Псалтир\ь - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Псалтирь

Псалтирь, Псалтырь (греч. Ψαλτήριον, лат. Psalterium, исходно — струнный музыкальный инструмент) — название книги ВЗ, состоящей из 150 (в иуд. и протест, традициях) или 151 (в катол. и правосл. традициях) псалмов. В древнеевр. Библии эта книга называется ЕВР(восхваления, множественное число от ЕВР; греч. Ψαλμοί, лат. Psalmi). В иуд. традиции П. открывает 3-й раздел Библии, носящий название «Писания» (ЕВР), но иногда по своему значению выделяется в самостоятельный раздел.

П. традиционно связывается с именем царя Давида, но в его время могли быть написаны только некоторые псалмы (точные датировки в любом случае недоступны). Лингвистические и ист. данные указывают, что большинство псалмов обрело свою окончательную форму после вавилонского пленения.

Как единый сборник П. сложилась не сразу; еще в Кумране (Кумранские рукописи) существовал свой сборник псалмов, существенно отличающийся от канон, текста П.

Более того, разные традиции по-разному проводят в некоторых случаях границу между псалмами.

Нумерация псалмов в изданиях рус. Синодального перевода Библии обычно следует восточнохрист. традиции, а большинство зап. изданий, равно как и издания евр. текста, следуют евр. традиции. Пс 9-10 и 114-115 по нумерации в евр. традиции объединены в восточнохрист. традиции, а Пс 116 и 147, наоборот, в восточнохрист. традиции разделены на два; в результате номера псалмов с 11 по 113 и со 117 по 146 по евр. счету в восточнохрист. традиции уменьшаются на единицу. Кроме того, заглавия мн. псалмов обозначаются в рус. изданиях как стих 1 (обычно так выглядит и евр. текст), а во мн. зап. изданиях они стоят вне нумерации и поэтому номера стихов в них отстают на единицу от рус. Изданий.

Иуд. канон, воспроизведенный протестантами, включает 150 псалмов. Но в Септуагинте, а вслед за ней и в Вульгате, добавлен 151-й псалом, неизменно входящий в катол. и правосл. издания Библии, хотя и не считающийся каноническим. Тем не менее текст Пс 151 был найден в Кум райских рукописях. В П. также относительно высока доля текстуальных разночтений между различными традициями.

В ВЗ немало песнопений, похожих на псалмы, но не вошедших в П., напр., песнь Моисея и Мариам при переходе через Красное море (Исх 15, 1-18.21) или победная песнь Деворы и Варака (Суд 5, 2-31). Неск. гимнов на основе цитат и образов П. есть и в НЗ, напр., Песнь Богородицы (Лк 1, 46-55) и Песнь Захарии (Лк 1, 68-79).

По внутр. строению П. делится на 5 сборников: Пс 1-41; Пс 42-72; Пс 73-89; Пс 90-106; Пс 107-150. В каждом сборнике осн. интонация постепенно переходит от обличения и покаяния к прославлению и благодарению. Ближе к концу всей П. тема прославления становится особенно яркой, прежде всего в т.н. аллилуйных псалмах: Пс 104-106, 111-114, 116-117 и 146-150. Часть этих псалмов — Пс 113-118 — традиционно пелась во время пасхальной трапезы и, вероятно, именно на этот обычай указывают Мк 14, 26 и Мф 26, 30. Особое место занимают 1-й (вводный) псалом и 150-й, завершающий собой книгу. Пс 151 представляет собой «послесловие», написанное от лица царя Давида. Некоторые псалмы, по-видимому, изначально образовывали единое целое, напр. Пс 42-43. Другие, как Пс 14 и Пс 53, почти дословно повторяют друг друга.

П. — одна из самых поэтичных книг Библии, в ней особенно ярко и динамично представлены личные отношения Бога и псалмопевца, который нередко выступает от лица всего Израиля. В центре этих отношений завет и закон, который для псалмопевца не просто внеш. юридическая норма, но смысл всей жизни (Пс 1) и источник нескончаемой радости. Господь — твердыня, на которую псалмопевец возлагает всю свою надежду; нередко она изображается как мечта об окончательном поражении нечестивых (Пс 18). Себя псалмопевец обычно видит праведником, которого ждет торжество (Пс 23), но иногда он исповедуется в грехе (Пс 51). Надежда псалмопевца основана на благодеяниях, которыми Бог одаривал в прошлом Израиль (Пс 136). Даже непослушание израильтян не лишило их покровительства Бога, равного Которому нет во всей вселенной (Пс 78). Даже если нечестивцы и добиваются в этом мире временного успеха, в конечном итоге все, что основывается на человеч. расчетах, погибнет; спасется лишь тот, кто надеется на Бога (Пс 33). В особенности это касается Иерусалима и его избранного царя (Пс 89), которых ожидает самое славное будущее. Христ. толкователи с самого начала видели в подобных псалмах указание на небесный Иерусалим и на явление Христа во славе.

В богослужении суточного круга в Католической Церкви лат. обряда используется Четырехнедельная П., составляющая гл. часть Литургии часов. Псалмы также входят в состав Лекционария и исполняются на Литургии слова.

А. Десницкий

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1860-1862.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 13 Октября
    Hieronymi Presbyteri et Confessoris

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 20310
    Сессий: 12
    Сейчас на сайте: 10





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024