Римский канон - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Римский канон
Римский
канон (canon romanus)
- евхаристическая молитва, традиционная
для римского и амвросианского обрядов.
Наиболее
ранние образцы полного текста Р.к.
сохранились в рукописных сакраментариях
и миссалах кон. VII — VIII вв. (Gelasianum
vetus,
Missale Francorum,
Missale Bobbio). Вместе
с тем еще в кон. IV в. в Милане использовалась
одна из более ранних редакций той же
анафоры, которая впоследствии прочно
закрепилась в Рим. Церкви (приводится
в трактате Амвросия Медиоланского О
таинствах
IV, 4). По-видимому, большая часть текста
Р.к. оформилась до кон. VI в. В раннем
Средневековье Р.к. и др. элементы рим.
обряда вошли в обиход мн. местных Церквей
Запада (в некоторых итало-визант.
евхологиях встречается его греч. перевод
под названием Литургия
апостола Петра).
Оставаясь с нач. VI в., по-видимому,
единственной анафорой в рим. богослужении,
после унификации литург. обряда во 2-й
пол.
XI
в. Р.к. оказался единственной евхарист.
молитвой почти во всей Католической
Церкви (за исключением отд. церк. общин
на юге Италии, сохранивших византийский
обряд, а также некоторых общин в Испании,
практиковавших мозарабский обряд). К
исходу Средневековья во мн. местных
версиях его текста стали обнаруживаться
существенные расхождения. В XVI в.
Тридентский собор постановил исправить
и обновить богослужебные книги «согласно
правилу Отцов», и текст Р.к., приведенный
в соответствие с наиболее ранними из
известных в то время его образцов, был
опубликован в Римском миссале
(1570). С того времени до 2-й пол. XX в. Р.к.
практически не менялся.
В
1965-68 в ходе литургической реформы при
пересмотре Римского миссала
возникла идея полного исключения Р.к.
из чина рим. мессы, основанная на мнении
о сложности его текста для понимания;
при этом высказывались предположения,
что имеющийся текст представляет собой
«осколки» не сохранившихся в полном
виде разнородных молитв; повторялось
распространенное суждение об отсутствии
в Р.к. эпиклесиса. Важную роль в сохранении
Р.к. в богослужении рим. обряда сыграл
свящ. Л. Буйе (1913-2004), доказавший его
древность, целостность, а также богосл.
и дух. ценность.
В
реформированном миссале, предлагавшем
на выбор 4 евхарист. молитвы, Р.к. с
небольшими изменениями занял первенствующее
место (т.н. 1-я евхарист. Молитва); 3 новых
евхарист. молитвы были созданы с
соблюдением ряда структурных и формульных
особенностей Р.к.
В
действительности Р.к. содержит все осн.
элементы, присущие большинству анафор,
в т.ч. и эпиклесис, отличающийся лишь
тем, что призываемое благодатное действие
Божье не уточняется как действие Св.
Духа: возможно, исходные образцы др.
анафор формировались в эпоху споров с
ересями, игнорировавшими значение
Третьего Лица Троицы, тогда как Рим.
Церковь проявила больший литург.
консерватизм, сохранив соответствующие
места текста в их древнем виде.
Несмотря
на гипотезы некоторых литургистов о
том, что Р.к. имеет вост. происхождение,
мн. исследования убедительно
доказывают его самобытность. Этому не
противоречит мнение Л. Буйе о том, что
Р.к. обнаруживает родство с александр.
типом анафор, заметное как в структурном
сходстве, так и в формульных параллелях.
Он же продемонстрировал связь ряда
молитв Р.к. с прошениями иуд. Тефиллы,
проявляющуюся значительно отчетливее,
чем в др. древних анафорах; это особо
примечательно ввиду того, что ядро
христ. общины Рима в I—II
вв. составляли иудеохристиане.
Для
зап. литург. традиций с древности
характерно варьирование префаций.
Неизменяемый (за исключением двух
разделов) текст Р.к. (именно он называется
canon actionis —
«правило священнодействия») начинается
после Sanctus и
состоит из разделов, которые принято
именовать по их первым словам: 1) Те
igitur —
прошение Богу Отцу принять и благословить
приносимые дары, а также молитва о мире,
защите и окончательном собирании всей
Церкви; 2) Memento —
поминовение живых: молитва о нуждах
Церкви в лице ее конкретных членов; 3)
Communicantes —
поминовение святых с перечислением
имен Девы Марии, апостолов и неск. др.
святых, с древности почитавшихся в Риме
(имя св. Иосифа Обручника добавлено
Папой Иоанном XXIII); текст этого раздела
может немного варьироваться в некоторые
дни года (его др. традиционное название
Infra actionem —
«Внутри священнодействия»); 4) Hanc
igitur —
молитва о принятии Богом приносимых
даров, а также о мире и спасении; этот
раздел также может варьироваться; 5)
Quam oblationem —
собственно представление жертвоприношения,
с молением об освящении (в сочетании с
предыдущим этот раздел составляет 1-й
эпиклесис); 6) Qui
pridie —
повествование об установлении Евхаристии;
традиционный текст этого раздела
содержал одну особенность, не имеющую
аналогов в др. древних анафорах, —
добавление словосочетания Mysterium
fidei («Тайна
веры») в середине тайноустановительных
слов Христа над чашей (аллюзия на Еф 5,
32); при реформировании чина мессы слова
«Тайна веры» в Р.к. были вынесены за
пределы тайносовершительной формулы
— они произносятся после слов Христа
над чашей, и к ним добавляется возглашение
анамнесиса; 7) Unde et
memores —
констатация воспоминания страстей,
воскресения и вознесения Христа
(анамнесис) и совершаемого приношения
чистой, святой и непорочной жертвы от
даров Божьих; 8) Supra
quae —
просьба принять эту жертву, как
жертвоприношения в.-з. праведников; 9)
Supplices te rogamus —
моление о том, чтобы жертва была вознесена
ангелом к небесному алтарю, чтобы верные,
причастившись Тела и Крови Христа от
земного алтаря, исполнились благословения
и благодати (2-й эпиклесис); 10) Memento
pro defunctis —
поминовение усопших (сравнительно
поздняя вставка, которой нет в ранних
версиях); 11) Nobis quoque —
молитва об участии в общении святых (с
перечислением имен некоторых мучеников,
особо почитавшихся в Риме) и исповедание
посредничества Христа; 12) Per
ipsum заключительное
славословие, воздаваемое Отцу через
Христа в единстве Св. Духа.
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 197-200.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Четверг, 21 Ноября Ближайшее празднование:
In jejunio Kalendarum Novembrium
23 Ноября (осталось 2 дня)
Календарь
|