К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Псалмодия
Псалмодия (ψαλμωδεία
—
псалмопение, от греч. ψαλμός
—
псалом, φδή
—
песнь) — литург. исполнение псалмов
нараспев. П. Зап. Церкви в большой мере
заимствована из иуд. синагогального
богослужения.
На мелодическое
оформление псалмов прямо повлияла их
поэтическая структура. Псалмы складываются
из ряда стихов. Стихи же состоят из
полустиший (реже — из трех отрезков),
для которых характерен смысловой
параллелизм: 2-е полустишие дополняет
1-е, развивает или создает по отношению
к нему контраст.
Псалмы
распеваются в узком диапазоне по
определенным мелодическим схемам,
называемым псалмовыми тонами. Каждый
псалмовый тон состоит из следующих
элементов:
тенор (tenor,
от лат.
tenere—
держать), или туба
(лат.
tuba—
труба) — осн. звук, на котором силлабически
пропевается большая часть текста;
интонация (intonatio),
или
иниций
(лат.
mitium—
начало) — восхождение к тенору в начале
стиха; заключительные обороты трех
видов:
флекса
(лат.
flexa—
изгиб) — в середине полустишия,
медиация
(лат.
mediatio—
середина) — в конце полустишия,
терминация
(лат.
terminatio—
завершение), или
дифференция
(лат.
differentia—
различие) — в конце стиха.
Флекса
представляет собой небольшое мелодическое
отклонение вниз от тенора (на большую
секунду или, если под тенором расположена
малая секунда, на терцию). Флекса
одноакцентна: она состоит из ударного
и следующего за ним безударного слога,
который немного удлиняется при исполнении.
Флекса употребляется редко, для разделения
надвое 1-го полустишия, если оно чересчур
длинное. Обозначается в литург. книгах
крестиком.
Медиация
используется в тех случаях, когда имеется
синтаксическое членение стиха на
полустишия. Медиация может быть одно-
и двухакцентной. Акцентные слоги
выделяются в записи полужирным шрифтом,
а после медиации выставляется звездочка.
После медиации следует небольшая пауза,
отделяющая одно полустишие от другого.
Терминация
в конце каждого псалмового стиха
применяется всегда. В каждом псалмовом
тоне имеется неск. терминаций, из которых
избирается одна, наиболее плавно
подводящая к началу повторяемого после
псалма антифона. Конкретная терминация
выписывается после антифона, с
подтекстовкой гласными Ε
и
о u
а е последних слов доксологии
Gloria
Patri (Слава
Отцу) — «...
saeculorum.
Amen» («...
веков. Аминь»). Терминации одно- и
двухакцентны или одноакцентны с
приготовительными звуками, предшествующими
акценту. Слоги, на которые приходится
приготовление, выделяются в тексте
курсивом. Терминация не предполагает
ни замедления во время ее исполнения,
ни остановки после нее, все стихи псалма
следуют друг за другом без перерыва.
Обычно псалом
исполняется в чередовании двух хоров
или двух хоровых групп, которые поют
поочередно по одному псалмовому стиху.
Различаются
три стиля псалмовых тонов: простой — в
антифонной 11. канон, часов; торжественный
— в псалмовых стихах интроитов и
причастных песнопений, в
Magnificatи
в инвитаториях; мелизматический — в
стихах респонсорисв канон, часов и в
трактусах. Простая П. не отходит от
заданной мелодической модели, при этом
формула иниция исполняется лишь один
раз — в начале 1-го стиха. Торжественная
П.
Magnificat
отличается
от простой только введением иниция в
начало каждого стиха. Торжественная
11. интроитов базируется на П. оффиция,
но имеет более орнаментированный вид,
при этом формула иниция отмечает собой
начало каждого полустишия; другое
отличие касается терминаций, для которых
акцентная структура текста не имеет
никакого значения.
Кроме 8 осн.
псалмовых тонов, соотносимых с 8 модусами
зап. октоиха, известны неск. других. Это
т.н. tonus
peregrinus(«чужеземный
тон»), применяемый исключительно для
исполнения Псалма 113
In
exitu lsrael, в
котором, в отличие от 1-го тона, имеются
помимо тенора ля в 1-м полустишии также
тенор соль во 2-м полустишии. Этот
псалмовый тон известен по высказываниям
о нем Аврелиана из Реоме (IX в.) и Регинона
Прюмского (X в.). Др. псалмовые тоны вошли
в употребление сравнительно недавно,
по мере того как были открыты модусы,
не входящие в октоих. Это псалмовые тоны
для антифонной П. в архаичных модусах
ДО, РЕ и МИ (соответствующие звуки в них
являются одновременно и тенорами, и
финалисами), а также т.н. «protus
на
кварте» (финалис —
ре,
тенор —
соль)
и «deuterus
на
терции» (финалис —
ми,
тенор —
соль).
Ю. Москва
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1855-1857.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.