Приветствие мира - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Приветствие мира

Приветствие мира (лат. ritus pacis) — обряд в составе Божественной литургии, во время которого ее участники свидетельствуют теми или иными знаками о присутствии между ними мира Христова.

П.м. представляет собой один из древних элементов совершения Евхаристии, присутствовавших в ней, вероятно, с апост. времен. Уже с первых веков христиане, участвовавшие в совершении Вечери Господней, осознавали значимость слов Христа о необходимости примириться с братом, прежде чем принести свой дар к жертвеннику (ср. Мф 5, 33), и стремились зримо выражать мир между собою.

Древнейшим знаком мира, сохранившимся во мн. литург. традициях по сей день, был поцелуй. Он восходит еще к иуд. обычаю приветствовать гостей поцелуем при братской трапезе (ср. Лк 7, 45), сохранявшемуся и у первых христиан; не случайно ап. Павел призывал верующих приветствовать друг друга «лобзанием святым» (2 Кор 13, 12), а ап. Пётр — «лобзанием любви» (1 Петр 5, 14).

Свидетельство того, что приветствие друг друга поцелуем имело место при совершении Евхаристии, обнаруживается у Юстина Философа (Первая апология 65) и мн. др. древних авторов.

В ряде регионов Востока при приветствии христиане обычно целовали друг друга в уста, в других — в щеку (эти обычаи сохранились в визант. монашестве). В древней Церкви поцелуи как приветствие могли иметь место и между представителями противоположных полов, однако иногда такая практика осуждалась — напр., в Апостольском предании (4) Ипполита Римского.

Существуя практически во всех литург. традициях, обряд П.м. занял разное местоположение в их последованиях Божественной литургии. Во всех вост. обрядах, а также в галликанском и мозарабском обрядах он предваряет анафору, в римском обряде — причащение.

Хотя первоначально в П.м. принимала участие вся община, в Средние века почти повсеместно этот обряд оказался сведенным к минимальным формам выражения. Так, в визант. обряде П.м. сохранилось лишь при соборном совершении Божественной литургии, когда сослужащие священники обмениваются диалогом «Христос посреди нас — и есть, и будет», а также лобзаниями (целуя друг другу руку, щеку и опять руку). В XX в. практика П.м. стала возрождаться в некоторых правосл. общинах в виде частных инициатив.

На Западе в XII-XIII вв. постепенно вошел в литург. употребление специальный предмет для П.м., целование которого клириками и верующими пришло на смену прежнему целованию друг друга. Он назывался по-латыни osculatorium ( «место для поцелуя»), instrumentum pacis ( «орудие мира») или просто рах («мир»); в Англии его именовали pax-brede (среднеангл. brede «доска»). Это была металлическая, костяная или деревянная пластина с изображением распятия, которую во время П.м. целовал вначале предстоятель, а затем клирики и верующие, передавая ее от одного к другому. Со временем, однако, и этот предмет почти полностью вышел из обихода.

П.м. в рим. обряде в позднее Средневековье и Новое время сохранилось в редуцированной форме только на торжественных мессах с участием диакона и субдиакона. Священник целовал корпорал (а в некоторых местных традициях — освященную Гостию), а затем подходил к диакону и, прикасаясь руками к его плечам, приближался своей левой щекой к его левой щеке, не соприкасаясь, однако, с ним щеками; при этом они обменивались диалогом «Мир с тобою — и со духом твоим». Затем то же делал диакон с субдиаконами, а после этого — субдиакон с клириками в хоре.

В результате литургической реформы в 1960-х П.м. было возрождено в Католической Церкви как важный обряд, «посредством которого Церковь испрашивает мир и единство для себя и всей человеческой семьи и верные — перед тем как приобщиться единому Хлебу — выражают церковное общение и взаимную любовь» (Общее наставление к Римскому миссалу 2002, п. 82). Что касается формы передачи знака мира, то было решено, что она определяется нац. епископскими конференциями в соответствии с особенностями и обычаями каждого конкретного народа. Наиболее распространенной формой является рукопожатие, что не исключает поцелуев между близкими людьми.

С возрождением П.м. стало выявляться иногда неправильное понимание этого обряда. В этой связи Церковь обращает внимание пастырей и верных на то, что в традиции рим. обряда П.м. не имеет отношения к отпущению грехов и взаимному прощению, а «знаменует перед принятием Святых Тайн мир, общение и любовь» (наставление Конгр. богослужения и таинств Redemptionis Sacramentum от 24.04.2004, п. 71). При этом обряд П.м. не должен создавать неоправданную паузу в ходе богослужения. Клирики и верные должны обмениваться приветствием только с теми, кто находится в непосредственной близости от них; священник при этом не должен покидать пресвитерия (см. Redemptionis Sacramentum, п. 72).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1763-1764.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Вторник, 3 Декабря
    Crispini Confessoris

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 32332
    Сессий: 34
    Сейчас на сайте: 40





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024