К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Проповедь
Проповедь
(древнеевр.
ЕВР,
греч.
όμιλία,
лат. serто,
homilia) —
речь облеченного церк. авторитетом лица
(проповедника), представляющая христ.
вероучение и объясняющая необходимость
соблюдения норм христ. морали. Принципы
составления и произнесения П. изучает
гомилетика.
История.
В НЗ приведены речи Иисуса Христа и
апостолов, которые можно назвать П. (см.
Лк
4,
14-22; Деян 7, 4-5; 9, 20; 10, 42; 13, 16-41), а также
Нагорная проповедь Иисуса Христа (Мф
5, 1 — 7, 29). Евангелие от Матфея приводит
слова Христа, обращенные к апостолам:
«Проповедуйте Евангелие» (Мф 16, 15; ср.
Мф 28, 19-20). Иисус Христос, а затем и апостолы
принимали участие в субботних богослужениях
в синагогах, во время которых читались
отрывки из Св. Писания и произносились
П., разъяснявшие суть прочитанного. В
Деяниях апостолов содержатся 7 бесед
ап. Петра (Деян 1, 16-23; 2, 14-37; 3, 12-26; 5, 29-32;
10, 34-44; 11, 4-18; 15, 7-11) и 6 бесед ап. Павла |
(Деян 13, 16-41; 14, 15-18; 17, 22-33; 20, 17-36; 22, 1-22; 26,
2-23). Беседы Петра (Деян 3, 12-26) и Павла
(Деян 17, 22-33) имеют сходную структуру:
обе начинаются приветствием, за которым
следуют благословения, затем апостолы
призывают к покаянию, напоминают о
Страшном суде и, наконец, о воскресении
Иисуса Христа. Апостолы назначали
проповедников для христ. Общин.
Существование
П. как части христ. богослужения во II в.
подтверждено сообщением Юстина Философа
о том, что христиане собирались по
воскресеньям для чтения Св. Писания и
по окончании чтения произносилась П.
(Apologia1,
67). Евсевий Кесарийский упоминает о П.
Поликарпа Смирнского (Historia
ecclesiastiса
V, 20, 6) и Иринея Лионского (ibid.
V, 26).
Быстрое
распространение христианства после
издания Миланского
эдикта
в 313, а также распространение ересей
обусловили необходимость чтения П. по
спорным вопросам христологии, мариологии
и экклезиологии. Богосл. просвещению
мирян также способствовало возникновение
школ, готовивших проповедников. Для
дополнения библ. аргументации проповедники
стали применять филос. доказательства,
а также примеры решений жизненных
проблем в свете слова Божьего. В IV в.
известными проповедниками были Василий
Великий, Григорий Назианзин, Григорий
Нисский, Иоанн Златоуст, Амвросий
Медиоланский, Августин, Папа Лев I
Великий.
В 529 II Везонский
собор разрешил священникам читать П.
(до этого П. могли читать только епископы
и назначаемые ими проповедники).
Трулльский собор (кан. 19) вменил епископам
в обязанность чтение П. для духовенства
и мирян, особенно во время воскресных
богослужений. В соч.
Liber
regulaepastoralis (Пастырское
правило)
Папа Григорий I Великий дал практич.
рекомендации по составлению и чтению
П.; эта книга была также переведена на
греч. язык. В числе заметных проповедников
Зап. Церкви были Цезарий Арелатский,
Авит Виеннский, Фульгенций из Руспе,
Фауст из Риеца, Мартин Бракарский, а
также Ильдефонс Толетанский, которому,
вероятно, принадлежит сборник П.
Homiliae
Toletanae (Толетанские
гомилии),
нередко атрибутируемый также Юлиану
Толетанскому. В нач. VIII в. П. для монахов
аббатства Ярроу писал Беда Достопочтенный;
Павел Диакон составил сборник гомилий,
адресованных монашествующим. Во Франкском
королевстве в 789 был создан сборник
указаний для проповедников
Admonitio
generalis, дополненный
в 797 Теодульфом Орлеанским. В 847 Майнцский
собор постановил переводить П. на нац.
языки.
На развитие
П. в XIII в. оказала влияние схоластика;
среди выдающихся проповедников были
Гильом Овернский, Стефан Ленгтон, Роберт
Гроссетест, а позднее представители
монаш. орденов францисканцев и доминиканцев
Гуго из Сен-Шера, Фома Аквинский, Пётр
из Тарантеза (впоследствии Папа Иннокентий
V), Иоанн из Рупеллы, Бонавентура, Гвиберт
из Турне, Матфей из Акваспарты. Гл.
задачей францисканцев и доминиканцев
была П. среди широких слоев населения,
ставившая целью просвещение народа,
повышение уровня проповедования и
противостояние гетеродокс. движениям
(катары, вальденсы и др.).
В Средние
века сложились структура П. и техника
ее чтения. П. начиналась со вступления
(exordium),
в котором определялись тема П. (thema),
как правило, взятая из Св. Писания,
вспомогательная тема
(prothema)и
молитва (oratio).
Вспомогательная тема, развивая осн.
тему, помогала слушателям сосредоточиться,
удерживала их внимание, развивала
воображение и призывала их совершать
добрые дела. В конце вспомогательной
темы звучали слова перехода к общей
молитве (exhortatio
ad orationem).
Затем проповедник вновь напоминал тему
П. и произносил гл. часть, развивая темы
вступления. Производилось разделение
(divisio)
материала этой части П. на 3 элемента,
каждый из которых подтверждали свои
аргументы, затем следовало дальнейшее
развертывание содержания (dilatatio),
приводились примеры (exempla)
или
авторитетные церк. мнения, а в заключение
следовала гл. мысль П., подтвержденная
библ. текстом либо авторитетным мнением.
Появлению
новых видов П. способствовало развитие
школьного образования и лит-ры в эпоху
Возрождения, а также влияние идей
гуманизма. Мн. монаш. орлена, прежде
всего Орден иезуитов, активно поддержали
введение в П. классической риторики;
Игнатий Дойола был автором 24 правил для
проповедников; труды, посвященные П. и
проповедованию, писали Д. Дайнес, Франциск
Борджа, К. Аквавива, Роберт Беллармин и
мн. др. иезуиты. С началом Реформации
стала особенно актуальной потребность
в богословско-полемич. П., призванных
верно представлять учение Католической
Церкви. Тридентский собор отметил
необходимость улучшения гомилетической
подготовки в семинариях и повышения
роли Библии и П. в жизни христиан. На
базе постановлений Тридентского собора
Карл Борромео опубликовал инструкцию
для проповедников Instructiones
praedicationis verbi Dei (1575).
В эпоху
Просвещения появились П., доказывавшие
вероучение с помощью рациональных
аргументов и систематически представлявшие
суть вероучения Церкви.
II
Ватиканский собор отметил необходимость
тематических П., представляющих библ.
наставление и одновременно касающихся
насущных проблем совр. мира.
Каноническое
право о П.
Согласно кан. 747 ККП, «обязанность и
исконное право проповедовать Евангелие
всем народам, независимо от всякой
человеческой власти, применяя при этом
и собственные средства массовой
коммуникации», принадлежат «Церкви,
которой Христос доверил сокровищницу
веры, дабы с помощью Святого Духа она
свято хранила истину, данную в Откровении,
глубже ее постигала, верно возвещала и
излагала». Согласно кан. 761 ККП, П. и
катехизация являются гл. средствами
возвещения христ. вероучения. Обязанность
П. Евангелия принадлежит в первую очередь
епископам (кан. 756), которым помогают в
этом члены институтов посвященной Богу
жизни (кан. 758), а также др. священнослужителям
(кан. 757-762). Каноны 763-766 предоставляют
право проповедовать слово Божие
епископам, пресвитерам и диаконам,
причем епископ может проповедовать
повсюду, не исключая храмов и молитвенных
помещений монаш. ин-тов, в то время как
пресвитеры и диаконы должны заручиться
согласием ректора храма и, если необходимо,
разрешением местного ординария;
монашествующие могут вести П. в своих
храмах и молитвенных помещениях с
согласия настоятеля; к П. в храмах или
в молитвенных помещениях могут быть
допущены миряне, если этого требует
необходимость.
П. как часть
литургии должна читаться только
рукоположенными священнослужителями
(см. кан. 767 § 1 ККП).
П.
обязательна на всех мессах, совершаемых
по воскресеньям и в предписанные
праздники при стечении народа (см. кан.
767 § 2), а также рекомендована при
достаточном стечении народа «на мессах
в будние дни, особенно в период Адвента
и Великого поста» (кан. 767 § 3). Задача
проповедников — излагать верующим то,
«во что им следует верить и что им нужно
делать во славу Божию и ради спасения
людей», а также преподавать предлагаемое
Церковью учение «относительно достоинства
и свободы человеческой личности, единства
и крепости семьи и обязанностей в ней»
и относительно обязательств, возлагаемых
на людей об-вом (кан. 768).
Т. Шишова
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1809-1812.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.