Протестанский хорал - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Протестанский хорал

Протестанский хорал (нем. evangelisches Kirchenlied— досл. «евангелическая церковная песня») — духовный гимн, исполняемый в Лютеранской Церкви (лютеранство) на нем. языке. В его содержании нашли выражение религиозно-полит, идеи Реформации; в музыке П.х. присутствуют волевые, мужественные интонации сурового гимна, соединенные с лирическими песенными мотивами.

Формирование П.х. относится к XVI в. и неразрывно связано с традициями нем. народных и популярных светских песен, восходящими к культуре мейстерзингеров, с гуситскими песнопениями (гуситы), от которых П.х. унаследовал черты хоровой песни. Влияние на протест. песнопения оказал также григорианский хорал.

Создание текстов и музыки первых П.х. нередко приписывают Мартину Лютеру — вождю и вдохновителю Реформации. Предположительно, он написал хорал Ein feste Burg ist unser Gott (Господь — твердыня наша), ставший гимном реформаторов. Лютер придавал музыке и пению важное воспитательное значение: «Музыка делает людей радостными, заставляет забывать гнев, устраняет самоуверенность и другие недостатки... Музыку необходимо сохранять в школах. Школьный учитель Должен уметь петь...». Первоначально протест, песнопения не именовались хоралом, для Лютера это были саntiса, psalmi, «немецкие песни». Термин «хорал» по отношению к евангелической церк. песне стал употребляться лишь в кон. XVI в.

Создатели П.х. стремились к тому, чтобы их музыка была простой, легко запоминающейся, доступной для исполнения всей обшиной. Возникнув как 1-голосная хоровая песня, П.х. затем превратился в 4-голосное гармоническое песнопение, осн. голосом которого был тенор, исполнявший собственно тему, подобно ранним видам церк. и светского полифонического многоголосия. Позже для большей ясности восприятия мелодия хорала переместилась в верхний голос и сопровождалась простыми аккордами в едином ритмически четком движении, при котором на один слог текста приходился один муз. звук (силлабический принцип). Такая метрическая организация определяла логику построения фразы и позволяла отмечать конец каждой из них характерной остановкой (ферматой). Верхний мелодический голос обычно исполнялся хором прихожан, аккорды звучали в партии органа. Сталь получил название хорального, или кантонального, по наименованию первых певческих сборников — канционалов, объединивших ранние образцы лютеранских хоралов. Впервые он был применен в канционале Funfzig geistliche Lieder und Psalmen (опубл. в 1586, составитель — лютеранский богослов Л. Осиандер).

Среди авторов протест, песнопений — И. Вальтер, К. Рупф, Г. Финк, А. фон Брук, Б. Резинариус, Л. Зенфль, Х.Л. Хасслер. Многие из них были мастерами полифонии, писали мессы, мотеты на лат. тексты, а также были известны как авторы светских сочинений. В мелодии П.х. превращались и популярные светские песни, к которым на основе свободных стихотворных переработок псалмов сочинялся новый духовный текст. Среди авторов текстов нередко были учителя, священники, философы: И. Граман, 3. Хейден, А. Ройснер, И. Херман, П. Штокман, И. Рист, П. Герхардт и др.

Нем. П.х. — не единственная форма песнопения, связанного с идеями Реформации. Стилистически близки к нему псалмы франц. композитора-гугенота К. Гудимеля (ок. 1520-72), выдержанные в духе многоголосной песни; подобные песни-гимны существовали и во флам. церк. культуре — chant ecclesiastique, Calvin cantiqueи др.

Хоральные напевы часто служили основой более крупных композиций — хоровых концертов, кантат, свойственных раннему нем. барокко. Важную роль П.х. сыграл в кантатах и пассионах И.С. Баха, где выступал в качестве не только тематического, но и смыслового и драматургического центра.

Большой популярностью пользовались органные обработки, импровизации на тему П.х. — т.н. хоральные прелюдии, обычно служившие вступлением к собственно хоралу, исполнявшемуся общиной. Крупнейшими мастерами хоральных импровизаций были И. Пахельбель, Д. Букстехуде, И.С. Бах.

О. Фадеева

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1832-1834.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 19 Апреля
    Feria VI Dominice IV. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 9167
    Сессий: 4
    Сейчас на сайте: 8





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024