Псалтир\ь - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Псалтирь

Псалтирь, Псалтырь (греч. Ψαλτήριον, лат. Psalterium, исходно — струнный музыкальный инструмент) — название книги ВЗ, состоящей из 150 (в иуд. и протест, традициях) или 151 (в катол. и правосл. традициях) псалмов. В древнеевр. Библии эта книга называется ЕВР(восхваления, множественное число от ЕВР; греч. Ψαλμοί, лат. Psalmi). В иуд. традиции П. открывает 3-й раздел Библии, носящий название «Писания» (ЕВР), но иногда по своему значению выделяется в самостоятельный раздел.

П. традиционно связывается с именем царя Давида, но в его время могли быть написаны только некоторые псалмы (точные датировки в любом случае недоступны). Лингвистические и ист. данные указывают, что большинство псалмов обрело свою окончательную форму после вавилонского пленения.

Как единый сборник П. сложилась не сразу; еще в Кумране (Кумранские рукописи) существовал свой сборник псалмов, существенно отличающийся от канон, текста П.

Более того, разные традиции по-разному проводят в некоторых случаях границу между псалмами.

Нумерация псалмов в изданиях рус. Синодального перевода Библии обычно следует восточнохрист. традиции, а большинство зап. изданий, равно как и издания евр. текста, следуют евр. традиции. Пс 9-10 и 114-115 по нумерации в евр. традиции объединены в восточнохрист. традиции, а Пс 116 и 147, наоборот, в восточнохрист. традиции разделены на два; в результате номера псалмов с 11 по 113 и со 117 по 146 по евр. счету в восточнохрист. традиции уменьшаются на единицу. Кроме того, заглавия мн. псалмов обозначаются в рус. изданиях как стих 1 (обычно так выглядит и евр. текст), а во мн. зап. изданиях они стоят вне нумерации и поэтому номера стихов в них отстают на единицу от рус. Изданий.

Иуд. канон, воспроизведенный протестантами, включает 150 псалмов. Но в Септуагинте, а вслед за ней и в Вульгате, добавлен 151-й псалом, неизменно входящий в катол. и правосл. издания Библии, хотя и не считающийся каноническим. Тем не менее текст Пс 151 был найден в Кум райских рукописях. В П. также относительно высока доля текстуальных разночтений между различными традициями.

В ВЗ немало песнопений, похожих на псалмы, но не вошедших в П., напр., песнь Моисея и Мариам при переходе через Красное море (Исх 15, 1-18.21) или победная песнь Деворы и Варака (Суд 5, 2-31). Неск. гимнов на основе цитат и образов П. есть и в НЗ, напр., Песнь Богородицы (Лк 1, 46-55) и Песнь Захарии (Лк 1, 68-79).

По внутр. строению П. делится на 5 сборников: Пс 1-41; Пс 42-72; Пс 73-89; Пс 90-106; Пс 107-150. В каждом сборнике осн. интонация постепенно переходит от обличения и покаяния к прославлению и благодарению. Ближе к концу всей П. тема прославления становится особенно яркой, прежде всего в т.н. аллилуйных псалмах: Пс 104-106, 111-114, 116-117 и 146-150. Часть этих псалмов — Пс 113-118 — традиционно пелась во время пасхальной трапезы и, вероятно, именно на этот обычай указывают Мк 14, 26 и Мф 26, 30. Особое место занимают 1-й (вводный) псалом и 150-й, завершающий собой книгу. Пс 151 представляет собой «послесловие», написанное от лица царя Давида. Некоторые псалмы, по-видимому, изначально образовывали единое целое, напр. Пс 42-43. Другие, как Пс 14 и Пс 53, почти дословно повторяют друг друга.

П. — одна из самых поэтичных книг Библии, в ней особенно ярко и динамично представлены личные отношения Бога и псалмопевца, который нередко выступает от лица всего Израиля. В центре этих отношений завет и закон, который для псалмопевца не просто внеш. юридическая норма, но смысл всей жизни (Пс 1) и источник нескончаемой радости. Господь — твердыня, на которую псалмопевец возлагает всю свою надежду; нередко она изображается как мечта об окончательном поражении нечестивых (Пс 18). Себя псалмопевец обычно видит праведником, которого ждет торжество (Пс 23), но иногда он исповедуется в грехе (Пс 51). Надежда псалмопевца основана на благодеяниях, которыми Бог одаривал в прошлом Израиль (Пс 136). Даже непослушание израильтян не лишило их покровительства Бога, равного Которому нет во всей вселенной (Пс 78). Даже если нечестивцы и добиваются в этом мире временного успеха, в конечном итоге все, что основывается на человеч. расчетах, погибнет; спасется лишь тот, кто надеется на Бога (Пс 33). В особенности это касается Иерусалима и его избранного царя (Пс 89), которых ожидает самое славное будущее. Христ. толкователи с самого начала видели в подобных псалмах указание на небесный Иерусалим и на явление Христа во славе.

В богослужении суточного круга в Католической Церкви лат. обряда используется Четырехнедельная П., составляющая гл. часть Литургии часов. Псалмы также входят в состав Лекционария и исполняются на Литургии слова.

А. Десницкий

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1860-1862.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 22 Декабря
    Dominica IIII. Adventus Domini
    Leocadie Virginis

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 891
    Сессий: 3
    Сейчас на сайте: 28





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024