Римский обряд - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Римский обряд
Римский
обряд (ritus
romanus, seu romanorum)
— один
из зап. литург. обрядов. Является
преобладающим обрядом Католической
Церкви латинского обряда (поэтому данное
словосочетание иногда не вполне корректно
используется как его синоним); в различных
изводах
используется также в ряде отделенных
от нее Церквей и церк. общин Запада.
Поскольку
в наст, издании литург. тематика, как
правило, освещается в первую очередь
через P.о., данная
статья ограничивается очерком истории
Р.о. и характеристикой некоторых его
общих особенностей. Детально свойственные
Р.о. черты храма, литургических облачений
и утвари, литургического года и суточного
круга (Литургии часов), совершения
Евхаристии (месса) и др. таинств, а также
сакраментарий рассматриваются в
соответствующих статьях.
В
основе Р.о. лежит древняя литург. практика
Рима. Столица Рим. империи была
полиэтничной, и в течение первых веков
нашей эры в ней могли сосуществовать
христ. общины, отличающиеся друг от
друга по языку и культ, особенностям.
По-видимому, первоначально в Риме
преобладали грекоязычные христиане, а
лат. язык стал доминирующим среди рим.
христиан только в кон. IV в. при Папе
Дамасе I. Литург. практика разных
рим. общин могла быть различной. Самый
ранний письменный памятник, содержащий
подробные сведения о богослужении в
Риме (хотя локализацию нельзя считать
окончательно доказанной) и греч. литург.
тексты, — Апостольское предание,
приписываемое Ипполиту Римскому (нач.
III в.), — возможно, свидетельствует о
практике одной из «диссидентских» общин
Рима, в которой осуществлялась попытка
внедрить в обиход местных христиан
литург. традицию, заимствованную из
Сирии, оказавшаяся, как показала
дальнейшая история, безуспешной.
При
имп. Константине I христиане оказались
в благоприятной обществ, и полит,
ситуации; по замыслу императора, большим
городам нужно было придать христ. вид,
и столица империи требовала этого в
первую очередь. К тому же Рим становился
одним из центров притяжения для паломников
как место мученичества и гробниц свв.
апп. Петра и Павла.
Среди
христ. храмов, построенных в Риме при
Константине I, — ряд больших базилик,
которые впоследствии стали называться
патриаршими. Первой была возведена в
313 Латеранская базилика; затем —
Ватиканская (Петра Святого собор) над
гробницей ап. Петра, Св. Креста
Иерусалимского, а также Св. Лаврентия
на месте гробницы мученика. В сер. IV в.
воздвигнута Либериева базилика, ныне
известная под именем Санта Мария Маджоре,
а неск. десятилетиями позднее — базилика
на месте погребения Павла (Павла Святого
базилика).
Как
и во всех крупных городах того времени
с преобладанием христ. населения, в Риме
обществ. выражению единства особо
способствовала т.н. стациональная
система,
при которой богослужение совершается
последовательно в разных местах города,
организуясь вокруг епископа как его
литург. лидера и двигаясь церк. процессией
от одного храма к другому. Различные
центры богослужения были городским
проявлением культа в тот или иной день
календаря. Мн. из архитектурных элементов
ранних рим. базилик предполагают именно
процессиональное богослужение. Процессии
христиан в Риме основывались на дохрист.
образцах — pompa
triumphalis и
pompa circensis, служивших
в республиканском Риме средством
увеличения популярности отд. офиц. лиц
и фокусировавшихся на сопровождаемой
личности. Ддя христиан такой личностью
стал Иисус Христос, Которого символизирует
Рим. епископ, шествующий в стациональную
церковь. Папа Григорий I Великий утвердил
места, предписанные для стояний на
каждый из дней литург. календаря
(стационалъные дни
впоследствии были запечатлены в Римском
миссале,
хотя практика совершения мессы Папой
в соответствующих местах со временем
почти полностью исчезла).
В
IV-VI вв.
сложилась осн. структура чина римской
мессы, включая в ее анафору римский
канон, обнаруживающий родство с
александр. анафорами. В ранних
сакраментариях сохранились многочисл.
священнические молитвы из частных
последований различных дней года (в
т.ч. префации), ставшие образцами для
дальнейшего сочинения текстов подобного
рода.
Забота
об упорядочении церк. пения в Риме нашла
отражение в названии распева, обладающего
в Р.о. «первенством чести» григорианского
хорала; Папе
Григорию
I традиционно атрибутируется также чин
рим. Мессы.
В
Литургии часов Рим. Церковь на заре
Средневековья усвоила устав св. -Бенедикта
Нурсийского, представлявший собой
совершенствование суточного богослужебного
круга, бытовавшего прежде в Риме.
На
протяжении долгого времени P.о.,
хотя и имел некоторое
влияние на др. местные Церкви (в частности,
в Италии), оставался богослужебной
практикой Рима и его ближайших
окрестностей. Исключение составляла
Англия, где первая христ. проповедь
осуществлялась миссионерами, посланными
из Рима Григорием I Великим. Пипин
Короткий распорядился о введении Р.о.
во Франкском королевстве: за образец
было взято папское стациональное
богослужение. Ок. 790 Папа Адриан I подарил
Карлу Великому сакраментарий в качестве
литург. образца для всего королевства.
В процессе распространения Р.о. в него
вошли элементы галликанской литург.
традиции. Литургия Рима, принятая
империей Каролингов, а впоследствии
Оттонов, в качестве образцовой, претерпела
там существенную трансформацию и вскоре
распространилась на всем Западе в виде
синтеза разнородных традиций, вернувшись
в X в. и в Рим (не без прямого вмешательства
императоров, а также при содействии
монахов Клюни).
К
этому времени, однако, возникла тенденция
к консервации форм богослужения и его
унификации, что стало препятствием для
дальнейшего литург. творчества. Несмотря
на распространение христианства в среде
нероманских народов, в качестве языка
богослужения продолжала удерживаться
латынь (исключение составило разрешение
использовать старослав. язык у ряда
слав, народов).
Р.о.,
распространяясь в Зап. Европе, почти
повсеместно вытеснял др. традиции,
местами вбирая в себя некоторые их
элементы. В сер. XI в. Папа Григорий VII
предпринял унификацию литург. обряда
на всем Западе, оставив Р.о. единственным
законным для богослужения. Однако
некоторые небольшие островки иных зап.
литург. обрядов (мозарабский, амвросианский,
брагский и др. обряды) продолжали
существовать.
В
эпоху Средневековья Р.о. претерпел
трансформацию, в осн. сходную с
происходившей в это же время в др. литург.
традициях; она характеризовалась
преобладанием символических и
аллегорических толкований литургии,
смещением акцента в понимании Евхаристии
от трапезы к жертве, тайным чтением
священнических молитв, крайне редким
причащением мирян и т.п. Наиболее заметное
из изменений в Р.о. — т.н. приватизация
богослужения, т.е. ставшая почти
повсеместной на Западе практика
совершения священником частных месс
без участия народа. До литургической
реформы 2-й пол. XX в. не допускалось
сослужение мессы двумя или большим
числом клириков. Исключение составляли
торжественные епископские мессы с
участием диакона и субдиакона, «роли»
которых принимали на себя непричащающиеся
священники.
В
то же время в Р.о. развились мн. др.
особенности, не свойственные в такой
степени вост. обрядам и в известной мере
обусловившие специфику зап. рел.
менталитета. При большей, чем на Востоке,
простоте использования храмового
пространства особое значение приобрели
зрительные факторы обрядов и их антуража.
Прежде всего это относится к зримости
Евхаристии: ее совершение не закрыто
от взоров верных; важными моментами
стали возношение Святых Даров при их
освящении, а также выставление Святых
Даров и евхарист. поклонение. Паралитург.
обряды, в которых использовались и живые
нар. языки и которые во многом компенсировали
недостаток катехизации средствами
богослужения, по своему многообразию
не обнаруживают аналогов в вост.
традициях. Немалая дидактическая роль
принадлежала и церк. искусству, которое
на Западе имело тенденцию к большей,
чем на Востоке, реалистичности,
повествовательности и наглядной
назидательности. Эту же функцию выполняла
и достигшая высокого развития литургическая
драма, а также (особенно у нероманских
народов) рел. песенная культура на нац.
языках, находившая проявление в нар.
благочестии, но проникшая и в богослужение.
При
всемстремлении
Рима к
консервации
форм богослужения Р.о. на огромной терр.
его распространения в среде народов с
очень различными культурами он не мог
избежать тенденций к диверсификации.
Со временем оформились его многочисл.
изводы (usus), обладающие
существенными отличиями. Эго изводы
некоторых епархий (особенно отличаются
богослужебные практики кафедр, соборов),
а также отд. монаш. орденов. Среди местных
изводов выделялись солсберирский
(сарумский), даремский, йоркский, лионский,
кёльнский, майнцский, уппсальский и
др. обряды; среди монашеских —
цистерцианский, кармелитский,
премонстрантский, доминиканский и др.
С
началом Реформации мн. ее направления
(напр., англиканство и лютеранство)
сохранили богослужение P.O.,
однако существенно его
упростили и изменили в соответствии с
собственными вероучительными
особенностями. При этом использовались
местные изводь (к примеру, в Англиканской
Церкви по преимуществу салсберийский).
Их дальнейшая эволюция в протест, мире
породила мн. ноше ветви развития Р.о.
В
ходе Контрреформации развилось стремление
привести богослужение Католической
Церкви к строгому единству, устранив
различия, сложившиеся в литург. практике
и богослужебных книгах разных регионов,
а также максимально защитить богослужение
от проникновения в него сомнительных
обычаев. Эта задача была в известной
мере выполнена Тридентским собором,
который предписал подготовить новые
редакции богослужебных книг, единых
для всей Католической Церкви. Т.о., в
кон. XVI — нач. XVII вв. были введены Римский
бревиарий, Римский миссал, Римский
понтификал, Римский требник
и др. книги, необходимые для богослужения.
Булла Папы Пия V Quo
primum (14.06.1570),
вводившая в употребление Римский
миссал, подчеркивала,
что его надлежит принять всей Католической
Церкви, за исключением литург. традиций
возрастом более 200 лет (такими на Западе
стали, в частности, мозарабский,
амвросианский, брагский и доминиканский
обряды). При этом было постановлено, что
никто не имеет права «когда-либо и
что-либо прибавить, изъять или изменить».
С помощью этих двух принципов — унификации
и неизменности — предполагалось упрочить
в катод, мире идентичность, превосходящую
все культ, различия. Для надзора и
разрешения спорных вопросов в 1588 была
учреждена Конгрегация свящ. обрядов.
Вероятно,
относительная простота богослужения
и возможность перемещения внимания на
практики благочестия, допускавшие
изменчивость и новшества, сделали Р.о.
более легко воспринимаемым др. народами,
нежели вост. обряды, что способствовало
успехам миссионеров. Некоторые из них
предпринимали смелые попытки инкультурации,
с введением в богослужение местных
языков и элементов культуры, как правило,
пресекавшиеся церк. властями (особенно
примечательны опыты иезуитов: Р. де Били
в Индии, попытки создания китайского
обряда в XVI-XVIII вв.).
Однако
и на Западе усилия по унификации не
способны были полностью изгладить
местные особенности и предотвратить
их дальнейшую эволюцию. В некоторых
случаях проявлению своеобразия
способствовала полит. ситуация; напр.,
галликанство во Франции стало в XVI-XIX
вв. благоприятной почвой
для сохранения и развития местных
литург. традиций, благодаря чему в
богослужении ряда епархий присутствовали
и некоторые элементы, давно исчезнувшие
из литург. практики за пределами Франции.
В
др. регионах продолжали существовать
и даже развиваться собственные литург.
отличия: напр., богослужение в Центр, и
Вост. Европе приобрело мн. черты, сильно
отличавшие его от литург. практики
западно-европ. стран, так что вполне
уместно говорить о восточно-европ.
изводе Р.о., выделяющемся и по сей день.
Начавшееся
в 1830-е и достигшее особой интенсивности
в 1-й пол. XX в. литургическое движение,
с одной стороны, стремилось к возвращению
утраченных богатств литургии, с другой
— к возрождению деятельного участия в
ней верующих. Результатом стала
инициированная Папой —Пием XII литург.
реформа, ключевая роль в которой
принадлежит II —Ватиканскому собору и
лично Папе Павлу VI. Формулируя осн.
принципы и направления реформы, отцы
собора имели в виду в первую очередь
Р.о. (SC
3),
что объяснялось не столько его доминирующим
значением в Католической Церкви, сколько
готовностью большинства принадлежащих
к нему пастырей и верных к переменам. В
результате в 1970 был издан новый Римский
миссал
(т.н. Миссал Павла
VI),
за ним последовали новые издания др.
богослужебных книг.
Литург.
реформа заметно расширила возможности
инкультурации. Так, напр., разработанный
на основе Р.о. заирский обряд в Африке
вобрал в себя множество элементов
местной культуры и приспособил текст
литургии к особенностям понимания
народов Заира (ныне Демократическая
Республика Конго). Учительство Церкви
настойчиво призывает беречь богатства
P.O., подчеркивая
его исторически сложившийся вселенский
характер: «Этот
обряд в течение веков не только сохранял
литургическую практику, зародившуюся
в городе Риме, но и глубоким, органичным
и гармоничным образом вобрал в себя
некоторые другие литургические практики,
рожденные обычаями и гением разных
народов и различных поместных Церквей
как Запада, так и Востока, приобретя,
таким образом, надрегиональный характер»
(Общее наставление к Римскому
миссалу 2002, 397).
Далеко
не все католики Р.о. приняли литург.
реформу. Дореформенный (тридентский)
Р.о. был сохранен не только теми верующими,
которые образовали различные схизматические
общины, но и рядом общин, оставшихся в
канон, общении с Апост. Престолом.
3.10.1984 Конгрегация свящ. обрядов
обнародовала индульт Quattuor
abhinc annos,
официально легализовавший, хотя и с
оговорками, старый обряд (usus
antiquior) и
употребление Римского
миссала,
изданного Иоанном XXIII еще до II Ватиканского
собора в 1962. Некоторые общины стали с
разрешения Св. Престола использовать
старый обряд. Попечение о подобных
организациях приняла на себя Папская
Комиссия Ecclesia
Dei,
созданная
в 1988. Ординариям была предоставлена
возможность по своему усмотрению решать
вопрос о разрешении в своих епархиях
тридентского богослужения по просьбам
верующих.
Папа
Бенедикт XVI (Й. Ратцингер) значительно
упростил доступ католиков к дореформенному
богослужению, обнародовав motu
proprio от
7.07.2007 Summorum pontificum о
использовании рим. литургии, предшествовавшей
реформе 1970.
Признавая
достоинства литург. реформы II Ватиканского
собора, Бенедикт XVI указал, что послесоборный
Римский миссал,
обнародованный Павлом VI, является
ординарным выражением lex
orandi (закона
молитвы).
Католической
Церкви латинского обряда. Тем не менее,
Римский миссал,
обнародованный Пием V и переизданный
блаженным Иоанном XXIII, должен считаться
экстраординарным выражением того же
lex orandi, и
к нему следует относиться с должным
почтением из-за его достойного почитания
древнего обряда. Эти два выражения
«закона молитвы» Церкви никоим образом
не внесут разделения в lex
credendi (закон
веры) Церкви; они оба являются двумя
формами единого римского обряда» (ст.
1).
Согласно
Summorum pontificum, стабильные
группы верующих, желающих иметь
дореформенное богослужение, могут
просить об этом настоятелей своих
приходов, которые должны будут обеспечить
им службы экстраординарной формы Р.о.,
не лишая при этом др. прихожан
реформированных служб (ст. 5 § 1). Что
касается частных месс, то священники
вольны совершать их в соответствии с
любой формой.
В
особых обстоятельствах таинства и
сакраменталии также могут совершаться
по экстраординарной форме Р.о. (ст. 5 §
3; ст. 9 § 1-2). Разрешается использовать и
Римский бревиарий,
обнародованный Иоанном XXIII в 1962 (ст. 9 §
3). Ординарий может учредить персональный
приход с богослужением по экстраординарной
форме Р.о. либо назначить для нее капеллана
(ст. 10).
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 203-211.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Суббота, 21 Декабря In Conceptione Beate Marie Virginis
Календарь
|