Приветствие мира - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Приветствие мира
Приветствие
мира
(лат. ritus
pacis)
— обряд в составе Божественной литургии,
во время которого ее участники
свидетельствуют теми или иными знаками
о присутствии между ними мира Христова.
П.м. представляет
собой один из древних элементов совершения
Евхаристии, присутствовавших в ней,
вероятно, с апост. времен. Уже с первых
веков христиане, участвовавшие в
совершении Вечери Господней, осознавали
значимость слов Христа о необходимости
примириться с братом, прежде чем принести
свой дар к жертвеннику (ср. Мф 5, 33), и
стремились зримо выражать мир между
собою.
Древнейшим
знаком мира, сохранившимся во мн. литург.
традициях по сей день, был поцелуй. Он
восходит еще к иуд. обычаю приветствовать
гостей поцелуем при братской трапезе
(ср. Лк 7, 45), сохранявшемуся и у первых
христиан; не случайно ап. Павел призывал
верующих приветствовать друг друга
«лобзанием святым» (2 Кор 13, 12), а ап. Пётр
— «лобзанием любви» (1 Петр 5, 14).
Свидетельство
того, что приветствие друг друга поцелуем
имело место при совершении Евхаристии,
обнаруживается у Юстина Философа
(Первая апология
65) и мн. др. древних авторов.
В ряде регионов
Востока при приветствии христиане
обычно целовали друг друга в уста, в
других — в щеку (эти обычаи сохранились
в визант. монашестве). В древней Церкви
поцелуи как приветствие могли иметь
место и между представителями
противоположных полов, однако иногда
такая практика осуждалась — напр., в
Апостольском предании
(4) Ипполита Римского.
Существуя
практически во всех литург. традициях,
обряд П.м. занял разное местоположение
в их последованиях Божественной литургии.
Во всех вост. обрядах, а также в галликанском
и мозарабском обрядах он предваряет
анафору, в римском обряде — причащение.
Хотя
первоначально в П.м. принимала участие
вся община, в Средние века почти
повсеместно этот обряд оказался сведенным
к минимальным формам выражения. Так, в
визант. обряде П.м. сохранилось лишь при
соборном совершении Божественной
литургии, когда сослужащие священники
обмениваются диалогом «Христос посреди
нас — и есть, и будет», а также лобзаниями
(целуя друг другу руку, щеку и опять
руку). В XX в. практика П.м. стала возрождаться
в некоторых правосл. общинах в виде
частных инициатив.
На Западе в
XII-XIII
вв.
постепенно вошел в литург. употребление
специальный предмет для П.м., целование
которого клириками и верующими пришло
на смену прежнему целованию друг друга.
Он назывался по-латыни
osculatorium (
«место для поцелуя»),
instrumentum
pacis (
«орудие мира») или просто
рах
(«мир»); в Англии его именовали
pax-brede (среднеангл.
brede
—
«доска»).
Это была металлическая, костяная или
деревянная пластина с изображением
распятия, которую во время П.м. целовал
вначале предстоятель, а затем клирики
и верующие, передавая ее от одного к
другому. Со временем, однако, и этот
предмет почти полностью вышел из обихода.
П.м. в рим.
обряде в позднее Средневековье и Новое
время сохранилось в редуцированной
форме только на торжественных мессах
с участием диакона и субдиакона. Священник
целовал корпорал (а в некоторых местных
традициях — освященную Гостию), а затем
подходил к диакону и, прикасаясь руками
к его плечам, приближался своей левой
щекой к его левой щеке, не соприкасаясь,
однако, с ним щеками; при этом они
обменивались диалогом «Мир с тобою —
и со духом твоим». Затем то же делал
диакон с субдиаконами, а после этого —
субдиакон с клириками в хоре.
В результате
литургической реформы в 1960-х П.м. было
возрождено в Католической Церкви как
важный обряд, «посредством которого
Церковь испрашивает мир и единство для
себя и всей человеческой семьи и верные
— перед тем как приобщиться единому
Хлебу — выражают церковное общение и
взаимную любовь» (Общее
наставление к Римскому миссалу
2002, п. 82). Что касается формы передачи
знака мира, то было решено, что она
определяется нац. епископскими
конференциями в соответствии с
особенностями и обычаями каждого
конкретного народа. Наиболее
распространенной формой является
рукопожатие, что не исключает поцелуев
между близкими людьми.
С возрождением
П.м. стало выявляться иногда неправильное
понимание этого обряда. В этой связи
Церковь обращает внимание пастырей и
верных на то, что в традиции рим. обряда
П.м. не имеет отношения к отпущению
грехов и взаимному прощению, а «знаменует
перед принятием Святых Тайн мир, общение
и любовь» (наставление Конгр. богослужения
и таинств
Redemptionis
Sacramentum от
24.04.2004, п. 71). При этом обряд П.м. не должен
создавать неоправданную паузу в ходе
богослужения. Клирики и верные должны
обмениваться приветствием только с
теми, кто находится в непосредственной
близости от них; священник при этом не
должен покидать пресвитерия (см.
Redemptionis
Sacramentum, п.
72).
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1763-1764.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Четверг, 26 Декабря Ближайшее празднование:
Dominica V. Adventus Domini
29 Декабря (осталось 3 дня)
Календарь
|