Реквием - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Реквием

Реквием (лат. Requiem) — в римском обряде заупокойная месса (missa pro defunctis, missa defunctorum), совершаемая в день Поминовения всех усопших верных (2 ноября), а также в день погребения отд. лиц, в 3-й, 7-й и 30-й дни после их похорон (в древности — в 9-й и 40-й) и в дни годовщин их смерти (возможно поминовение усопших и в др. дни). Свое название Р. получил по первому слову интроита Requiem aeternam dona eis, Domine...(Вечный покой даруй им, Господи...).

Согласно Римскому миссалу 1570, утвержденному Папой Пием V, Р. состоит из 9 частей: интроит заупокойной мессы Requiem aeternam dona eis, Domine; Kyrie; гpaдуал Requiem aeternam dona eis, Domine; тракт Absolve, Domine (Отпусти, Господи); секвенция Dies irae (День гнева); офферторий Domine Iesu Christe; Sanctus; Agnus Dei; коммунио Lux aeterna (Свет вечный). В Р. отсутствуют Credo (т.к. земной путь умершего завершен и его вера уже не требует исповедания) и Аллилуйя (предусмотренная только в праздничных мессах). В муз. многоголосных композициях часто в заключение Р. добавляют респонсорий Libera те, Domine (Избавь меня, Господи), который не является частью мессы, а входит в обряд разрешительной молитвы (absolutio).

До тридентской литург. реформы строение Р. не было единообразным. Так, возможны были градуал Si ambulem (Если пойду) и тракты Sicut cervus (Как лань) или De profundis (Из глубины), а также текстовые отличия в оффертории; в особых случаях наряду с офферторием Domine Iesu Christeу потреблялся О pie Rex (О благой Царь), а коммунио Lux aeterna заменялось Pro quorum memoria (За память которых).

В результате литург. реформы II Ватиканского собора из состава Р. была выведена секвенция Dies irae и, напротив, добавлена Аллилуйя, тем самым трагический акцент (ожидание Страшного суда) был заменен радостным (переход к жизни вечной). Кроме того, расширен круг песнопений: для интроита, градуала, оффертория и коммунио, как и для стиха Аллилуйи, теперь, наряду с закрепленными Тридентским собором, предусмотрены несколько др. вариантов по выбору, взятых из иных богослужебных формуляров.

Самые ранние многоголосные (полифонические) обработки хоральных напевов отд. частей Р. появились в кон. XV в. Первым многоголосным образцом полного или почти полного Р., возможно, был ныне утерянный Р. Гийома Дюфаи (в завещании композитор выразил желание, чтобы его Р. был исполнен в день его похорон). Из сохранившихся полифонических Р. наиболее ранним является Р. Йоханнеса де Окегема (ок. 1470). До кон. XVI в. было создано более 40 Р., в осн. неримской традиции. Первый многоголосный Р. рим. традиции принадлежит А. Брюмелю (1516). Среди др. авторов Р. этого периода — О. ди Лассо (1589), Дж.П. да Палестрина, Т.Д. де Виктория, Э. дю Корруа и др.

В течение XVII в. было создано неск. сотен Р. В это время Р. утратили связь с григорианским хоралом как основой композиции (за редкими исключениями, напр., Dies irae Ж.-Б. Люлли, где, однако, традиционный напев трансформирован, или Р., сочиненный А. Скарлатти). Р. этого периода обогащены чертами, с одной стороны, концертного, с другой — оперного стиля. Для них характерны наличие больших хорового и инструментального составов, противопоставление солистов или хоровых групп друг другу или полному составу хора, включение наряду с вокальными собственно инструментальных разделов, яркое выражение в музыке определенных аффектов. К числу таких соч. принадлежит Р. на смерть Козимо И, вел. герцога Тосканы, сочиненный совместно К. Монтеверди, Дж.Б. Грилло и Ф. Успером.

Наиболее значительные P. XVIII в. создали Н. Йоммелли, Дж. Паизиелло и В.А. Моцарт (1791). Свое предсмертное соч. Моцарт не успел окончить, создав 6 частей и не дописав 7-ю — Lacrimosa [dies illa] (Слезный [день тот]), которая заключает секвенцию Dies irae; Р. был завершен учеником композитора Ф.К. Зюсмайром.

Р. эпохи романтизма отмечены красочностью и главенством чувства, которые предвосхитил еще Ф.-Ж. Госсек (1760, с необычной оркестровкой). Романтическая трактовка Р. требовала грандиозных исполнительских сил, многообразно применяемых для выражения различных душевных состояний. В этих соч. особая роль отведена секвенции Dies irae, которая составляет неск. контрастных разделов и является трагическим центром всего цикла. Наряду с Р., имевшими богослужебное назначение и располагающими умеренными средствами выражения (А. Брукнер, 1845; Ф. Лист, 1868; К. Сен Санс, 1878), появлялись соч., исполняемые как в храмах, так и на концертных площадках. Это произведения большого оркестрового стиля (сочинения Л. Керубини, 1816 и 1836; Г. Берлиоза, 1837; Дж. Верди, 1874, памяти А. Мандзони). Особняком стоит произведение Г. Форе (1887), которое, хотя также имеет двойное предназначение, обходится традиционными исполнительскими сиами; его др. особенность — отсутствие секвенции Dies Irae. В XIX в. возникли также первые образцы Р., не имевших отношения к богослужению и созданных только как концертные произведения (соч. А. Дворжака, 1890).

В это же время появились соч., которые можно назвать Р. только по их траурному характеру, однако они не связаны ни со строением традиционного Р., ни с его богослужебной функцией, ни с канон. лат. текстом. Это напр., Немецкий реквием И. Брамса (1867, на смерть матери) на тексты ВЗ и НЗ (в переводе М. Лютера). Имеются даже соч. на светские тексты, такие, как романс Р. Щумана из вокального цикла Шесть стихотворений Николауса Ленау и его же Реквием по Миньоне на стихи из Вильгельма Мейстера И.В. Гёте.

В XX в. богослужебные Р. в творчестве крупных композиторов встречались нечасто; следует упомянуть соч. М. Дюрюфле (1947), представляющее собой Р. с использованием григорианских напевов. Особняком стоит Братское поминовение героев А.Д. Кастальского (2 редакции 1915 и 3-я — 1916), которое автор назвал русским Р. по погибшим в Первой мировой войне, представляющее собой богослужебное соч., в котором сочетаются лат церковнослав. и англ. заупокойные тексты и напевы; в Правосл. Церкви оно никогда не исполнялось, т.к. не соответствует принятому чину поминовения усопших. Requiem Chorale И.Н. Давида (1957), строгий по форме, с опорой на григорианские напевы и ср.-век. стиль, самим композитором не был предназначен для богослужения. В XX в. форма Р., не связанная с богослужением, стала основной. Эти Р. написаны на светские тексты, напр., Реквием М. Регера (1915, на стихи Ф. Геббеля), Реквием по тем, кого мы любим П. Хиндемита (1946, на стихи У. Уитмена, памяти президента США Ф. Рузвельта), Реквием памяти Ленина Д. Кабалевского (1933, 3-я симфония с хором, на стихи Н. Асеева) и его же Реквием памяти жертв фашизма (1962, на стихи Р. Рождественского), Р. Ленин Г. Эйслера (1970, на стихи Б. Брехта). Др. группу нелитургических Р. составляют инструментальные соч. без участия вокала: Литургическая симфония А. Онеггера (1946, 3 части — Dies irae, De profundis и Dona nobis pacem), Sinfonia da Requiem Б. Бриттена (1940), Реквием X.B. Хенце (1990-92, для фортепиано, трубы и оркестра; без Купе, но с включением песнопения Ave verum, при этом компоновка 9 частей свободная). Третью группу составляют Р., сохраняющие литург. текст хотя бы в какой-то мере, но совмещенный с другими — светскими или религиозными. Таковы Военный реквием Б. Бриттена (1961, наряду с литург. лат. текстом использованы стихи У. Оуэна), Реквием Д. Лигети (1965, только 4 части: интроит, Kyrie, De iudicii sequentia [Dies irae] с отделенной от секвенции Lacrimosa, к тому же текст раздроблен на отд. слоги и звуки), Requiem canticles И. Стравинского (1966, состоит из сокращенных интроита, секвенции Dies irae и почти полного респонсория Libera те), Реквием по молодому поэту Б.А. Циммермана (1967-69), Rara-requiemС. Буссотти (1970), Реквием А. Шнитке (1975, на полный канон, текст, но с включением Credo), Реквием Э. Денисова (1980, на стихи Ф. Танцера, на трех языках, с добавлением фрагментов из Псалтири и Евангелия от Иоанна), Польский реквием К. Пендерецкого (1980-84).

Ю. Москва

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 113-117.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024