Рождественский вертеп - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Рождественский вертеп
Рождественский
вертеп
(греч.
φάτνη
τής γεννήσεως — досл.
«рождественские ясли», лат. praesepe —
досл. «ясли») — объемное изображение
сцены Рождества Христова. Как правило,
персонажи изображаются в пещере
(старослав. «вретепъ»), служившей хлевом;
в центре композиции находятся ясли, в
которые был положен Младенец Иисус (см.
Ак 2, 7).
Об
этих яслях в Вифлееме, вырубленных в
камне, писал еще Ориген (Против
Целеса I, 51). В 1-й
пол. IV в. Вифлеемские ясли были обрамлены
серебряными пластинами (по повелению
Елены, матери имп. Константина I); эти
пластины были взяты в качестве трофея
персами в 614, а после изгнания персов в
628 заменены железными, сохранившимися
до наст, времени. Проблема аутентичности
Вифлеемских яслей является предметом
полемики.
Традиция
изображать в сцене Рождества Христова
вместе со Святым Семейством также вола
и осла связана с фрагментами из Книги
пророка Исайи (Ис 1, 3: «вол знает владетеля
своего, и осел — ясли господина своего»)
и из респонсория богослужения Страстной
пятницы: «in medio duorum animalium
innotesceris» («посреди двух
животных явишься»). На некоторых христ.
саркофагах IV в. Младенец представлен
лежащим в корзине под навесом, рядом
могли изображаться также пастухи или
волхвы (напр., на фрагменте саркофага,
хранящемся в музее Пио-Кристиано, Рим).
В
базилике Санта Мария Маджоре в Риме,
которая до VI в. называлась Sancta
Maria
ad Praesepe («Святая
Мария у Яслей»), была часовня,
воспроизводившая Вифлеемскую пещеру.
Эта часовня упоминалась еще Папой
Григорием III. В приложении к лит. памятнику
VII в. Notitia
Ecclesiarum urbis Romaeв
описании внутр. убранства базилики Св.
Петра упомянута часовня «ad
praesepe Sanctae
Mariae»
(«у
яслей Святой Марии»). Согласно Liber
Pontificalis (IX
в.), Р.в., воздвигнутый Папой Григорием
IV в базилике Санта Мария ин Трастевере,
украшенный золотом и серебром, был «ad
similitudinem praesepis sanctae
Dei
Genitricis quae appellatur Maioris» («подобен
яслям [в церкви] Пресвятой Богородицы,
именуемой Великой»)· Изображение
Рождества Христова широко распространено
в ср.-век. искусстве, немалая роль в этом
(как и в зародившейся традиции
рождественских мистерий) при надлежит
Франциску Ассизскому, устроившему ясли
около г. Греччо рождественской ночью
1223. Детализированные изображения
Рождества Христова есть не только в
скульптуре и живописи мастеров XIV в.
(Дуччо ди Буонинсенья, С. Мартини, Джотто,
Дж. Пизано, Пьетро и Амброджо Лоренцетти),
но и в искусстве высокого Возрождения.
Л. Монако развил этот сюжет в готическом
стиле.
Среди
известных Р.в. XIV в. — композиции в кафедр,
соборе в Вольтерре (Италия) и в церкви
Сан Джованни а Карбонаре в Неаполе. В
эпоху Возрождения Р.в. были особенно
распространены в Сев. Италии (композиции
работы Г. Маццони и А. Бегарелли в кафедр,
соборе Модены, Ф. Брандани — в кафедр,
соборе Урбино).
В
последующие века зап. традиция создания
Р.в. еще больше укрепилась. К нач. XX в.
Р.в. выставлялись в большинстве катол.
храмов в Рождественское время. Ныне по
общепринятой традиции в катол. храмах
устанавливают Р.в. в канун Рождества —
либо в самом храме, либо перед ним. Р.в.
перед кафедр, собором Непорочного
Зачатия Пресв. Девы Марии в Москве
впервые был установлен свящ. францисканцем
Григорием Цёрохом на Рождество 1999. До
наст, времени сохранилась также
благочестивая нар. традиция создания
Р.в. с миниатюрными фигурками Младенца
Иисуса, Девы Марии, Иосифа Обручника,
волхвов и пастухов.
С
XV в. в Европе получили распространение
кукольные представления на сюжет
Рождества Христова, гл. декорацией для
которых служил Р.в. (т.н. Рождественская
драма; см. драма религиозная). В XVI в.
обычай устраивать кукольные представления
в Рождество появился и на Украине
(документально засвидетельствован с
1573). Древнейший зафиксированный текст
такого представления относится к 1771
(Сокиринский вертеп).
Для такого представления на городскую
площадь выносили ящик с куклами,
изображавшими персонажей еванг.
повествования. Обращенная к зрителям
открытая сторона ящика завешивалась
занавесом или закрывалась ставнями.
Для подсветки внутрь ящика помещали
свечи или фонарики. Верхний этаж Р.в.
назывался небом (пещерой), а нижний —
землей (дворцом). В среднем отделении
устанавливался макет пещеры с фигурками
Христа, Девы Марии и Иосифа, которых
окружали миниатюрные изображения
животных. Нижний этаж оклеивался
ярко-красной бумагой с блестками,
посередине устанавливался миниатюрный
трон, на котором восседала кукла,
изображавшая царя Ирода. Действия с
куклами сопровождались чтением текста
драмы. Обычно в представлении участвовали
взрослый и ребенок; тембр голосов менялся
в соответствии с характером персонажа.
Часть текста импровизировалась в
зависимости от состава зрителей и места
выступления; представление дополнялось
рождественскими гимнами, кантами
и рацеями,
могло сопровождаться игрой шарманщика
или музыкантов.
С
течением времени вместо кукол в Р.в.
стали выступать люди (т.н. живой Р.в.);
изображалось поклонение волхвов,
избиение младенцев, бегство в Египет и
смерть Ирода. На Украине в XVII в. вертепные
представления давали школьные братства.
Широкой известностью пользовался Р.в.,
разыгрывавшийся воспитанниками
Киево-Могилянской дух. Академии.
В
Белоруссии подобные представления
устраивались начиная с XVI в. и были
известны под названиями «Вифлеем»,
«Жлоб» (белорус. «Ясли»), «Яселка».
Ф.
Капица, М. Печерская
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 251-254.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Четверг, 26 Декабря Ближайшее празднование:
Dominica V. Adventus Domini
29 Декабря (осталось 3 дня)
Календарь
|