Проповед\ь - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Проповедь

Проповедь (древнеевр. ЕВР, греч. όμιλία, лат. serто, homilia) — речь облеченного церк. авторитетом лица (проповедника), представляющая христ. вероучение и объясняющая необходимость соблюдения норм христ. морали. Принципы составления и произнесения П. изучает гомилетика.

История. В НЗ приведены речи Иисуса Христа и апостолов, которые можно назвать П. (см. Лк 4, 14-22; Деян 7, 4-5; 9, 20; 10, 42; 13, 16-41), а также Нагорная проповедь Иисуса Христа (Мф 5, 1 — 7, 29). Евангелие от Матфея приводит слова Христа, обращенные к апостолам: «Проповедуйте Евангелие» (Мф 16, 15; ср. Мф 28, 19-20). Иисус Христос, а затем и апостолы принимали участие в субботних богослужениях в синагогах, во время которых читались отрывки из Св. Писания и произносились П., разъяснявшие суть прочитанного. В Деяниях апостолов содержатся 7 бесед ап. Петра (Деян 1, 16-23; 2, 14-37; 3, 12-26; 5, 29-32; 10, 34-44; 11, 4-18; 15, 7-11) и 6 бесед ап. Павла | (Деян 13, 16-41; 14, 15-18; 17, 22-33; 20, 17-36; 22, 1-22; 26, 2-23). Беседы Петра (Деян 3, 12-26) и Павла (Деян 17, 22-33) имеют сходную структуру: обе начинаются приветствием, за которым следуют благословения, затем апостолы призывают к покаянию, напоминают о Страшном суде и, наконец, о воскресении Иисуса Христа. Апостолы назначали проповедников для христ. Общин.

Существование П. как части христ. богослужения во II в. подтверждено сообщением Юстина Философа о том, что христиане собирались по воскресеньям для чтения Св. Писания и по окончании чтения произносилась П. (Apologia1, 67). Евсевий Кесарийский упоминает о П. Поликарпа Смирнского (Historia ecclesiastiса V, 20, 6) и Иринея Лионского (ibid. V, 26).

Быстрое распространение христианства после издания Миланского эдикта в 313, а также распространение ересей обусловили необходимость чтения П. по спорным вопросам христологии, мариологии и экклезиологии. Богосл. просвещению мирян также способствовало возникновение школ, готовивших проповедников. Для дополнения библ. аргументации проповедники стали применять филос. доказательства, а также примеры решений жизненных проблем в свете слова Божьего. В IV в. известными проповедниками были Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Августин, Папа Лев I Великий.

В 529 II Везонский собор разрешил священникам читать П. (до этого П. могли читать только епископы и назначаемые ими проповедники). Трулльский собор (кан. 19) вменил епископам в обязанность чтение П. для духовенства и мирян, особенно во время воскресных богослужений. В соч. Liber regulaepastoralis (Пастырское правило) Папа Григорий I Великий дал практич. рекомендации по составлению и чтению П.; эта книга была также переведена на греч. язык. В числе заметных проповедников Зап. Церкви были Цезарий Арелатский, Авит Виеннский, Фульгенций из Руспе, Фауст из Риеца, Мартин Бракарский, а также Ильдефонс Толетанский, которому, вероятно, принадлежит сборник П. Homiliae Toletanae (Толетанские гомилии), нередко атрибутируемый также Юлиану Толетанскому. В нач. VIII в. П. для монахов аббатства Ярроу писал Беда Достопочтенный; Павел Диакон составил сборник гомилий, адресованных монашествующим. Во Франкском королевстве в 789 был создан сборник указаний для проповедников Admonitio generalis, дополненный в 797 Теодульфом Орлеанским. В 847 Майнцский собор постановил переводить П. на нац. языки.

На развитие П. в XIII в. оказала влияние схоластика; среди выдающихся проповедников были Гильом Овернский, Стефан Ленгтон, Роберт Гроссетест, а позднее представители монаш. орденов францисканцев и доминиканцев Гуго из Сен-Шера, Фома Аквинский, Пётр из Тарантеза (впоследствии Папа Иннокентий V), Иоанн из Рупеллы, Бонавентура, Гвиберт из Турне, Матфей из Акваспарты. Гл. задачей францисканцев и доминиканцев была П. среди широких слоев населения, ставившая целью просвещение народа, повышение уровня проповедования и противостояние гетеродокс. движениям (катары, вальденсы и др.).

В Средние века сложились структура П. и техника ее чтения. П. начиналась со вступления (exordium), в котором определялись тема П. (thema), как правило, взятая из Св. Писания, вспомогательная тема (prothema)и молитва (oratio). Вспомогательная тема, развивая осн. тему, помогала слушателям сосредоточиться, удерживала их внимание, развивала воображение и призывала их совершать добрые дела. В конце вспомогательной темы звучали слова перехода к общей молитве (exhortatio ad orationem). Затем проповедник вновь напоминал тему П. и произносил гл. часть, развивая темы вступления. Производилось разделение (divisio) материала этой части П. на 3 элемента, каждый из которых подтверждали свои аргументы, затем следовало дальнейшее развертывание содержания (dilatatio), приводились примеры (exempla) или авторитетные церк. мнения, а в заключение следовала гл. мысль П., подтвержденная библ. текстом либо авторитетным мнением.

Появлению новых видов П. способствовало развитие школьного образования и лит-ры в эпоху Возрождения, а также влияние идей гуманизма. Мн. монаш. орлена, прежде всего Орден иезуитов, активно поддержали введение в П. классической риторики; Игнатий Дойола был автором 24 правил для проповедников; труды, посвященные П. и проповедованию, писали Д. Дайнес, Франциск Борджа, К. Аквавива, Роберт Беллармин и мн. др. иезуиты. С началом Реформации стала особенно актуальной потребность в богословско-полемич. П., призванных верно представлять учение Католической Церкви. Тридентский собор отметил необходимость улучшения гомилетической подготовки в семинариях и повышения роли Библии и П. в жизни христиан. На базе постановлений Тридентского собора Карл Борромео опубликовал инструкцию для проповедников Instructiones praedicationis verbi Dei (1575).

В эпоху Просвещения появились П., доказывавшие вероучение с помощью рациональных аргументов и систематически представлявшие суть вероучения Церкви.

II Ватиканский собор отметил необходимость тематических П., представляющих библ. наставление и одновременно касающихся насущных проблем совр. мира.

Каноническое право о П. Согласно кан. 747 ККП, «обязанность и исконное право проповедовать Евангелие всем народам, независимо от всякой человеческой власти, применяя при этом и собственные средства массовой коммуникации», принадлежат «Церкви, которой Христос доверил сокровищницу веры, дабы с помощью Святого Духа она свято хранила истину, данную в Откровении, глубже ее постигала, верно возвещала и излагала». Согласно кан. 761 ККП, П. и катехизация являются гл. средствами возвещения христ. вероучения. Обязанность П. Евангелия принадлежит в первую очередь епископам (кан. 756), которым помогают в этом члены институтов посвященной Богу жизни (кан. 758), а также др. священнослужителям (кан. 757-762). Каноны 763-766 предоставляют право проповедовать слово Божие епископам, пресвитерам и диаконам, причем епископ может проповедовать повсюду, не исключая храмов и молитвенных помещений монаш. ин-тов, в то время как пресвитеры и диаконы должны заручиться согласием ректора храма и, если необходимо, разрешением местного ординария; монашествующие могут вести П. в своих храмах и молитвенных помещениях с согласия настоятеля; к П. в храмах или в молитвенных помещениях могут быть допущены миряне, если этого требует необходимость.

П. как часть литургии должна читаться только рукоположенными священнослужителями (см. кан. 767 § 1 ККП). П. обязательна на всех мессах, совершаемых по воскресеньям и в предписанные праздники при стечении народа (см. кан. 767 § 2), а также рекомендована при достаточном стечении народа «на мессах в будние дни, особенно в период Адвента и Великого поста» (кан. 767 § 3). Задача проповедников — излагать верующим то, «во что им следует верить и что им нужно делать во славу Божию и ради спасения людей», а также преподавать предлагаемое Церковью учение «относительно достоинства и свободы человеческой личности, единства и крепости семьи и обязанностей в ней» и относительно обязательств, возлагаемых на людей об-вом (кан. 768).

Т. Шишова

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1809-1812.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Суббота, 27 Мая

    Ближайшее празднование:
    Dominica post Ascensionem Domini
    28 Мая (остался 1 день)

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 655
    Сессий: 22
    Сейчас на сайте: 3







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017