Римский канон - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Римский канон

Римский канон (canon romanus) - евхаристическая молитва, традиционная для римского и амвросианского обрядов.

Наиболее ранние образцы полного текста Р.к. сохранились в рукописных сакраментариях и миссалах кон. VII — VIII вв. (Gelasianum vetus, Missale Francorum, Missale Bobbio). Вместе с тем еще в кон. IV в. в Милане использовалась одна из более ранних редакций той же анафоры, которая впоследствии прочно закрепилась в Рим. Церкви (приводится в трактате Амвросия Медиоланского О таинствах IV, 4). По-видимому, большая часть текста Р.к. оформилась до кон. VI в. В раннем Средневековье Р.к. и др. элементы рим. обряда вошли в обиход мн. местных Церквей Запада (в некоторых итало-визант. евхологиях встречается его греч. перевод под названием Литургия апостола Петра). Оставаясь с нач. VI в., по-видимому, единственной анафорой в рим. богослужении, после унификации литург. обряда во 2-й пол.

XI в. Р.к. оказался единственной евхарист. молитвой почти во всей Католической Церкви (за исключением отд. церк. общин на юге Италии, сохранивших византийский обряд, а также некоторых общин в Испании, практиковавших мозарабский обряд). К исходу Средневековья во мн. местных версиях его текста стали обнаруживаться существенные расхождения. В XVI в. Тридентский собор постановил исправить и обновить богослужебные книги «согласно правилу Отцов», и текст Р.к., приведенный в соответствие с наиболее ранними из известных в то время его образцов, был опубликован в Римском миссале (1570). С того времени до 2-й пол. XX в. Р.к. практически не менялся.

В 1965-68 в ходе литургической реформы при пересмотре Римского миссала возникла идея полного исключения Р.к. из чина рим. мессы, основанная на мнении о сложности его текста для понимания; при этом высказывались предположения, что имеющийся текст представляет собой «осколки» не сохранившихся в полном виде разнородных молитв; повторялось распространенное суждение об отсутствии в Р.к. эпиклесиса. Важную роль в сохранении Р.к. в богослужении рим. обряда сыграл свящ. Л. Буйе (1913-2004), доказавший его древность, целостность, а также богосл. и дух. ценность.

В реформированном миссале, предлагавшем на выбор 4 евхарист. молитвы, Р.к. с небольшими изменениями занял первенствующее место (т.н. 1-я евхарист. Молитва); 3 новых евхарист. молитвы были созданы с соблюдением ряда структурных и формульных особенностей Р.к.

В действительности Р.к. содержит все осн. элементы, присущие большинству анафор, в т.ч. и эпиклесис, отличающийся лишь тем, что призываемое благодатное действие Божье не уточняется как действие Св. Духа: возможно, исходные образцы др. анафор формировались в эпоху споров с ересями, игнорировавшими значение Третьего Лица Троицы, тогда как Рим. Церковь проявила больший литург. консерватизм, сохранив соответствующие места текста в их древнем виде.

Несмотря на гипотезы некоторых литургистов о том, что Р.к. имеет вост. происхождение, мн. исследования убедительно доказывают его самобытность. Этому не противоречит мнение Л. Буйе о том, что Р.к. обнаруживает родство с александр. типом анафор, заметное как в структурном сходстве, так и в формульных параллелях. Он же продемонстрировал связь ряда молитв Р.к. с прошениями иуд. Тефиллы, проявляющуюся значительно отчетливее, чем в др. древних анафорах; это особо примечательно ввиду того, что ядро христ. общины Рима в I—II вв. составляли иудеохристиане.

Для зап. литург. традиций с древности характерно варьирование префаций. Неизменяемый (за исключением двух разделов) текст Р.к. (именно он называется canon actionis — «правило священнодействия») начинается после Sanctus и состоит из разделов, которые принято именовать по их первым словам: 1) Те igitur — прошение Богу Отцу принять и благословить приносимые дары, а также молитва о мире, защите и окончательном собирании всей Церкви; 2) Memento — поминовение живых: молитва о нуждах Церкви в лице ее конкретных членов; 3) Communicantes — поминовение святых с перечислением имен Девы Марии, апостолов и неск. др. святых, с древности почитавшихся в Риме (имя св. Иосифа Обручника добавлено Папой Иоанном XXIII); текст этого раздела может немного варьироваться в некоторые дни года (его др. традиционное название Infra actionem «Внутри священнодействия»); 4) Hanc igitur — молитва о принятии Богом приносимых даров, а также о мире и спасении; этот раздел также может варьироваться; 5) Quam oblationem — собственно представление жертвоприношения, с молением об освящении (в сочетании с предыдущим этот раздел составляет 1-й эпиклесис); 6) Qui pridie повествование об установлении Евхаристии; традиционный текст этого раздела содержал одну особенность, не имеющую аналогов в др. древних анафорах, — добавление словосочетания Mysterium fidei («Тайна веры») в середине тайноустановительных слов Христа над чашей (аллюзия на Еф 5, 32); при реформировании чина мессы слова «Тайна веры» в Р.к. были вынесены за пределы тайносовершительной формулы — они произносятся после слов Христа над чашей, и к ним добавляется возглашение анамнесиса; 7) Unde et memores — констатация воспоминания страстей, воскресения и вознесения Христа (анамнесис) и совершаемого приношения чистой, святой и непорочной жертвы от даров Божьих; 8) Supra quae — просьба принять эту жертву, как жертвоприношения в.-з. праведников; 9) Supplices te rogamus — моление о том, чтобы жертва была вознесена ангелом к небесному алтарю, чтобы верные, причастившись Тела и Крови Христа от земного алтаря, исполнились благословения и благодати (2-й эпиклесис); 10) Memento pro defunctis — поминовение усопших (сравнительно поздняя вставка, которой нет в ранних версиях); 11) Nobis quoque — молитва об участии в общении святых (с перечислением имен некоторых мучеников, особо почитавшихся в Риме) и исповедание посредничества Христа; 12) Per ipsum заключительное славословие, воздаваемое Отцу через Христа в единстве Св. Духа.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 197-200.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 19 Ноября
    Dominica ante jejunium Kalendar. Novemb.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 375
    Сессий: 13
    Сейчас на сайте: 3





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017