К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Разрешительная молитва
Разрешительная
молитва (греч. λύσις,
προ σευχή τής λύσεως; лат.
absolutio,
oratio absolutionis)
— молитва,
посредством которой епископ или священник
как служитель таинства покаяния
(исповедь) испрашивает и провозглашает
прощение богом грехов кающегося.
Иисус
Христос, единственный Искупитель,
имеющий власть прощать грехи (ср. Мк 2,
5-11), сделал апостолов участниками этой
власти, наделив их также правом и миссией
примирять грешников с Церковью. Это
было выражено прежде всего в словах,
обращенных к Петру: «Что свяжешь на
земле, то будет связано на небесах; и
что разрешишь на земле, то будет разрешено
на небесах» (Мф 16, 19). Однако сходные
слова Христос сказал и всем апостолам
(Мф 18, 18; Ин 20, 21-23). Согласно учению
Католической Церкви, эта миссия,
порученная ап. Петру, дана также коллегии
апостолов, соединенной с их главою —
Папой Римским (см. LG 22;
ККЦ 1444). Использованный в соответствующих
местах греч. глагол λύω
означает «развязывать»,
«освобождать от уз»: грех уподобляется
узам, опутывающим человека и препятствующим
его движению к спасению. Церковь толкует
слова «связывать» и «разрешать» в том
смысле, что тот, кого она исключает из
своего общения, будет исключен из общения
с Богом, а тот, кого она снова примет в
свое общение, и Богом будет принят (см.
ККЦ 1445).
Различные
формы Р.м. складывались в Церкви
постепенно, по мере ист. развития таинства
покаяния. В ранней Церкви (кон. II — нач.
VII в.) верующий в случае особо тяжкого
греха мог лишь один раз в жизни совершить
покаяние. Оно носило публичный характер
и выражалось в длительном отлучении от
евхарист. общения, сопровождавшемся
строгой аскезой. По завершении
установленного срока совершивший
покаяние воссоединялся с Церковью; при
этом епископ произносил над ним молитву
примирения в присутствии всей общины.
На Западе, как правило, это происходило
в Великий четверг.
В
VII в. с появлением многократной тайной
исповеди сам термин «примирение» был
вытеснен словом «разрешение (грехов)».
Принимавший исповедь налагал на кающегося
епитимию (ее характер и продолжительность
обуславливались тяжестью исповеданных
грехов) и только после ее успешного
исполнения произносил P.м.,
дававшую верующему
возможность вновь приступать к причастию.
С
XII в. на Западе складывалась та форма
исповеди, которая была окончательно
закреплена Тридентским собором и
существует в Католической Церкви по
сей день (сходные с нею формы восприняты
и большинством Вост. Церквей): отпущение
грехов, предоставляющее покаявшемуся
право приступать к причастию, дается
посредством P.м., как
правило, сразу же после их тайного
исповедания священнику; епитимия
исполняется уже после этого.
P.м.,
закрепленная
после Тридентского собора в Римском
требнике
1614, в латинском обряде начинается
пожеланием прощения и завершается
прямым провозглашением разрешения от
грехов: «Господь наш Иисус Христос да
разрешит тебя, и я властью Его разрешаю
тебя от всяких уз отлучения и запрещения,
насколько могу
и
ты нуждаешься, а также я тебя разрешаю
от грехов твоих во имя Отца, и Сына, и
Духа Святого. Аминь». После II Ватиканского
собора было предложено несколько
видоизменить эту Р.м. В результате с
1974 она приобрела такой вид: «Бог, Отец
милосердия, смертью и воскресением Сына
Своего примиривший мир с Собою и
ниспославший Святого Духа для отпущения
грехов, посредством Церкви Своей пусть
дарует тебе прощение и мир. И я отпускаю
тебе грехи во имя Отца, и Сына, и Святого
Духа. Аминь».
В
русско-византийском обряде Р.м. звучит
так: «Господь и Бог наш Иисус Христос,
благодатию и щедротами Своего
человеколюбия, да простит ти, чадо Ν,
вся согрешения твоя: и
аз, недостойный иерей, властию Его, мне
данною, прощаю и разрешаю тя от всех
грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и
Святаго Духа. Аминь».
Р.м. в лат.
обряде сопровождается тем, что священник
простирает обе руки (или только правую)
в сторону кающегося, а в завершение
осеняет его крестным знамением. В визант.
традиции священник во время чтения Р.м.
покрывает голову кающегося епитрахилью.
Еще
со времен Средневековья известна
практика произнесения Р.м. в случаях
общинного совершения таинства покаяния.
На Западе в некоторых епархиях от
практики первых веков сохранялся обычай
(местами до нач. XX в.) чтения перечня
всевозможных грехов, после чего верующим
преподавалось общее отпущение; это
происходило в Вел. четверг (отсюда
названия Absolutionis
dies,
Absolutus dies
Iovis),
преимущественно
в кафедр, соборах. Практика «общей
исповеди», в целом сходная с этой, широко
известна в Русской Правосл. Церкви (тем
не менее, под Р.м. каждый кающийся обычно
подходит индивидуально). В наст. время
Католическая Церковь только в случае
крайней необходимости допускает
возможность общинного совершения
таинства покаяния и примирения.
Термин
«Р.м.» используется также в значении
некоторых др. молитв об отпущении грехов.
В Средние века так стала именоваться
особая молитва об усопшем при погребении.
В византийском обряде подобные молитвы
появились в позднее Средневековье. Их
тексты формально сходны с Р.м. при
покаянии. Такая Р.м. прочитывается
священником в конце отпевания и листок
с ее текстом оставляется в руке или на
челе покойного. Аналогичный обряд чтения
при погребении молитвы о разрешении
грехов души усопшего (при этом первоначально
ее текст клали на грудь покойному)
известен на Западе с IX в. В дальнейшем
этот ритуал, претерпевший ряд изменений
и варьировавшийся в разных регионах,
получил название Absolutio
defunctorum (Разрешительная
молитва об усопших; в ряде стран именовался
Asoute —
старофранц. видоизменение слова
absolutio); его
принято было совершать сразу же после
заупокойной мессы, как в случаях
отпевания, так и при поминовении усопших.
Однако во 2-й пол. XX в. в ходе литургической
реформы он был упразднен.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 31-34.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.