Ретабло - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Ретабло

Ретабло(исп. retablo — от лат. retrotabula — досл. «доска позади») — в странах пиренейского п-ова и лат. Америки — запрестольный образ больших размеров, как правило, включающий в себя архитектурное оформление, скульптуру, а также живопись и декоративные мотивы. В ряде стран Лат. Америки начиная с XVIII в. — также вотивное изображение, приносимое в дар Церкви (обетный дар).

Традиционное Р. представляет собой прямоугольный каркас, разделенный на 3 поля с четко обозначенными гранями, в нижней части которого располагается узкая пределла. Такая трехчастная композиция восходит к традиции ср.-век. алтаря. В центр, части, более широкой и часто более высокой, размещаются изображения Девы Марии с Младенцем, сцена Распятия и фигура святого, которому посвящен алтарный образ. Пределла обычно включает композиции Страстей Христовых, боковые части посвящены житийным сиенам.

Живописный ряд состоит из отд. картин, часто с золотыми фонами, которые дополняются скульптурой из дерева, алебастра и стукковой лепниной. Все изображения связаны между собой тематически и расположены в хронологической последовательности. Важную роль в оформлении Р. играет позолота и полихромная роспись. Первоначально Р. обрамляли гладкими рамами, в дальнейшем стали украшать эмблемами корпораций и гербами заказчиков. В целом для развития Р. характерно постепенное усиление декоративности и подчеркивание пластического начала (со временем в оформлении Р. начала преобладать скульптура).

В отличие от резных и живописных алтарей в храмах Зап. и Центр. Европы, Р. всегда находится в раскрытом состоянии.

Одним из источников формирования Р. считаются распространенные с начала Реконкисты раскладные триптихи, перед которыми ставился походный алтарь. Первоначально для оформления переносных Р. использовали барельефы из металла или слоновой кости. Первые большие заалтарные образы появились в храмах Каталонии в нач. XIV в. Они выполнялись из дерева и алебастра, раскрашивались и покрывались позолотой. К такому типу относятся работы мастеров Ж. Кастальса, П. Оллера (алтарь св. Петра в соборе г. Вика, 1420). Расцвет скульптурного Р. связан с творчеством П. Жоана из Вальфогоны (пределла, посвященная жизни св. Фёклы в кафедр, соборе Таррагоны, 1426-36). Начиная с сер. XIV в. широкое распространение получил также тип живописного Р., формирование которого связано с творчеством братьев Серра. С кон. XIV в. в живописи Р. прослеживаются итал. влияния (Л. Боррасса, алтарь св. Петра в храме Пресв. Девы Марии в Таррасе; Б. Марторель, Р. Преображение Господне в кафедр. соборе Барселоны, 1449). Во 2-й пол. XV в. усилилось влияние нидерл. мастеров (Л. Далмау, картина Мадонна и городские советники из Р. для капеллы ратуши в Барселоне, 1443-45).

Позднеср.-век. Р. часто включают в себя изображения рел. церемоний, сцен повседневного быта, интерьеров домов.

К числу наиболее выдающихся мастеров, создававших Р., относятся также Ж. Уге (алтарь свв. Абдона и Сенена в церкви Св. Петра в Таррасе, 1460; алтарь св. Августина в августинском храме в Барселоне, 1489) и А. Берругете (Р. церкви Св. Бенедикта в Вальядолиде, 1526-32; Р. церкви Св. Иакова в Вальядолиде, 1537; Р. церкви Св. Урсулы в Толедо, 1546).

Одно из самых больших Р. украшает алтарь гл. капеллы кафедр, собора Севильи. Начало работ относится к 1482 и связано с именем итал. скульптора Данкарта. После 1526 над этим Р. работали X. Фернандес, С. Муньос, Б. и Ф. Ортега. Окончательное завершение работ относится к 1564 и приписывается артели мастеров под руководством Х.Б. Васкеса. Севильское Р. представляет собой почти квадратную 5-ярусную конструкцию площадью 120 кв. м, разделенную пышно украшенными вертикальными тягами на 7 частей. В 35 прямоугольных нишах — изображения Страстей Христа, сцены из жизни Девы Марии и севильских святых — Исидора, Леандра, сестер Юсты и Руфины. В каждой нише располагается самостоятельная многофигурная композиция, изображения читаются сверху вниз. Фигуры выполнены в технике высокого рельефа и раскрашены.

Возникший в странах Лат. Америки тип т.н. вотивного Р. — это, как правило, небольшая картина, выполненная яркими красками на листе олова, цинка или меди либо на холсте. Чаще всего в такой технике создают образы почитаемых святых, которые помещают в домах. Также популярны сюжетные Р., рассказывающие о к.-л. важном событии, произошедшем с человеком, и обязательно включающие образ Христа или святого, а также краткое описание события и дату. Эти Р. часто приносят в храм как выражение благодарности святому покровителю. Наибольшее распространение Р. такого типа получили в Мексике, где они известны также под названием ламинас.

Н. Вострикова

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 150-154.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024