Приветствие мира - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Приветствие мира

Приветствие мира (лат. ritus pacis) — обряд в составе Божественной литургии, во время которого ее участники свидетельствуют теми или иными знаками о присутствии между ними мира Христова.

П.м. представляет собой один из древних элементов совершения Евхаристии, присутствовавших в ней, вероятно, с апост. времен. Уже с первых веков христиане, участвовавшие в совершении Вечери Господней, осознавали значимость слов Христа о необходимости примириться с братом, прежде чем принести свой дар к жертвеннику (ср. Мф 5, 33), и стремились зримо выражать мир между собою.

Древнейшим знаком мира, сохранившимся во мн. литург. традициях по сей день, был поцелуй. Он восходит еще к иуд. обычаю приветствовать гостей поцелуем при братской трапезе (ср. Лк 7, 45), сохранявшемуся и у первых христиан; не случайно ап. Павел призывал верующих приветствовать друг друга «лобзанием святым» (2 Кор 13, 12), а ап. Пётр — «лобзанием любви» (1 Петр 5, 14).

Свидетельство того, что приветствие друг друга поцелуем имело место при совершении Евхаристии, обнаруживается у Юстина Философа (Первая апология 65) и мн. др. древних авторов.

В ряде регионов Востока при приветствии христиане обычно целовали друг друга в уста, в других — в щеку (эти обычаи сохранились в визант. монашестве). В древней Церкви поцелуи как приветствие могли иметь место и между представителями противоположных полов, однако иногда такая практика осуждалась — напр., в Апостольском предании (4) Ипполита Римского.

Существуя практически во всех литург. традициях, обряд П.м. занял разное местоположение в их последованиях Божественной литургии. Во всех вост. обрядах, а также в галликанском и мозарабском обрядах он предваряет анафору, в римском обряде — причащение.

Хотя первоначально в П.м. принимала участие вся община, в Средние века почти повсеместно этот обряд оказался сведенным к минимальным формам выражения. Так, в визант. обряде П.м. сохранилось лишь при соборном совершении Божественной литургии, когда сослужащие священники обмениваются диалогом «Христос посреди нас — и есть, и будет», а также лобзаниями (целуя друг другу руку, щеку и опять руку). В XX в. практика П.м. стала возрождаться в некоторых правосл. общинах в виде частных инициатив.

На Западе в XII-XIII вв. постепенно вошел в литург. употребление специальный предмет для П.м., целование которого клириками и верующими пришло на смену прежнему целованию друг друга. Он назывался по-латыни osculatorium ( «место для поцелуя»), instrumentum pacis ( «орудие мира») или просто рах («мир»); в Англии его именовали pax-brede (среднеангл. brede «доска»). Это была металлическая, костяная или деревянная пластина с изображением распятия, которую во время П.м. целовал вначале предстоятель, а затем клирики и верующие, передавая ее от одного к другому. Со временем, однако, и этот предмет почти полностью вышел из обихода.

П.м. в рим. обряде в позднее Средневековье и Новое время сохранилось в редуцированной форме только на торжественных мессах с участием диакона и субдиакона. Священник целовал корпорал (а в некоторых местных традициях — освященную Гостию), а затем подходил к диакону и, прикасаясь руками к его плечам, приближался своей левой щекой к его левой щеке, не соприкасаясь, однако, с ним щеками; при этом они обменивались диалогом «Мир с тобою — и со духом твоим». Затем то же делал диакон с субдиаконами, а после этого — субдиакон с клириками в хоре.

В результате литургической реформы в 1960-х П.м. было возрождено в Католической Церкви как важный обряд, «посредством которого Церковь испрашивает мир и единство для себя и всей человеческой семьи и верные — перед тем как приобщиться единому Хлебу — выражают церковное общение и взаимную любовь» (Общее наставление к Римскому миссалу 2002, п. 82). Что касается формы передачи знака мира, то было решено, что она определяется нац. епископскими конференциями в соответствии с особенностями и обычаями каждого конкретного народа. Наиболее распространенной формой является рукопожатие, что не исключает поцелуев между близкими людьми.

С возрождением П.м. стало выявляться иногда неправильное понимание этого обряда. В этой связи Церковь обращает внимание пастырей и верных на то, что в традиции рим. обряда П.м. не имеет отношения к отпущению грехов и взаимному прощению, а «знаменует перед принятием Святых Тайн мир, общение и любовь» (наставление Конгр. богослужения и таинств Redemptionis Sacramentum от 24.04.2004, п. 71). При этом обряд П.м. не должен создавать неоправданную паузу в ходе богослужения. Клирики и верные должны обмениваться приветствием только с теми, кто находится в непосредственной близости от них; священник при этом не должен покидать пресвитерия (см. Redemptionis Sacramentum, п. 72).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1763-1764.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 26 Марта
    Dominica IV. in Quadragesima
    Leandri Episcopi et Confessoris Hispalensis

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 165
    Сессий: 7
    Сейчас на сайте: 4







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017