К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Псалом в христианском богослужении
Псалом
в христ. богослужении.
Существует гипотеза, что уже в древнем
Израиле П. служили культовыми песнопениями;
хотя мн. П., вероятно, исходно представляли
собой личные молитвы, это не исключает,
что впоследствии они также могли
использоваться при богослужении в
Иерусалимском храме.
В
НЗ Псалтирь — одна из наиболее часто
цитируемых в.-з. книг: согласно евангелистам,
П., наряду с Пятикнижием
и пророческими книгами ВЗ, содержат
предсказания об Иисусе Христе (Лк 24,
44); Сам Иисус ссылается на Пс 8; 110; 118 (в
синоптических Евангелиях); 41; 69; 82 (в
Евангелии от Иоанна). Уже первые христиане
пели П. во время богослужений (Иак 5, 13;
Еф 5, 19; Кол 3, 16). С IV в. существуют многочисл.
свидетельства богослужебного использования
П. (напр., в записках паломницы Эгерии).
Мн. раннехрист. писатели (Ипполит Римский,
Ориген, Афанасий Великий, Василий
Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст,
Кирилл Александрийский, Иларий
Пиктавийский, Амвросий Медиоланский,
Иероним, Августин) составили комментарии
на Псалтирь. Хотя исходно П. были
выражением в.-з. религиозности, христ.
авторы интерпретировали их как плод
того же Св. Духа, что продолжает действовать
в Церкви Христовой, и дали им толкование
в свете пришествия Иисуса Христа:
«Поскольку «Весь Христос» — ее [Церкви]
глава и тело, во всех псалмах мы
слышим
глас Главы и глас тела» (Августин,
Enarrationes
in Psalmos56»
1).
П.
используются как в западных, так и в
вост. литург. обрядах. Во время Божественной
литургии П. (или, по
крайней
мере, отд. стихи из них), как правило,
поются (или читаются) между чтениями из
Св. Писания, а иногда и в некоторые др.
моменты. Кроме того, пение или чтение
П. является важной частью Литургии
часов. Выбор конкретного П. определяется
его содержанием (в связи с днем литург.
года, смыслом библ. чтений и т.д.) либо
порядком в Псалтири, что более характерно
для Литургии часов: традиция
последовательного чтения П. по порядку
номеров сложилась в монаш. Общинах.
Существующие
в различных богослужебных традициях
формы исполнения П. можно свести к 3
основным: а) солист, хор или все собрание
верующих исполняет весь текст П.; б)
собрание разделено на 2 хора, первый
стих исполняет один из них, следующий
— другой, затем снова первый и т.д.; в)
т.н.
ответное
исполнение, при котором П. исполняется
солистом (или группой солистов), а общее
собрание через определенные промежутки
повторяет как рефрен один или неск.
стихов, как правило, из того же П. —
антифон.
Согласно
древним и ср.-век. памятникам рим. обряда,
во время мессы антифоны и др. стихи из
П. пелись в качестве входного песнопения,
в промежутках между чтениями, во время
приношения даров и причащения и т.д.
По-видимому, исходно в этих местах пелись
П. целиком или их развернутые фрагменты,
лишь впоследствии сократившиеся до
антифона (как, напр., в случае градуала);
это сокращение в значительной мере
связано с мелодическим развитием
григорианского пения. В Литургии часов
на утрене читались Пс 1-109 и 148-150, на
вечерне — Пс 110-147, на службе малых часов
— фрагменты Пс 119. В течение недельного
цикла прочитывались все П., при этом
принцип последовательного чтения
большинства П. по порядку номеров
сочетался с тем, что некоторые П.
повторялись каждый день на службах
соответствующего часа. Реформа Литургии
часов, осуществленная в 1913 Папой Пием
X, сохранила недельное прочтение всей
Псалтири, но без повторения: службе
каждого часа теперь соответствовали
собственные П.
Конст.
Saaosanctum
Concilium II
Ватиканского собора, говоря о важности
Св. Писания для церк. богослужения, особо
упоминает «П. для пения» (SC
24).
Осуществленная согласно решениям собора
литургическая реформа предусматривает
более широкое использование дух. богатств
П. в богослужении. Восстановлен П. между
библ. чтениями ( ответный псалом),
рассматриваемый как неогъемлемая часть
Литургии слова; лишь при использовании
лат. григорианского пения позволяется
заменять его градуалом
(Общее наставление к Римскому миссалу
2002, п. 36). Во время входного песнопения,
приношения даров и причащения пение
антифонов, как правило, взятых из П.,
может сопровождаться пением соответствующих
П. либо др. песни, текст который должен
быть одобрен епископской конференцией
(там же,
п. 26, 50, 56). Литургия различных таинств и
сакраменталий также содержит определенное
число П., связанных с характером
соответствующего богослужения.
Для
Литургии часов конст.
Sacrosanctum
Concilium указывает
на необходимость нового распределения
П. с циклом, превышающим недельный (см.
SC
91).
Новое издание Литургии часов (1971)
установило 4-недельный цикл. Большинство
П. используются лишь один раз в течение
4 недель; наиболее важные 36 П. встречаются
больше одного раза. Из церк. молитвы
исключены Пс 58, 83 и 109, имеющие характер
проклятий; в др. П. пропущены некоторые
стихи (напр., Пс 110, 6; 136, 9), которые могут
быть неверно истолкованы молящимися.
Выбор П. в основном приурочен к характеру
часа и дня: напр., для воскресений — П.,
тесно связанные с Пасхальной тайной;
для пятниц — П. покаянного характера
или так или иначе указывающие на Страсти
Христовы. С древности для помощи молящимся
в восприятии христ. смысла П. в богослужебных
книгах применялись особые средства,
напр., заглавия П., отличные от библейских
и интерпретирующие П. как пророчества
о Христе; выделение антифонов,
подчеркивающих содержание П.,
соответствующее богослужению. Такие
средства используются и в новом издании
Литургии часов, причем каждый П.
сопровождается фразой из НЗ или сочинений
Отцов Церкви, призывающей молитвенно
интерпретировать П. в связи с Иисусом
Христом.
А. Горелов
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1858-1860.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.