К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Протестанский хорал
Протестанский
хорал
(нем. evangelisches
Kirchenlied—
досл. «евангелическая церковная песня»)
— духовный гимн, исполняемый в Лютеранской
Церкви (лютеранство) на нем. языке. В его
содержании нашли выражение религиозно-полит,
идеи Реформации; в музыке П.х. присутствуют
волевые, мужественные интонации сурового
гимна, соединенные с лирическими
песенными мотивами.
Формирование
П.х. относится к XVI в. и неразрывно связано
с традициями нем. народных и популярных
светских песен, восходящими к культуре
мейстерзингеров,
с гуситскими песнопениями (гуситы), от
которых П.х. унаследовал черты хоровой
песни. Влияние на протест. песнопения
оказал также григорианский хорал.
Создание
текстов и музыки первых П.х. нередко
приписывают Мартину Лютеру — вождю и
вдохновителю Реформации. Предположительно,
он написал хорал
Ein
feste Burg ist unser Gott (Господь
— твердыня наша),
ставший гимном реформаторов. Лютер
придавал музыке и пению важное
воспитательное значение: «Музыка делает
людей радостными, заставляет забывать
гнев, устраняет
самоуверенность и другие недостатки...
Музыку необходимо сохранять в школах.
Школьный учитель Должен уметь петь...».
Первоначально протест, песнопения не
именовались хоралом, для Лютера это
были
саntiса,
psalmi, «немецкие
песни». Термин «хорал» по отношению к
евангелической церк. песне стал
употребляться лишь в кон. XVI в.
Создатели
П.х. стремились к тому, чтобы их музыка
была простой, легко запоминающейся,
доступной для исполнения всей обшиной.
Возникнув как 1-голосная хоровая песня,
П.х. затем превратился в 4-голосное
гармоническое песнопение, осн. голосом
которого был тенор, исполнявший собственно
тему, подобно ранним видам церк. и
светского полифонического многоголосия.
Позже для большей ясности восприятия
мелодия хорала переместилась в верхний
голос и сопровождалась простыми аккордами
в едином ритмически четком движении,
при котором на один слог текста приходился
один муз. звук (силлабический принцип).
Такая метрическая организация определяла
логику построения фразы и позволяла
отмечать конец каждой из них характерной
остановкой
(ферматой).
Верхний мелодический голос обычно
исполнялся хором прихожан, аккорды
звучали в партии органа. Сталь получил
название
хорального,
или
кантонального,
по наименованию первых певческих
сборников —
канционалов,
объединивших ранние образцы лютеранских
хоралов. Впервые он был применен в
канционале
Funfzig geistliche
Lieder und Psalmen (опубл.
в 1586, составитель — лютеранский богослов
Л. Осиандер).
Среди
авторов протест, песнопений — И. Вальтер,
К. Рупф, Г. Финк, А. фон Брук, Б. Резинариус,
Л. Зенфль, Х.Л. Хасслер. Многие из них
были мастерами полифонии, писали мессы,
мотеты на лат. тексты, а также были
известны как авторы светских сочинений.
В мелодии П.х. превращались и популярные
светские песни, к которым на основе
свободных стихотворных переработок
псалмов сочинялся новый духовный текст.
Среди авторов текстов нередко были
учителя, священники, философы: И. Граман,
3. Хейден, А. Ройснер, И. Херман, П. Штокман,
И. Рист, П. Герхардт и др.
Нем.
П.х. — не единственная форма песнопения,
связанного с идеями Реформации.
Стилистически близки к нему псалмы
франц. композитора-гугенота К. Гудимеля
(ок. 1520-72), выдержанные в духе многоголосной
песни; подобные песни-гимны существовали
и во флам. церк. культуре —
chant
ecclesiastique, Calvin cantiqueи
др.
Хоральные
напевы часто служили основой более
крупных композиций — хоровых концертов,
кантат, свойственных раннему нем.
барокко. Важную роль П.х. сыграл в кантатах
и пассионах И.С. Баха, где выступал в
качестве не только тематического, но и
смыслового и драматургического центра.
Большой
популярностью пользовались органные
обработки, импровизации на тему П.х. —
т.н. хоральные прелюдии, обычно служившие
вступлением к собственно хоралу,
исполнявшемуся общиной. Крупнейшими
мастерами хоральных импровизаций были
И. Пахельбель, Д. Букстехуде, И.С. Бах.
О.
Фадеева
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1832-1834.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.