Разрешител\ьная молитва - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Разрешительная молитва

Разрешительная молитва (греч. λύσις, προ σευχή τής λύσεως; лат. absolutio, oratio absolutionis) — молитва, посредством которой епископ или священник как служитель таинства покаяния (исповедь) испрашивает и провозглашает прощение богом грехов кающегося.

Иисус Христос, единственный Искупитель, имеющий власть прощать грехи (ср. Мк 2, 5-11), сделал апостолов участниками этой власти, наделив их также правом и миссией примирять грешников с Церковью. Это было выражено прежде всего в словах, обращенных к Петру: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16, 19). Однако сходные слова Христос сказал и всем апостолам (Мф 18, 18; Ин 20, 21-23). Согласно учению Католической Церкви, эта миссия, порученная ап. Петру, дана также коллегии апостолов, соединенной с их главою — Папой Римским (см. LG 22; ККЦ 1444). Использованный в соответствующих местах греч. глагол λύω означает «развязывать», «освобождать от уз»: грех уподобляется узам, опутывающим человека и препятствующим его движению к спасению. Церковь толкует слова «связывать» и «разрешать» в том смысле, что тот, кого она исключает из своего общения, будет исключен из общения с Богом, а тот, кого она снова примет в свое общение, и Богом будет принят (см. ККЦ 1445).

Различные формы Р.м. складывались в Церкви постепенно, по мере ист. развития таинства покаяния. В ранней Церкви (кон. II — нач. VII в.) верующий в случае особо тяжкого греха мог лишь один раз в жизни совершить покаяние. Оно носило публичный характер и выражалось в длительном отлучении от евхарист. общения, сопровождавшемся строгой аскезой. По завершении установленного срока совершивший покаяние воссоединялся с Церковью; при этом епископ произносил над ним молитву примирения в присутствии всей общины. На Западе, как правило, это происходило в Великий четверг.

В VII в. с появлением многократной тайной исповеди сам термин «примирение» был вытеснен словом «разрешение (грехов)». Принимавший исповедь налагал на кающегося епитимию (ее характер и продолжительность обуславливались тяжестью исповеданных грехов) и только после ее успешного исполнения произносил P.м., дававшую верующему возможность вновь приступать к причастию.

С XII в. на Западе складывалась та форма исповеди, которая была окончательно закреплена Тридентским собором и существует в Католической Церкви по сей день (сходные с нею формы восприняты и большинством Вост. Церквей): отпущение грехов, предоставляющее покаявшемуся право приступать к причастию, дается посредством P.м., как правило, сразу же после их тайного исповедания священнику; епитимия исполняется уже после этого.

P.м., закрепленная после Тридентского собора в Римском требнике 1614, в латинском обряде начинается пожеланием прощения и завершается прямым провозглашением разрешения от грехов: «Господь наш Иисус Христос да разрешит тебя, и я властью Его разрешаю тебя от всяких уз отлучения и запрещения, насколько могу и ты нуждаешься, а также я тебя разрешаю от грехов твоих во имя Отца, и Сына, и Духа Святого. Аминь». После II Ватиканского собора было предложено несколько видоизменить эту Р.м. В результате с 1974 она приобрела такой вид: «Бог, Отец милосердия, смертью и воскресением Сына Своего примиривший мир с Собою и ниспославший Святого Духа для отпущения грехов, посредством Церкви Своей пусть дарует тебе прощение и мир. И я отпускаю тебе грехи во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

В русско-византийском обряде Р.м. звучит так: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо Ν, вся согрешения твоя: и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Р.м. в лат. обряде сопровождается тем, что священник простирает обе руки (или только правую) в сторону кающегося, а в завершение осеняет его крестным знамением. В визант. традиции священник во время чтения Р.м. покрывает голову кающегося епитрахилью.

Еще со времен Средневековья известна практика произнесения Р.м. в случаях общинного совершения таинства покаяния. На Западе в некоторых епархиях от практики первых веков сохранялся обычай (местами до нач. XX в.) чтения перечня всевозможных грехов, после чего верующим преподавалось общее отпущение; это происходило в Вел. четверг (отсюда названия Absolutionis dies, Absolutus dies Iovis), преимущественно в кафедр, соборах. Практика «общей исповеди», в целом сходная с этой, широко известна в Русской Правосл. Церкви (тем не менее, под Р.м. каждый кающийся обычно подходит индивидуально). В наст. время Католическая Церковь только в случае крайней необходимости допускает возможность общинного совершения таинства покаяния и примирения.

Термин «Р.м.» используется также в значении некоторых др. молитв об отпущении грехов. В Средние века так стала именоваться особая молитва об усопшем при погребении. В византийском обряде подобные молитвы появились в позднее Средневековье. Их тексты формально сходны с Р.м. при покаянии. Такая Р.м. прочитывается священником в конце отпевания и листок с ее текстом оставляется в руке или на челе покойного. Аналогичный обряд чтения при погребении молитвы о разрешении грехов души усопшего (при этом первоначально ее текст клали на грудь покойному) известен на Западе с IX в. В дальнейшем этот ритуал, претерпевший ряд изменений и варьировавшийся в разных регионах, получил название Absolutio defunctorum (Разрешительная молитва об усопших; в ряде стран именовался Asoute — старофранц. видоизменение слова absolutio); его принято было совершать сразу же после заупокойной мессы, как в случаях отпевания, так и при поминовении усопших. Однако во 2-й пол. XX в. в ходе литургической реформы он был упразднен.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 31-34.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Суббота, 24 Июня

    Ближайшее празднование:
    Dominica III. post Pentecosten
    25 Июня (остался 1 день)

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 938
    Сессий: 5
    Сейчас на сайте: 5







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017