К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Приношение даров
Приношение
даров
(лат. praesentatio
donorum, offertorium) —
часть Божественной литургии (единая
либо разъединенная др. частями),
представляющая собой прежде всего
подготовку хлеба и вина для их дальнейшего
евхарист. Освящения.
В
ряде литург. обрядов (римском, мозарабском,
амвросианском, халдейском и др.) П.д.
располагается в самом начале Евхарист.
литургии, в др. обрядах (византийском,
армянском, сиро-антиохийском, маронитском,
коптском и др.) — перед Литургией
слова (в вост. традициях — Литургией
оглашенных); тем не менее П.д. завершается
(а в чем-то и дублируется) в начале
Евхарист. литургии (вост. Литургии
верных). В некоторых обрядах (галликанском,
братском) и отд. местных или орденских
изводах рим. обряда
предуготовление хлеба и вина совершается
в краткой форме до начала мессы, а затем
в развернутой — в начале Евхарист.
литургии; к этому могут добавляться и
др. варианты, иногда с более сложным
дроблением (напр., на торжественных
мессах в отд. зап. обрядах — перед чтением
Евангелия).
П.д. имеет
ряд элементов, более или менее общих
для всех литург. обрядов: подготовка
хлеба и вина; подготовка алтаря для
евхарист. священнодействия; возложение
даров на алтарь, иногда осуществляемое
в виде процессии; омовение предстоятелем
рук; дополнительно может совершаться
окаждение даров и алтаря.
Сведения о
литург. практике П.д. в древности и в
раннем Средневековье довольно бедны.
Однако известно, что в ранней Церкви
любой верующий, приходя в евхарист.
собрание, приносил с собой те или иные
продукты: из собранного общиной лучшие
хлеб и вино выбирались для евхарист.
освящения, а остальное потреблялось во
время совместной братской трапезы
(агапы), а также раздавалось бедным.
По-видимому,
первоначально обряды П.д. были крайне
простыми и сводились к практич. сбору
приношений вне храма или, по крайней
мере, не в непосредственной близости
от алтаря, осуществлявшемуся обычно
диаконом, который затем передавал
предстоятелю хлеб и вино для освящения.
Предположительно сбор приношений обычно
осуществляли до начала богослужения,
а перенос даров на алтарь — перед
анафорой. Мн. изменения в обрядах П.д. в
период VIII-XIV вв. объясняются
в т.ч. тем, что обычай приношения верующими
продуктов для Евхаристии и братских
трапез постепенно исчезал; литург.
действия получали различные символические
и аллегорические толкования; они, в свою
очередь, давали импульс разрастанию и
усложнению обрядов, что особенно ярко
проявилось в визант. Традиции.
П.д. в визант.
обряде состоит из двух частей, во мн.
дублирующих друг друга. Первая —
проскомидия (у греков чаще именуется
πρόθεσις
—
«предложение») — совершается до начала
Литургии оглашенных на т.н. малом алтаре
(жертвеннике).
Проскомидия включает в себя омовение
священником рук; подготовление хлеба
(из просфоры вырезается Агнец и надрезается
таким образом, чтобы его удобно было
преломить) и вина; поминовение живых и
усопших; окаждение даров; покрытие
дискоса
с хлебом и чаши евхарист. покровами;
молитву предложения; окаждение храма.
Вторая часть П.д. открывает собой Литургию
верных и включает 2 ектении с иерейскими
молитвами; священническую апологию
Никто же достоин;
каждение;
Херувимскую песнь, во
время которой совершается
великий вход,
когда приготовленные на жертвеннике
дары переносятся на престол и ставятся
поверх антиминса, где вновь покрываются
евхарист. покровами с чтением тропарей
о погребении Христа; ектению и молитву
о предложенных дарах. Параллелизм этих
двух разделов, при очевидном дублировании
ряда элементов, подтверждается еще и
тем, что при архиерейском священнослужении
обряды проскомидии, совершаемой не
предстоятелем, а сослужащим священником,
завершаются предстоятельствующим
архиереем не во время нее, а перед вел.
Входом.
В рим. обряде,
где первоначально дары приносились на
алтарь вместе с совершением процессии
с пением псалма, к нач. II тыс. процессии
с дарами вышли из обихода (однако они
сохранились в амвросианском обряде), а
псалом сократился до пения лишь одного
стиха (т.н. офферторий; в заупокойной
мессе состоял из 2 стихов). В период
позднего Средневековья П.д. в рим.
традиции вобрало в себя серию молитв
галликанского и мозарабского происхождения.
В конечном итоге в тридентском чине
мессы П.д. приняло следующий вид: поется
или произносится офферторий; на алтаре
развертывается корпорал, на который
предстоит установить евхарист. сосуды
с дарами; священник, беря -шатену с
гостией и приподнимая ее над алтарем,
произносит молитву о принятии Богом
этой жертвы, содержащую апологет,
коннотации; в чашу вливается вино и
немного воды (это сопровождается молитвой
о приобщении Божеству Христа); священник
приподнимает чашу над алтарем, произнося
молитву о принятии приносимой жертвы,
а затем, поставив чашу на корпорал, еще
2 молитвы — о приношении, благоприятном
Богу, и о благословении этой жертвы; при
торжественном священнодействии
совершается каждение; священник омывает
руки, прочитывая полностью Пс 25; произносит
еще одну молитву о благоприятном
приношении по ходатайству святых;
призывает предстоящих к молитве, после
чего произносит Молитву над дарами (в
тридентском чине —
Seaeta).
В ходе
литургической реформы 2-й пол. XX в. П.д.
в рим. обряде было заметно упрощено. В
Общем наставлении к Римскому миссалу
2002 о П.д. сказано: «Церковь упорядочила
все совершение Евхаристической литургии
по частям, соответствующим словам и
действиям Христа. [...] Во время приготовления
даров (praeparatio
donorum) на
алтарь приносится хлеб и вино с водой,
то есть те самые вещества, которые
Христос взял в Свои руки» (п. 72).
Согласно
реформированному чину мессы, «в начале
Евхаристической литургии дары,
которые станут Телом и Кровью Христа,
приносятся на алтарь. Перед этим алтарь,
или трапеза Господня, который является
центром всей евхаристической литургии,
приготовляется таким образом: на нем
располагают корпорал, пурификатор,
миссал и чашу. После этого происходит
приношение: желательно, чтобы хлеб и
вино приносили сами верные; священник
же или диакон принимают их в подходящем
месте и возлагают на алтарь, произнося
положенные формулы. [...] В это время можно
принимать также деньги или другие даяния
либо для бедных, либо на нужды церкви,
приносимые верными или собираемые в
церкви; эти пожертвования
складываются в подобающем
месте не на алтаре» (там
же
73). Тогда же может
петься песнопение на П.д. (cantus
ad offertorium). П.д.
«завершается призывом священника
к молитве вместе
с ним и молитвой над дарами (oratio
super oblata): таким
образом заканчивается и приготовление
к Евхаристической молитве» (там
же
77).
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1771-1774.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.