К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Процессия
Процессия
(греч. πομπή,
παρέλασις, лат. processio),
в
христ. традиции — шествие, составляющее
часть богослужения или паралитургической
практики.
П. существуют
во мн. религиях, т.к. выражают некоторые
универсальные парадигмы поведения
человека. Церковь, восприняв П. из религии
ВЗ (где совершались прежде всего П.
паломников к Иерусалимскому храму), а
также из некоторых языческих культов,
наделила ее принципиально новым смыслом:
жизнь христианина есть паломничество,
т.к. он, неся свой крест, следует за
Христом, совершая свое земное странствие
(не случайно в славяно-визант. литург.
лексике П. называется
крестным. Ходом).
Становление
традиций П. в христ. мире происходило в
осн. уже после того, как христианство в
Рим. империи стало массовым и начало
приобретать статус гос. религии. Важное
значение в развитии церк. П. имели большие
города (прежде всего Иерусалим, Рим и
Константинополь), где появился новый
для Церкви феномен
стационалъного богослужения,
которое всегда совершается под
предстоятельством епископа или его
представителя, являясь общегородским
богослужением данного дня, и осуществляется
не в одном храме, а последовательно
в различных местах, так что верующие
переходят во время П. с одного места на
другое (выбор этих мест зависит от
конкретного дня календаря). Стациональное
богослужение больших городов оказало
в дальнейшем огромное влияние на развитие
литургии всего христ. мира, в чем особое
место принадлежит Иерусалиму как
общехрист. центру паломничества. Именно
в Иерусалиме начиная с IV в. складывался
сложный комплекс П., прежде всего
приходящихся на дни Страстной недели
и Пасхи. В дальнейшем П. стали в большинстве
литург. традиций важными элементами
богослужений и паралитург. обрядов
Вербного воскресенья (процессия с
ветвями в рим. обряде), Страстной пятницы
(Крестный путь в зап. благочестии), Святой
субботы (крестный ход с плащаницей на
чине погребения в визант. обряде) и
Светлого Христова воскресенья (крестный
ход вокруг храма в пасхальную ночь,
повторяющийся и в дни Светлой седмицы
в визант. Обряде).
Среди
разнообразных форм П. выделяются 2 осн.
типа: праздничная и покаянная. На Западе
в эпоху высокого Средневековья сложился
обычай предварять праздничной П.
воскресную или праздничную мессу. Для
П. писали специальные
процессионалъные гимны,
которые оформлялись в специальные книги
— процессионалы.
Особое место в зап. благочестии с позднего
Средневековья заняли П. во время торжества
Тела Христова, когда верующие совершали
шествие по улицам города, а иногда и
между селами и даже городами.
Среди
П. покаянного типа наиболее популярными
были шествия по полям в дни т.н. усердных
молений (rogationes —
с понедельника по среду перед Вознесением
Господним), во время которых молились
об урожае.
Обычный
порядок П. в рим. традиции таков: во главе
шествия несут процессионный крест,
следом идут народ и клир, которые могут
петь соответствующие песнопения или
произносить молитвы (в некоторых нац.
традициях во время П. даже танцуют);
участники П. несут также хоругви, а в
евхарист. П. священник, идущий под
балдахином, несет дароносицу с освященной
гостией.
В канон.
отношении П. в Католической Церкви
делятся на ординарные и экстраординарные;
первые соотнесены с днями литург.
календаря — напр., со Сретением Господним,
Вербным воскресеньем, торжеством
Пресвятых Тела и Крови Христа; вторые
совершаются в особых обстоятельствах,
напр. покаянные П. с молитвой о прекращении
бедствия или в благодарность Богу за
радостные события.
В совр. ККП
назначение П. в рамках епархии находится
в ведении епископа, в рамках прихода —
в ведении приходского настоятеля. П.
следует согласовывать со светскими
властями, когда они проходят вне особых
культовых мест.
Е. Розенблюм,
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1845-1847.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.