — traditio instrumentorum, третьи — помазание. При всех отличиях Р. в византийском обряде Ферраро-Флорентийский собор признал действительными визант. Р. и не потребовал от греков внесения изменений в чинопоследования. Богосл. и историко-литург. исследования 1-й пол. XX в. позволили прийти к большей ясности, нашедшей выражение на уровне офиц. церк. учения в апост. конст. Папы Пия XII Sacramentum Ordinis (30.11.1947), где определены материя и форма таинства священства, необходимые для его действительности. Предваряющая новый Римский понтификах апост. конст. Папы Павла VI Pontificalis Romani(18.06.1968), следуя учению Пия XII, называет для Р. в каждую из степеней священства материей таинства возложение рук епископа на голову кандидата, а формой молитву посвящения.

Молитвы посвящения, содержавшие многочисл. в.-з. реминисценции, которые рассматриваются как прообразы священства НЗ (ср. ККЦ 1541), при разработке новых чинопоследований были существенно пересмотрены и обогащены элементами текстов из раннехрист. традиции, а также из документов II Ватиканского собора. Возложение рук предстоятельствующим епископом при епископском Р. дополняется возложением рук каждого из сослужащих епископов, а при пресвитерском — сослужащих пресвитеров. В наст. время Р. в каждую из степеней священства содержит напутствие со стороны предстоятельствующего епископа (при епископском Р. зачитывается также Апостольский мандат), испытание намерений кандидата и принесение им определенных обетов в форме ответов на вопросы епископа, а также Литанию всем святым, которая поется или читается собранием над простершимися ниц кандидатами. Неопресвитерам епископ помазывает миром руки, новорукоположенному епископу — голову. При епископском Р. гимн Veni Creator Spiritus предваряет молитву посвящения. Вручение облачений происходит без слов, а при вручении др. символов служения (которые остаются прежними) произносятся соответствующие формулы (они претерпели изменения).

В визант. обряде Р. в каждую из степеней священства начинается с молитвы о нисполании благодати на рукополагаемых. Потом следует молитва общины в форме ектений. После этого предстоятельствующий епископ произносит две эпиклетические молитвы с возложением рук на голову рукополагаемого, который затем надевает свойственные его новому сану литург. облачения; при вручении каждого из облачений епископ говорит Аксиос («Достоин»), и это слово троекратно повторяется нараспев сперва клириками, а потом и народом. Р. происходит во время Божественной литургии: диаконское — после евхарист. канона, пресвитерское — после великого входа, епископское — после малого входа. Принявший Р. участвует в преподании причастия, и закреплены только в кон. XVI в. в опубликованном после Трентского собора Римском понтификале (понтификал). Общими элементами для Р. во все 3 степени священства являются: представление кандидата (архидиаконом, а при епископском Р. — старшим из сослужащих предстоятелю епископов); простирание кандидата нии перед посвящением; возложение рук предстоятельствующего епископа на голову кандидата (при диаконском Р. — только правой руки); пространная молитва (из-за некоторых сходств с префацией мессы именуемая «префацией»), тексты которой различны при Р. в каждую из степеней, но всегда содержат эпиклесис (призывание Святого Духа на посвящаемого); слова епископа «Прими Духа Святого» («Accipe Spiritum Sanctum»), обращенные к рукополагаемому и произносимые сразу после возложения рук; traditio instrumentorum (вручаются соответствующее каждой из степеней священства литург. облачение и, кроме того, диакону — Евангелие, пресвитеру чаша с вином и патена с неосвященной гостией, епископу жезл, перстень и Евангелие; вручение каждого предмета сопровождается напутственным текстом, зачастую с символическим или аллегорическим толкованием значения данного предмета). В начале епископского Р. имеют место клятва (iuramentum) кандидата и испытание (examen) его намерений и веры в форме канонически фиксированных вопросов и ответов, последняя серия которых представляет собой пространное исповедание веры; при пресвитерском Р. неопресвитер приносит обет послушания своему ординарию. В чине епископского Р. префация предваряется Литанией всем святым, а в чине пресвитерского Р. после нее поется гимн Veni Creator Spiritus (при епископском Р. тот же гимн может исполняться в середине префации). Епископское Р. содержит также древний элемент, сохранившийся и в ряде вост. традиций (в т.ч. византийской): перед возложением рук над головой рукополагаемого держится раскрытая книга Евангелия. При завершении пресвитерского и епископского Р. имеют место помазания: неопресвитеру епископ помазывает руки елеем катехуменов, а новорукоположенному епископу — голову и руки св. миром. Хотя в отд. случаях считалось допустимым совершение Р. и вне мессы, обычно Р. во все степени священства происходило на мессе, перед чтением Евангелия (однако последние обряды чинопоследований пресвитерского и епископского Р. должны были происходить уже в конце мессы).

В связи с практич. проблемой действительности Р. в конкретных случаях важную роль играл вопрос о том, что является главным для Р. и, соответственно, с какого момента чина Р. можно быть уверенным, что таинство совершилось. Со времен позднего Средневековья, по мере развития в Зап. Европе схоласт, богословия, свойственное ему стремление четко определить материю и форму каждого таинства не находило однозначного решения применительно к таинству священства. Одни богословы и канонисты считали гл. моментом совершения таинства возложение рук и слова «Прими Святого Духа», другие — traditio instrumentorum, третьи — помазание. При всех отличиях Р. в византийском обряде Ферраро-Флорентийский собор признал действительными визант. Р. и не потребовал от греков внесения изменений в чинопоследования. Богосл. и историко-литург. исследования 1-й пол. XX в. позволили прийти к большей ясности, нашедшей выражение на уровне офиц. церк. учения в апост. конст. Папы Пия XII Sacramentum Ordinis (30.11.1947), где определены материя и форма таинства священства, необходимые для его действительности. Предваряющая новый Римский понтификал апост. конст. Папы Павла VI Pontificalis Romani(18.06.1968), следуя учению Пия XII, называет для Р. в каждую из степеней священства материей таинства возложение рук епископа на голову кандидата, а формой молитву посвящения.

Молитвы посвящения, содержавшие многочисл. в.-з. реминисценции, которые рассматриваются как прообразы священства НЗ (ср. ККЦ 1541), при разработке новых чинопоследований были существенно пересмотрены и обогащены элементами текстов из раннехрист. традиции, а также из документов II Ватиканского собора. Возложение рук предстоятельствующим епископом при епископском Р. дополняется возложением рук каждого из сослужащих епископов, а при пресвитерском — сослужащих пресвитеров. В наст, время Р. в каждую из степеней священства содержит напутствие со стороны предстоятельствующего епископа (при епископском Р. зачитывается также Апостольский мандат), испытание намерений кандидата и принесение им определенных обетов в форме ответов на вопросы епископа, а также Аитанию всем святым, которая поется или читается собранием над простершимися ниц кандидатами. Неопресвитерам епископ помазывает миром руки, новорукоположенному епископу — голову. При епископском Р. гимн Veni Creator Spiritus предваряет молитву посвящения. Вручение облачений происходит без слов, а при вручении др. символов служения (которые остаются прежними) произносятся соответствующие формулы (они претерпели изменения).

В визант. обряде Р. в каждую из степеней священства начинается с молитвы о нисполании благодати на рукополагаемых. Потом следует молитва общины в форме ектений. После этого предстоятельствующий епископ произносит две эпиклетические молитвы с возложением рук на голову рукополагаемого, который затем надевает свойственные его новому сану литург. облачения; при вручении каждого из облачений епископ говорит Аксиос («Достоин»), и это слово троекратно повторяется нараспев сперва клириками, а потом и народом. Р. происходит во время Божественной литургии: диаконское — после евхарист. канона, пресвитерское — после великого входа, епископское — после малого входа. Принявший Р. участвует в преподании причастия.

Поскольку, согласно учению Католической Церкви (как и в Правосл. Церквях), служителем таинства священства является епископ (ККЦ 1575-76; ККП 1012; ККВЦ 744), никто другой не вправе совершать обряд Р. В соответствии с древней традицией Востока и Запада, епископское Р. должны (за исключением случаев крайней необходимости) совершать неск. епископов (по правилам Лат. Церкви — не менее трех).

Хотя посвящение в различные виды церк. служения, не являющиеся степенями священства, не рассматривается как таинство, в ранней Церкви оно, как правило, совершалось епископом и в Византии обозначалось, как и Р., словом χεφοτονία (именно так называются в визант. евхологиях чины поставления диаконисы, иподиакона, чтеца, певчего, свещеносца, игумена). Термин хиротесия (χειροθεσία — досл. «возложение рук») появился сравнительно поздно и используется в наст, время для обозначения чинопоследований совершаемых епископом поставлений в чтецы и иподиаконы. В рим. традиции поставление в малые чины и субдиаконы (хотя последние ранее относились к великим чинам поставление не рассматривалось как сакраментальное) именовалось ordinatio,подобно диаконскому и священническому Р. (для епископского Р. чаще использовалось слово consecratio — «посвящение»). После упразднения в 1972 в Лат. Церкви чина субдиаконов и малых чинов, в результате чего чтецы и аколиты стали рассматриваться как «поставленные служители-миряне», были разработаны новые чинопоследования поставлений в чтецы и в аколиты.

В церк. истории существует еще один обряд, тесно связанный с Р. — литургически оформленное извержение из сана. Чинопоследования извержений (degradatio) из каждого чина церковнослужителей обнаруживаются в дореформенном Римском понтификале. Каждое из чинопоследований извержения представляет собой как бы «негатив» обряда поставления в соответствующий чин, где traditio instrumentorum заменено изъятием у наказуемого свойственных данному чину облачений и символов, что в каждом случае сопровождается «негативными» формулами. В реформированном Римском понтификале этот раздел не сохранен.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 411-416.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Четверг, 26 Декабря

    Ближайшее празднование:
    Dominica V. Adventus Domini
    29 Декабря (осталось 3 дня)

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 2995
    Сессий: 5
    Сейчас на сайте: 89





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024