Ретабло - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Ретабло

Ретабло(исп. retablo — от лат. retrotabula — досл. «доска позади») — в странах пиренейского п-ова и лат. Америки — запрестольный образ больших размеров, как правило, включающий в себя архитектурное оформление, скульптуру, а также живопись и декоративные мотивы. В ряде стран Лат. Америки начиная с XVIII в. — также вотивное изображение, приносимое в дар Церкви (обетный дар).

Традиционное Р. представляет собой прямоугольный каркас, разделенный на 3 поля с четко обозначенными гранями, в нижней части которого располагается узкая пределла. Такая трехчастная композиция восходит к традиции ср.-век. алтаря. В центр, части, более широкой и часто более высокой, размещаются изображения Девы Марии с Младенцем, сцена Распятия и фигура святого, которому посвящен алтарный образ. Пределла обычно включает композиции Страстей Христовых, боковые части посвящены житийным сиенам.

Живописный ряд состоит из отд. картин, часто с золотыми фонами, которые дополняются скульптурой из дерева, алебастра и стукковой лепниной. Все изображения связаны между собой тематически и расположены в хронологической последовательности. Важную роль в оформлении Р. играет позолота и полихромная роспись. Первоначально Р. обрамляли гладкими рамами, в дальнейшем стали украшать эмблемами корпораций и гербами заказчиков. В целом для развития Р. характерно постепенное усиление декоративности и подчеркивание пластического начала (со временем в оформлении Р. начала преобладать скульптура).

В отличие от резных и живописных алтарей в храмах Зап. и Центр. Европы, Р. всегда находится в раскрытом состоянии.

Одним из источников формирования Р. считаются распространенные с начала Реконкисты раскладные триптихи, перед которыми ставился походный алтарь. Первоначально для оформления переносных Р. использовали барельефы из металла или слоновой кости. Первые большие заалтарные образы появились в храмах Каталонии в нач. XIV в. Они выполнялись из дерева и алебастра, раскрашивались и покрывались позолотой. К такому типу относятся работы мастеров Ж. Кастальса, П. Оллера (алтарь св. Петра в соборе г. Вика, 1420). Расцвет скульптурного Р. связан с творчеством П. Жоана из Вальфогоны (пределла, посвященная жизни св. Фёклы в кафедр, соборе Таррагоны, 1426-36). Начиная с сер. XIV в. широкое распространение получил также тип живописного Р., формирование которого связано с творчеством братьев Серра. С кон. XIV в. в живописи Р. прослеживаются итал. влияния (Л. Боррасса, алтарь св. Петра в храме Пресв. Девы Марии в Таррасе; Б. Марторель, Р. Преображение Господне в кафедр. соборе Барселоны, 1449). Во 2-й пол. XV в. усилилось влияние нидерл. мастеров (Л. Далмау, картина Мадонна и городские советники из Р. для капеллы ратуши в Барселоне, 1443-45).

Позднеср.-век. Р. часто включают в себя изображения рел. церемоний, сцен повседневного быта, интерьеров домов.

К числу наиболее выдающихся мастеров, создававших Р., относятся также Ж. Уге (алтарь свв. Абдона и Сенена в церкви Св. Петра в Таррасе, 1460; алтарь св. Августина в августинском храме в Барселоне, 1489) и А. Берругете (Р. церкви Св. Бенедикта в Вальядолиде, 1526-32; Р. церкви Св. Иакова в Вальядолиде, 1537; Р. церкви Св. Урсулы в Толедо, 1546).

Одно из самых больших Р. украшает алтарь гл. капеллы кафедр, собора Севильи. Начало работ относится к 1482 и связано с именем итал. скульптора Данкарта. После 1526 над этим Р. работали X. Фернандес, С. Муньос, Б. и Ф. Ортега. Окончательное завершение работ относится к 1564 и приписывается артели мастеров под руководством Х.Б. Васкеса. Севильское Р. представляет собой почти квадратную 5-ярусную конструкцию площадью 120 кв. м, разделенную пышно украшенными вертикальными тягами на 7 частей. В 35 прямоугольных нишах — изображения Страстей Христа, сцены из жизни Девы Марии и севильских святых — Исидора, Леандра, сестер Юсты и Руфины. В каждой нише располагается самостоятельная многофигурная композиция, изображения читаются сверху вниз. Фигуры выполнены в технике высокого рельефа и раскрашены.

Возникший в странах Лат. Америки тип т.н. вотивного Р. — это, как правило, небольшая картина, выполненная яркими красками на листе олова, цинка или меди либо на холсте. Чаще всего в такой технике создают образы почитаемых святых, которые помещают в домах. Также популярны сюжетные Р., рассказывающие о к.-л. важном событии, произошедшем с человеком, и обязательно включающие образ Христа или святого, а также краткое описание события и дату. Эти Р. часто приносят в храм как выражение благодарности святому покровителю. Наибольшее распространение Р. такого типа получили в Мексике, где они известны также под названием ламинас.

Н. Вострикова

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 150-154.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 19 Апреля
    Feria VI Dominice IV. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 14950
    Сессий: 10
    Сейчас на сайте: 6





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024