Разрешител\ьная молитва - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Разрешительная молитва

Разрешительная молитва (греч. λύσις, προ σευχή τής λύσεως; лат. absolutio, oratio absolutionis) — молитва, посредством которой епископ или священник как служитель таинства покаяния (исповедь) испрашивает и провозглашает прощение богом грехов кающегося.

Иисус Христос, единственный Искупитель, имеющий власть прощать грехи (ср. Мк 2, 5-11), сделал апостолов участниками этой власти, наделив их также правом и миссией примирять грешников с Церковью. Это было выражено прежде всего в словах, обращенных к Петру: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16, 19). Однако сходные слова Христос сказал и всем апостолам (Мф 18, 18; Ин 20, 21-23). Согласно учению Католической Церкви, эта миссия, порученная ап. Петру, дана также коллегии апостолов, соединенной с их главою — Папой Римским (см. LG 22; ККЦ 1444). Использованный в соответствующих местах греч. глагол λύω означает «развязывать», «освобождать от уз»: грех уподобляется узам, опутывающим человека и препятствующим его движению к спасению. Церковь толкует слова «связывать» и «разрешать» в том смысле, что тот, кого она исключает из своего общения, будет исключен из общения с Богом, а тот, кого она снова примет в свое общение, и Богом будет принят (см. ККЦ 1445).

Различные формы Р.м. складывались в Церкви постепенно, по мере ист. развития таинства покаяния. В ранней Церкви (кон. II — нач. VII в.) верующий в случае особо тяжкого греха мог лишь один раз в жизни совершить покаяние. Оно носило публичный характер и выражалось в длительном отлучении от евхарист. общения, сопровождавшемся строгой аскезой. По завершении установленного срока совершивший покаяние воссоединялся с Церковью; при этом епископ произносил над ним молитву примирения в присутствии всей общины. На Западе, как правило, это происходило в Великий четверг.

В VII в. с появлением многократной тайной исповеди сам термин «примирение» был вытеснен словом «разрешение (грехов)». Принимавший исповедь налагал на кающегося епитимию (ее характер и продолжительность обуславливались тяжестью исповеданных грехов) и только после ее успешного исполнения произносил P.м., дававшую верующему возможность вновь приступать к причастию.

С XII в. на Западе складывалась та форма исповеди, которая была окончательно закреплена Тридентским собором и существует в Католической Церкви по сей день (сходные с нею формы восприняты и большинством Вост. Церквей): отпущение грехов, предоставляющее покаявшемуся право приступать к причастию, дается посредством P.м., как правило, сразу же после их тайного исповедания священнику; епитимия исполняется уже после этого.

P.м., закрепленная после Тридентского собора в Римском требнике 1614, в латинском обряде начинается пожеланием прощения и завершается прямым провозглашением разрешения от грехов: «Господь наш Иисус Христос да разрешит тебя, и я властью Его разрешаю тебя от всяких уз отлучения и запрещения, насколько могу и ты нуждаешься, а также я тебя разрешаю от грехов твоих во имя Отца, и Сына, и Духа Святого. Аминь». После II Ватиканского собора было предложено несколько видоизменить эту Р.м. В результате с 1974 она приобрела такой вид: «Бог, Отец милосердия, смертью и воскресением Сына Своего примиривший мир с Собою и ниспославший Святого Духа для отпущения грехов, посредством Церкви Своей пусть дарует тебе прощение и мир. И я отпускаю тебе грехи во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

В русско-византийском обряде Р.м. звучит так: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо Ν, вся согрешения твоя: и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Р.м. в лат. обряде сопровождается тем, что священник простирает обе руки (или только правую) в сторону кающегося, а в завершение осеняет его крестным знамением. В визант. традиции священник во время чтения Р.м. покрывает голову кающегося епитрахилью.

Еще со времен Средневековья известна практика произнесения Р.м. в случаях общинного совершения таинства покаяния. На Западе в некоторых епархиях от практики первых веков сохранялся обычай (местами до нач. XX в.) чтения перечня всевозможных грехов, после чего верующим преподавалось общее отпущение; это происходило в Вел. четверг (отсюда названия Absolutionis dies, Absolutus dies Iovis), преимущественно в кафедр, соборах. Практика «общей исповеди», в целом сходная с этой, широко известна в Русской Правосл. Церкви (тем не менее, под Р.м. каждый кающийся обычно подходит индивидуально). В наст. время Католическая Церковь только в случае крайней необходимости допускает возможность общинного совершения таинства покаяния и примирения.

Термин «Р.м.» используется также в значении некоторых др. молитв об отпущении грехов. В Средние века так стала именоваться особая молитва об усопшем при погребении. В византийском обряде подобные молитвы появились в позднее Средневековье. Их тексты формально сходны с Р.м. при покаянии. Такая Р.м. прочитывается священником в конце отпевания и листок с ее текстом оставляется в руке или на челе покойного. Аналогичный обряд чтения при погребении молитвы о разрешении грехов души усопшего (при этом первоначально ее текст клали на грудь покойному) известен на Западе с IX в. В дальнейшем этот ритуал, претерпевший ряд изменений и варьировавшийся в разных регионах, получил название Absolutio defunctorum (Разрешительная молитва об усопших; в ряде стран именовался Asoute — старофранц. видоизменение слова absolutio); его принято было совершать сразу же после заупокойной мессы, как в случаях отпевания, так и при поминовении усопших. Однако во 2-й пол. XX в. в ходе литургической реформы он был упразднен.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 31-34.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Среда, 29 Марта
    Feria IV. Dominice IV. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 1023
    Сессий: 53
    Сейчас на сайте: 4







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017