К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Розарий
Розарий
(rosarium)
—
широко распространенная в католической
церкви практика благочестия, включающая
в себя как устные молитвы (символ веры,
молитва господня, ангельское приветствие,
слава
отцу),
так и молитвенные размышления над
событиями (тайнами)
из жизни Иисуса Христа и Девы Марии.
Как
правило, Р. читают с использованием
четок (обычно из 59 бусин), служащих для
счета молитв.
До
16.10.2002 полный Р. насчитывал 15 тайн,
разделенных на 3 части: 5 радостных, 5
скорбных и 5 славных тайн. 16.10.2002 Папа
Иоанн Павел II в апост. послании Rosarium
Virginis Mariae добавил
еще одну часть, включающую 5 светлых
тайн. Радостные тайны: Благовещение,
Посещение Пресв. Девой Марией Елизаветы,
Рождество Иисуса Христа, Сретение,
Обретение отрока Иисуса в Иерус. храме.
Славные тайны: Воскресение Иисуса
Христа, Вознесение, Сошествие Святого
Духа на апостолов, Взятие Девы Марии на
небо, Увенчание Девы Марии небесной
славой. Скорбные тайны: Молитва Иисуса
Христа в Гефсиманском саду, Бичевание,
Увенчание тернием, Несение креста,
Распятие. Светлые тайны: Крещение Иисуса
Христа в Иордане, Брак в Кане Галилейской,
Нагорная проповедь, -^Преображение
Господне, Установление Евхаристии.
Существуют различные формы чтения Р.
Обычно вначале объявляется одна из
четырех частей Р., читаются Верую,
Отче наш,
3 раза Радуйся, Мария,
Слава Отцу,
а затем следуют размышления над пятью
тайнами, причем каждое размышление
предваряется объявлением соответствующей
тайны и сопровождается чтением молитв
Отче наш,
10 раз Радуйся, Мария,
Слава Отцу.
Среди благочестивых католиков практикуется
чтение одной части Р. в день, сопровождающееся
раз мышлениями над соответствующими
еванг. текстами, в некоторых общинах
монашествующих и мирян ежедневно
читается полный Р. Во 2-й пол. XX в.
распространилась практика создания в
церк. общинах особых молитвенных групп,
называемых кружками Святого Р.
Происхождение
молитвы Р., в т.ч. ее предполагаемая связь
с Домиником Гусманом, основателем Ордена
доминиканцев, является предметом
дискуссий. Согласно распространенной
легенде, Дева Мария явилась Доминику,
когда он проповедовал среди альбигойцев,
вручила ему четки и научила читать
молитву Р. Эта легенда восходит к Алану
из Роша и не прослеживается ранее XV в.
7.10.1571, в день, когда решалась судьба
морского сражения при Лепанто между
тур. флотом и флотом коалиции христ.
держав, Папа Пий V совершал молитву Р.
После победы христиан в этом сражении
Пий V в 1573 ввел специальный литург.
праздник Р., который и в наст, время
отмечается в Католической Церкви 7
октября (память Пресв. Девы Марии Р.). В
честь этого праздника впоследствии
назывались и некоторые ка- тол. храмы
(в т.ч. во Владимире).
Среди
святых, активно распространявших молитву
Р., Пётр Канизий, Филипп Нери, Людовик
Мария, Гриньон де Монфор, Альфонс Мария
де Лигуори. Явления Богородицы в Лурде
и Фатиме способствовали дальнейшему
распространению молитвы Р. во всем мире.
В
Католической Церкви существуют монаш.
конгрегации, посвященные Р.: созерцательного
характера мужская Конгр.
Святейшего P. (CSR),
осн. 2.02.1928, утвержденная
8.06.2002 и в 2009 насчитывавшая 192 монаха (из
них 62 свящ.) и 22 обители, и женские
конгрегации доминиканок Святого Р. и
сестер Святого Р. из Иерусалима.
В
правосл. молитвенной практике аналогии
с Р. обнаруживает богородичное правило.
О.
Литвинова-Хабибулина
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 274-276.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.