Рукоположение - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Рукоположение

Рукоположение (лат. ordinatio), хиротония (греч. χειροτονία) — обряд таинства священства. Посредством Р. совершается поставление (посвящение) кандидата в одну из трех степеней священства, ввиду чего различают Р. в диаконы, в пресвитеры и в епископы. Эти обряды имеют структурные сходства, которые присутствуют на уровне каждой отд. литург. традиции, но в некоторой мере проявляются и при сопоставлении традиций.

Возложение рук (έπίθεσις των χειρών) и молитва при поставлении на особое служение в Церкви известны уже в апост. времена (Деян 6, 6; 13, 3; 1 Тим 4, 14; 2 Тим 1, 6). Тем не менее греч. термин χειροτονία, традиционно толкуемый как «возложение рук» (и поэтому переведенный на церковнославянский как Р.), первоначально имел значение «протягивания руки»: последнее было обычным жестом при голосовании, и, т.о., термин отражает древнюю церк. практику избрания народом кандидатов в степени священства.

Наиболее раннее подробное описание Р. обнаруживается в Апостольском предании, приписываемом Ипполиту Римскому (нач. III в.). Представленный там обряд епископского Р. довольно прост: в воскресный день собираются клирики и народ вместе с епископами соседних Церквей; с согласия присутствующих епископы возлагают руки на новоизбранного, в то время как все собравшиеся молятся в молчании, призывая Святого Духа; затем одного из епископов просят возложить руки на голову кандидата и произнести молитву посвящения, в которой испрашивается ниспослание Святого Духа на избранника. Новый епископ сразу после этого совершает Божественную литургию. В том же памятнике описываются пресвитерское и диаконское Р., также совершаемые в присутствии верных и включающие возложение рук епископа на голову кандидата и молитву посвящения, призывающую Святого Духа.

Как свидетельствуют тексты VI-IX вв., в Рим. Церкви Р. происходило торжественно при большом стечении клира и народа. В начале мессы кандидаты вызывались по именам и выходили на всеобщее обозрение, причем каждый, кто имел возражения, мог их открыто высказать, а молчание рассматривалось как знак одобрения. Перед чтением Евангелия кандидатов представляли Папе. Кандидаты простирались ниц, и над ними произносились литании. Затем Папа прочитывал молитву посвящения.

В дальнейшем, в ходе развития рим. обряда во Франкском королевстве, а затем и в Свящ. Рим. империи, рим. практика Р. претерпела эволюцию, дополнившись, в частности, помазанием освященным миром рук, а при Р. пресвитеров и епископов — также головы; к этому добавился и обряд т.н. вручения орудий [служения] (traditio instrumentorum).

Чинопоследования Р. рим. обряда сильно варьировались в разных Церквях Запада на протяжении всего Средневековья и были окончательно унифицированы и закреплены только в кон. XVI в. в опубликованном после Тридентского собора Римском понтификале (понтификал). Общими элементами для Р. во все 3 степени свяшенства являются: представление кандидата (архидиаконом, а при епископском Р. — старшим из сослужаших предстоятелю епископов); простирание кандидата ниц перед посвящением; возложение рук предстоятельствующего епископа на голову кандидата (при диаконском Р. — только правой руки); пространная молитва (из-за некоторых сходств с префацией мессы именуемая «префацией»), тексты которой различны при Р. в каждую из степеней, но всегда содержат эпиклесис (призывание Святого Духа на посвящаемого); слова епископа «Прими Духа Святого» («Accipe Spiritum Sanctum»), обращенные к рукополагаемому и произносимые сразу после возложения рук; traditio instrumentorum (вручаются соответствующее каждой из степеней священства литург. облачение и, кроме того, диакону — Евангелие, пресвитеру чаша с вином и шатена с неосвященной гостией, епископу жезл, перстень и Евангелие; вручение каждого предмета сопровождается напутственным текстом, зачастую с символическим или аллегорическим толкованием значения данного предмета). В начале епископского Р. имеют место клятва (iuramentum) кандидата и испытание (examen) его намерений и веры в форме канонически фиксированных вопросов и ответов, последняя серия которых представляет собой пространное исповедание веры; при пресвитерском Р. неопресвитер приносит обет послушания своему ординарию. В чине епископского Р. префация предваряется Литанией всем святым, а в чине пресвитерского Р. после нее поется гимн Veni Creator Spiritus (при епископском Р. тот же гимн может исполняться в середине префации). Епископское Р. содержит также древний элемент, сохранившийся и в ряде вост. традиций (в т.ч. византийской): перед возложением рук над головой рукополагаемого держится раскрытая книга Евангелия. При завершении пресвитерского и епископского Р. имеют место помазания: неопресвитеру епископ помазывает руки елеем катехуменов, а новорукоположенному епископу — голову и руки св. миром. Хотя в отд. случаях считалось допустимым совершение Р. и вне мессы, обычно Р. во все степени священства происходило на мессе, перед чтением Евангелия (однако последние обряды чинопоследований пресвитерского и епископского Р. должны были происходить уже в конце мессы).

В связи с практич. проблемой действительности Р. в конкретных случаях важную роль играл вопрос о том, что является главным для Р. и, соответственно, с какого момента чина Р. можно быть уверенным, что таинство совершилось. Со времен позднего Средневековья, по мере развития в Зап. Европе схоласт, богословия, свойственное ему стремление четко определить материю и форму каждого таинства не находило однозначного решения применительно к таинству священства. Одни богословы и канонисты считали гл. моментом совершения таинства возложение рук и слова «Прими Святого Духа», другие — traditio instrumentorum, третьи — помазание. При всех отличиях Р. в византийском обряде Ферраро-Флорентийский собор признал действительными визант. Р. и не потребовал от греков внесения изменений в чинопоследования. Богосл. и историко-литург. исследования 1-й пол. XX в. позволили прийти к большей ясности, нашедшей выражение на уровне офиц. церк. учения в апост. конст. Папы Пия XII Sacramentum Ordinis (30.11.1947), где определены материя и форма таинства священства, необходимые для его действительности. Предваряющая новый Римский понтификах апост. конст. Папы Павла VI Pontificalis Romani(18.06.1968), следуя учению Пия XII, называет для Р. в каждую из степеней священства материей таинства возложение рук епископа на голову кандидата, а формой молитву посвящения.

Молитвы посвящения, содержавшие многочисл. в.-з. реминисценции, которые рассматриваются как прообразы священства НЗ (ср. ККЦ 1541), при разработке новых чинопоследований были существенно пересмотрены и обогащены элементами текстов из раннехрист. традиции, а также из документов II Ватиканского собора. Возложение рук предстоятельствующим епископом при епископском Р. дополняется возложением рук каждого из сослужащих епископов, а при пресвитерском — сослужащих пресвитеров. В наст. время Р. в каждую из степеней священства содержит напутствие со стороны предстоятельствующего епископа (при епископском Р. зачитывается также Апостольский мандат), испытание намерений кандидата и принесение им определенных обетов в форме ответов на вопросы епископа, а также Литанию всем святым, которая поется или читается собранием над простершимися ниц кандидатами. Неопресвитерам епископ помазывает миром руки, новорукоположенному епископу — голову. При епископском Р. гимн Veni Creator Spiritus предваряет молитву посвящения. Вручение облачений происходит без слов, а при вручении др. символов служения (которые остаются прежними) произносятся соответствующие формулы (они претерпели изменения).

В визант. обряде Р. в каждую из степеней священства начинается с молитвы о нисполании благодати на рукополагаемых. Потом следует молитва общины в форме ектений. После этого предстоятельствующий епископ произносит две эпиклетические молитвы с возложением рук на голову рукополагаемого, который затем надевает свойственные его новому сану литург. облачения; при вручении каждого из облачений епископ говорит Аксиос («Достоин»), и это слово троекратно повторяется нараспев сперва клириками, а потом и народом. Р. происходит во время Божественной литургии: диаконское — после евхарист. канона, пресвитерское — после великого входа, епископское — после малого входа. Принявший Р. участвует в преподании причастия, и закреплены только в кон. XVI в. в опубликованном после Трентского собора Римском понтификале (понтификал). Общими элементами для Р. во все 3 степени священства являются: представление кандидата (архидиаконом, а при епископском Р. — старшим из сослужащих предстоятелю епископов); простирание кандидата нии перед посвящением; возложение рук предстоятельствующего епископа на голову кандидата (при диаконском Р. — только правой руки); пространная молитва (из-за некоторых сходств с префацией мессы именуемая «префацией»), тексты которой различны при Р. в каждую из степеней, но всегда содержат эпиклесис (призывание Святого Духа на посвящаемого); слова епископа «Прими Духа Святого» («Accipe Spiritum Sanctum»), обращенные к рукополагаемому и произносимые сразу после возложения рук; traditio instrumentorum (вручаются соответствующее каждой из степеней священства литург. облачение и, кроме того, диакону — Евангелие, пресвитеру чаша с вином и патена с неосвященной гостией, епископу жезл, перстень и Евангелие; вручение каждого предмета сопровождается напутственным текстом, зачастую с символическим или аллегорическим толкованием значения данного предмета). В начале епископского Р. имеют место клятва (iuramentum) кандидата и испытание (examen) его намерений и веры в форме канонически фиксированных вопросов и ответов, последняя серия которых представляет собой пространное исповедание веры; при пресвитерском Р. неопресвитер приносит обет послушания своему ординарию. В чине епископского Р. префация предваряется Литанией всем святым, а в чине пресвитерского Р. после нее поется гимн Veni Creator Spiritus (при епископском Р. тот же гимн может исполняться в середине префации). Епископское Р. содержит также древний элемент, сохранившийся и в ряде вост. традиций (в т.ч. византийской): перед возложением рук над головой рукополагаемого держится раскрытая книга Евангелия. При завершении пресвитерского и епископского Р. имеют место помазания: неопресвитеру епископ помазывает руки елеем катехуменов, а новорукоположенному епископу — голову и руки св. миром. Хотя в отд. случаях считалось допустимым совершение Р. и вне мессы, обычно Р. во все степени священства происходило на мессе, перед чтением Евангелия (однако последние обряды чинопоследований пресвитерского и епископского Р. должны были происходить уже в конце мессы).

В связи с практич. проблемой действительности Р. в конкретных случаях важную роль играл вопрос о том, что является главным для Р. и, соответственно, с какого момента чина Р. можно быть уверенным, что таинство совершилось. Со времен позднего Средневековья, по мере развития в Зап. Европе схоласт, богословия, свойственное ему стремление четко определить материю и форму каждого таинства не находило однозначного решения применительно к таинству священства. Одни богословы и канонисты считали гл. моментом совершения таинства возложение рук и слова «Прими Святого Духа», другие — traditio instrumentorum, третьи — помазание. При всех отличиях Р. в византийском обряде Ферраро-Флорентийский собор признал действительными визант. Р. и не потребовал от греков внесения изменений в чинопоследования. Богосл. и историко-литург. исследования 1-й пол. XX в. позволили прийти к большей ясности, нашедшей выражение на уровне офиц. церк. учения в апост. конст. Папы Пия XII Sacramentum Ordinis (30.11.1947), где определены материя и форма таинства священства, необходимые для его действительности. Предваряющая новый Римский понтификал апост. конст. Папы Павла VI Pontificalis Romani(18.06.1968), следуя учению Пия XII, называет для Р. в каждую из степеней священства материей таинства возложение рук епископа на голову кандидата, а формой молитву посвящения.

Молитвы посвящения, содержавшие многочисл. в.-з. реминисценции, которые рассматриваются как прообразы священства НЗ (ср. ККЦ 1541), при разработке новых чинопоследований были существенно пересмотрены и обогащены элементами текстов из раннехрист. традиции, а также из документов II Ватиканского собора. Возложение рук предстоятельствующим епископом при епископском Р. дополняется возложением рук каждого из сослужащих епископов, а при пресвитерском — сослужащих пресвитеров. В наст, время Р. в каждую из степеней священства содержит напутствие со стороны предстоятельствующего епископа (при епископском Р. зачитывается также Апостольский мандат), испытание намерений кандидата и принесение им определенных обетов в форме ответов на вопросы епископа, а также Аитанию всем святым, которая поется или читается собранием над простершимися ниц кандидатами. Неопресвитерам епископ помазывает миром руки, новорукоположенному епископу — голову. При епископском Р. гимн Veni Creator Spiritus предваряет молитву посвящения. Вручение облачений происходит без слов, а при вручении др. символов служения (которые остаются прежними) произносятся соответствующие формулы (они претерпели изменения).

В визант. обряде Р. в каждую из степеней священства начинается с молитвы о нисполании благодати на рукополагаемых. Потом следует молитва общины в форме ектений. После этого предстоятельствующий епископ произносит две эпиклетические молитвы с возложением рук на голову рукополагаемого, который затем надевает свойственные его новому сану литург. облачения; при вручении каждого из облачений епископ говорит Аксиос («Достоин»), и это слово троекратно повторяется нараспев сперва клириками, а потом и народом. Р. происходит во время Божественной литургии: диаконское — после евхарист. канона, пресвитерское — после великого входа, епископское — после малого входа. Принявший Р. участвует в преподании причастия.

Поскольку, согласно учению Католической Церкви (как и в Правосл. Церквях), служителем таинства священства является епископ (ККЦ 1575-76; ККП 1012; ККВЦ 744), никто другой не вправе совершать обряд Р. В соответствии с древней традицией Востока и Запада, епископское Р. должны (за исключением случаев крайней необходимости) совершать неск. епископов (по правилам Лат. Церкви — не менее трех).

Хотя посвящение в различные виды церк. служения, не являющиеся степенями священства, не рассматривается как таинство, в ранней Церкви оно, как правило, совершалось епископом и в Византии обозначалось, как и Р., словом χεφοτονία (именно так называются в визант. евхологиях чины поставления диаконисы, иподиакона, чтеца, певчего, свещеносца, игумена). Термин хиротесия (χειροθεσία — досл. «возложение рук») появился сравнительно поздно и используется в наст, время для обозначения чинопоследований совершаемых епископом поставлений в чтецы и иподиаконы. В рим. традиции поставление в малые чины и субдиаконы (хотя последние ранее относились к великим чинам поставление не рассматривалось как сакраментальное) именовалось ordinatio,подобно диаконскому и священническому Р. (для епископского Р. чаще использовалось слово consecratio — «посвящение»). После упразднения в 1972 в Лат. Церкви чина субдиаконов и малых чинов, в результате чего чтецы и аколиты стали рассматриваться как «поставленные служители-миряне», были разработаны новые чинопоследования поставлений в чтецы и в аколиты.

В церк. истории существует еще один обряд, тесно связанный с Р. — литургически оформленное извержение из сана. Чинопоследования извержений (degradatio) из каждого чина церковнослужителей обнаруживаются в дореформенном Римском понтификале. Каждое из чинопоследований извержения представляет собой как бы «негатив» обряда поставления в соответствующий чин, где traditio instrumentorum заменено изъятием у наказуемого свойственных данному чину облачений и символов, что в каждом случае сопровождается «негативными» формулами. В реформированном Римском понтификале этот раздел не сохранен.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 411-416.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 19 Ноября
    Dominica ante jejunium Kalendar. Novemb.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 398
    Сессий: 13
    Сейчас на сайте: 2





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017