К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Ретабло
Ретабло(исп. retablo — от
лат. retrotabula — досл.
«доска позади») — в странах пиренейского
п-ова и лат. Америки — запрестольный
образ больших размеров, как правило,
включающий в себя архитектурное
оформление, скульптуру, а также живопись
и декоративные мотивы. В ряде стран Лат.
Америки начиная с XVIII в. — также вотивное
изображение, приносимое в дар Церкви
(обетный дар).
Традиционное
Р. представляет собой прямоугольный
каркас, разделенный на 3 поля с четко
обозначенными гранями, в нижней части
которого располагается узкая пределла.
Такая трехчастная композиция восходит
к традиции ср.-век. алтаря. В центр, части,
более широкой и часто более высокой,
размещаются изображения Девы Марии с
Младенцем, сцена Распятия и фигура
святого, которому посвящен алтарный
образ. Пределла обычно включает композиции
Страстей Христовых, боковые части
посвящены житийным сиенам.
Живописный
ряд состоит из отд. картин, часто с
золотыми фонами, которые дополняются
скульптурой из дерева, алебастра и
стукковой
лепниной. Все изображения связаны между
собой тематически и расположены в
хронологической последовательности.
Важную роль в оформлении Р. играет
позолота и полихромная роспись.
Первоначально Р. обрамляли гладкими
рамами, в дальнейшем стали украшать
эмблемами корпораций и гербами заказчиков.
В целом для развития Р. характерно
постепенное усиление декоративности
и подчеркивание пластического начала
(со временем в оформлении Р. начала
преобладать скульптура).
В
отличие от резных и живописных алтарей
в храмах Зап. и Центр. Европы, Р. всегда
находится в раскрытом состоянии.
Одним
из источников формирования Р. считаются
распространенные с начала Реконкисты
раскладные триптихи, перед которыми
ставился походный алтарь. Первоначально
для оформления переносных Р. использовали
барельефы из металла или слоновой кости.
Первые большие заалтарные образы
появились в храмах Каталонии в нач. XIV
в. Они выполнялись из дерева и алебастра,
раскрашивались и покрывались позолотой.
К такому типу относятся работы мастеров
Ж. Кастальса, П. Оллера (алтарь св. Петра
в соборе г. Вика, 1420). Расцвет скульптурного
Р. связан с творчеством П. Жоана из
Вальфогоны (пределла, посвященная жизни
св. Фёклы в кафедр, соборе Таррагоны,
1426-36). Начиная с сер. XIV в. широкое
распространение получил также тип
живописного Р., формирование которого
связано с творчеством братьев Серра. С
кон. XIV в. в живописи Р. прослеживаются
итал. влияния (Л. Боррасса, алтарь св.
Петра в храме Пресв. Девы Марии в Таррасе;
Б. Марторель, Р. Преображение
Господне в кафедр.
соборе Барселоны, 1449). Во 2-й пол. XV в.
усилилось влияние нидерл. мастеров (Л.
Далмау, картина Мадонна и городские
советники из Р. для
капеллы ратуши в Барселоне, 1443-45).
Позднеср.-век.
Р. часто включают в себя изображения
рел. церемоний, сцен повседневного быта,
интерьеров домов.
К
числу наиболее выдающихся мастеров,
создававших Р., относятся также Ж. Уге
(алтарь свв. Абдона и Сенена в церкви
Св. Петра в Таррасе, 1460; алтарь св.
Августина в августинском храме в
Барселоне, 1489) и А. Берругете (Р. церкви
Св. Бенедикта в Вальядолиде, 1526-32; Р.
церкви Св. Иакова в Вальядолиде, 1537; Р.
церкви Св. Урсулы в Толедо, 1546).
Одно
из самых больших Р. украшает алтарь гл.
капеллы кафедр, собора Севильи. Начало
работ относится к 1482 и связано с именем
итал. скульптора Данкарта. После 1526 над
этим Р. работали X. Фернандес, С. Муньос,
Б. и Ф. Ортега. Окончательное завершение
работ относится к 1564 и приписывается
артели мастеров под руководством Х.Б.
Васкеса. Севильское Р. представляет
собой почти квадратную 5-ярусную
конструкцию площадью 120 кв. м, разделенную
пышно украшенными вертикальными тягами
на 7 частей. В 35 прямоугольных нишах —
изображения Страстей Христа, сцены из
жизни Девы Марии и севильских святых —
Исидора, Леандра, сестер Юсты и Руфины.
В каждой нише располагается самостоятельная
многофигурная композиция, изображения
читаются сверху вниз. Фигуры выполнены
в технике высокого рельефа и раскрашены.
Возникший
в странах Лат. Америки тип т.н. вотивного
Р. — это, как правило, небольшая картина,
выполненная яркими красками на листе
олова, цинка или меди либо на холсте.
Чаще всего в такой технике создают
образы почитаемых святых, которые
помещают в домах. Также популярны
сюжетные Р., рассказывающие о к.-л. важном
событии, произошедшем с человеком, и
обязательно включающие образ Христа
или святого, а также краткое описание
события и дату. Эти Р. часто приносят в
храм как выражение благодарности святому
покровителю. Наибольшее распространение
Р. такого типа получили в Мексике, где
они известны также под названием ламинас.
Н. Вострикова
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 150-154.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.