К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество
Пресвятой Богородицы
(греч.
Ή
Γέννησις τής ύπεραγίας Θεοτόκου, лат.
Nativitas
Beatae Mariae Virginis) — церк.
праздник в воспоминание рождения Преев.
Девы Марии. Основывается на апокрифическом
Протоевангелии
Иакова
(сер. II в.), согласно которому родители
будущей Богоматери Иоаким и Анна в
течение мн. лет оставались бездетными
и только в старости, благодаря их молитвам
и упованию на Бога, у них родилась дочь
Мария, Которой надлежало стать Матерью
Иисуса Христа.
Празднование
Р.П.Б. возникло на Востоке сравнительно
поздно. Возможно, оно было известно в
VI в., когда Роман Сладкопевец посвятил
Р.П.Б. кондак из 24 строф. О том, что оно
совершалось в VIII в., свидетельствуют 2
проповеди Андрея Критского. В Риме Папа
Сергий I в кон. VII в. включил Р.П.Б. в число
4 важнейших богородичных праздников,
совершаемых с торжественной процессией
по городу. Однако только в XI в. Р.П.Б. было
воспринято на всем Западе. Антифон этого
праздника в Римском бревиарии
заимствован из тропаря Р.П.Б. византийского
обряда.
В
визант. обряде Р.П.Б. чтится в ранге
двунадесятого праздника. В Католической
Церкви латинского обряда литург.
воспоминание Непорочного Зачатия Преев.
Девы Марии со временем приобрело более
высокий ранг (торжества), чем празднование
Р.П.Б.
Как
в визант., так и в лат. обряде Р.П.Б.
празднуется 8 сентября. В копт, и эфиоп,
традициях Р.П.Б. приходится на начало
мая и продолжается 33-дневным попразднством,
носящим название «Семя Иакова» (кроме
того, каждый первый день нового месяца
посвящается воспоминанию Р.П.Б.); католики
копт. обряда празднуют Р.П.Б. 10 сентября.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С.257-258.
Иконография
Р.П.Б. основана прежде всего на
Протоевангелии
Иакова
(позднее, в зап. традиции — также на
текстах Золотой
легенды
Иакова Ворагинского). Первое изображение
— миниатюра из визант. кодекса (1025,
Ватиканская библиотека). В западноевроп.
искусстве сюжет Р.П.Б. пользовался особой
популярностью в XIV-XVI
вв.
После Тридентского собора, не
поддерживавшего частое обращение
искусства к апокрифам, число произведений
на этот сюжет резко уменьшилось, а после
XVII в. они практически исчезли. В большинстве
случаев — как на Западе, так и на Востоке
— в иконографии Р.П.Б. наблюдается
большое сходство с традицией изображения
Рождества Иоанна Крестителя.
В
глубине пространства, как правило,
помещена кровать с лежащей на ней Анной,
а на переднем плане — женщины, купающие
маленькую Марию. Иногда в одном
изобразительном поле показаны два
момента: купание или кормление Марии
женщинами и последующая передача
младенца Анне, протягивающей руки
навстречу (Джотто, фреска Рождество
Марии
из капеллы Скровеньи в Падуе, 1304-08).
Иоаким изображается редко и, как правило,
на дальнем плане, в виде старца,
благоговейно созерцающего чудесное
событие. В живописи XV-XVI
вв.
Р.П.Б. нередко изображалось в богато
украшенном интерьере, а
к традиционной сцене купания новорожденной
Марии иногда добавлялось изображение
женщин, идущих в торжественной процессии,
чтобы поздравить Анну (Д. Гирландайо,
фреска Рождеапво Марии
в храме Санта Мария Новелла во Флоренции,
сер. 1480-х). В редких случаях сцена Р.П.Б.
может быть побочным элементом либо в
предам алтарной
композиции, либо в изображении Марии с
Младенцем Иисусом (Филиппо Липпи, Мадонна
с Младенцем, 1460-е,
Галерея Питт, Флоренция).
Н.
Боровская
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 258-259.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.