К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Псалтирь
Псалтирь,
Псалтырь
(греч. Ψαλτήριον,
лат.
Psalterium,
исходно
— струнный музыкальный инструмент) —
название книги ВЗ, состоящей из 150 (в
иуд. и протест, традициях) или 151 (в катол.
и правосл. традициях) псалмов. В древнеевр.
Библии эта книга называется ЕВР(восхваления,
множественное число от ЕВР;
греч.
Ψαλμοί,
лат. Psalmi). В
иуд. традиции П. открывает 3-й раздел
Библии, носящий название «Писания»
(ЕВР),
но
иногда по своему значению выделяется
в самостоятельный раздел.
П.
традиционно связывается с именем царя
Давида, но в его время могли быть написаны
только некоторые псалмы (точные датировки
в любом случае недоступны). Лингвистические
и ист. данные указывают, что большинство
псалмов обрело свою окончательную форму
после вавилонского пленения.
Как
единый сборник П. сложилась не сразу;
еще в Кумране (Кумранские
рукописи)
существовал свой сборник псалмов,
существенно отличающийся от канон,
текста П.
Более
того, разные традиции по-разному проводят
в некоторых случаях границу между
псалмами.
Нумерация
псалмов в изданиях рус. Синодального
перевода Библии обычно следует
восточнохрист. традиции, а большинство
зап. изданий, равно как и издания евр.
текста, следуют евр. традиции. Пс 9-10 и
114-115 по нумерации в евр. традиции
объединены в восточнохрист. традиции,
а Пс 116 и 147, наоборот, в восточнохрист.
традиции разделены на два; в результате
номера псалмов с 11 по 113 и со 117 по 146 по
евр. счету в восточнохрист. традиции
уменьшаются на единицу. Кроме того,
заглавия мн. псалмов обозначаются в
рус. изданиях как стих 1 (обычно так
выглядит и евр. текст), а во мн. зап.
изданиях они стоят вне нумерации и
поэтому номера стихов в них отстают на
единицу от рус. Изданий.
Иуд.
канон, воспроизведенный протестантами,
включает 150 псалмов. Но в
Септуагинте,
а вслед за ней и в
Вульгате,
добавлен 151-й псалом, неизменно входящий
в катол. и правосл. издания Библии, хотя
и не считающийся каноническим. Тем не
менее текст Пс 151 был найден в
Кум райских рукописях.
В П. также относительно высока доля
текстуальных разночтений между различными
традициями.
В
ВЗ немало песнопений, похожих на псалмы,
но не вошедших в П., напр., песнь Моисея
и Мариам при переходе через Красное
море (Исх 15, 1-18.21) или победная песнь
Деворы
и Варака (Суд 5, 2-31). Неск. гимнов на основе
цитат и образов П. есть и в НЗ, напр.,
Песнь Богородицы
(Лк 1, 46-55) и
Песнь Захарии
(Лк 1, 68-79).
По
внутр. строению П. делится на 5 сборников:
Пс 1-41; Пс 42-72; Пс 73-89; Пс 90-106; Пс 107-150. В
каждом сборнике осн. интонация постепенно
переходит от обличения и покаяния к
прославлению и благодарению. Ближе к
концу всей П. тема прославления становится
особенно яркой, прежде всего в т.н.
аллилуйных псалмах: Пс 104-106, 111-114, 116-117 и
146-150. Часть этих псалмов — Пс 113-118 —
традиционно пелась во время пасхальной
трапезы и, вероятно, именно на этот
обычай указывают Мк 14, 26 и Мф 26, 30. Особое
место занимают 1-й (вводный) псалом и
150-й, завершающий собой книгу. Пс 151
представляет собой «послесловие»,
написанное от лица царя Давида. Некоторые
псалмы, по-видимому, изначально
образовывали единое целое, напр. Пс
42-43. Другие, как Пс 14 и Пс 53, почти дословно
повторяют друг друга.
П.
— одна из самых поэтичных книг Библии,
в ней особенно ярко и динамично
представлены личные отношения Бога и
псалмопевца, который нередко выступает
от лица всего Израиля. В центре этих
отношений завет и закон, который для
псалмопевца не просто внеш. юридическая
норма, но смысл всей жизни (Пс 1) и источник
нескончаемой радости. Господь — твердыня,
на которую псалмопевец возлагает всю
свою надежду; нередко она изображается
как мечта об окончательном поражении
нечестивых (Пс 18). Себя псалмопевец
обычно видит праведником, которого ждет
торжество (Пс 23), но иногда он исповедуется
в грехе (Пс 51). Надежда псалмопевца
основана на благодеяниях, которыми Бог
одаривал в прошлом Израиль (Пс 136). Даже
непослушание израильтян не лишило их
покровительства Бога, равного Которому
нет во всей вселенной (Пс 78). Даже если
нечестивцы и добиваются в этом мире
временного успеха, в конечном итоге
все, что основывается на человеч.
расчетах, погибнет; спасется лишь тот,
кто надеется на Бога (Пс 33). В особенности
это касается Иерусалима и его избранного
царя (Пс 89), которых ожидает самое славное
будущее. Христ. толкователи с самого
начала видели в подобных псалмах указание
на небесный Иерусалим и на явление
Христа во славе.
В
богослужении суточного круга в
Католической Церкви лат. обряда
используется Четырехнедельная П.,
составляющая гл. часть Литургии часов.
Псалмы также входят в состав Лекционария
и исполняются на Литургии слова.
А.
Десницкий
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1860-1862.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.