Приношение даров - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Приношение даров

Приношение даров (лат. praesentatio donorum, offertorium) — часть Божественной литургии (единая либо разъединенная др. частями), представляющая собой прежде всего подготовку хлеба и вина для их дальнейшего евхарист. Освящения.

В ряде литург. обрядов (римском, мозарабском, амвросианском, халдейском и др.) П.д. располагается в самом начале Евхарист. литургии, в др. обрядах (византийском, армянском, сиро-антиохийском, маронитском, коптском и др.) — перед Литургией слова (в вост. традициях — Литургией оглашенных); тем не менее П.д. завершается (а в чем-то и дублируется) в начале Евхарист. литургии (вост. Литургии верных). В некоторых обрядах (галликанском, братском) и отд. местных или орденских изводах рим. обряда предуготовление хлеба и вина совершается в краткой форме до начала мессы, а затем в развернутой — в начале Евхарист. литургии; к этому могут добавляться и др. варианты, иногда с более сложным дроблением (напр., на торжественных мессах в отд. зап. обрядах — перед чтением Евангелия).

П.д. имеет ряд элементов, более или менее общих для всех литург. обрядов: подготовка хлеба и вина; подготовка алтаря для евхарист. священнодействия; возложение даров на алтарь, иногда осуществляемое в виде процессии; омовение предстоятелем рук; дополнительно может совершаться окаждение даров и алтаря.

Сведения о литург. практике П.д. в древности и в раннем Средневековье довольно бедны. Однако известно, что в ранней Церкви любой верующий, приходя в евхарист. собрание, приносил с собой те или иные продукты: из собранного общиной лучшие хлеб и вино выбирались для евхарист. освящения, а остальное потреблялось во время совместной братской трапезы (агапы), а также раздавалось бедным.

По-видимому, первоначально обряды П.д. были крайне простыми и сводились к практич. сбору приношений вне храма или, по крайней мере, не в непосредственной близости от алтаря, осуществлявшемуся обычно диаконом, который затем передавал предстоятелю хлеб и вино для освящения. Предположительно сбор приношений обычно осуществляли до начала богослужения, а перенос даров на алтарь — перед анафорой. Мн. изменения в обрядах П.д. в период VIII-XIV вв. объясняются в т.ч. тем, что обычай приношения верующими продуктов для Евхаристии и братских трапез постепенно исчезал; литург. действия получали различные символические и аллегорические толкования; они, в свою очередь, давали импульс разрастанию и усложнению обрядов, что особенно ярко проявилось в визант. Традиции.

П.д. в визант. обряде состоит из двух частей, во мн. дублирующих друг друга. Первая — проскомидия (у греков чаще именуется πρόθεσις — «предложение») — совершается до начала Литургии оглашенных на т.н. малом алтаре (жертвеннике). Проскомидия включает в себя омовение священником рук; подготовление хлеба (из просфоры вырезается Агнец и надрезается таким образом, чтобы его удобно было преломить) и вина; поминовение живых и усопших; окаждение даров; покрытие дискоса с хлебом и чаши евхарист. покровами; молитву предложения; окаждение храма. Вторая часть П.д. открывает собой Литургию верных и включает 2 ектении с иерейскими молитвами; священническую апологию Никто же достоин; каждение; Херувимскую песнь, во время которой совершается великий вход, когда приготовленные на жертвеннике дары переносятся на престол и ставятся поверх антиминса, где вновь покрываются евхарист. покровами с чтением тропарей о погребении Христа; ектению и молитву о предложенных дарах. Параллелизм этих двух разделов, при очевидном дублировании ряда элементов, подтверждается еще и тем, что при архиерейском священнослужении обряды проскомидии, совершаемой не предстоятелем, а сослужащим священником, завершаются предстоятельствующим архиереем не во время нее, а перед вел. Входом.

В рим. обряде, где первоначально дары приносились на алтарь вместе с совершением процессии с пением псалма, к нач. II тыс. процессии с дарами вышли из обихода (однако они сохранились в амвросианском обряде), а псалом сократился до пения лишь одного стиха (т.н. офферторий; в заупокойной мессе состоял из 2 стихов). В период позднего Средневековья П.д. в рим. традиции вобрало в себя серию молитв галликанского и мозарабского происхождения. В конечном итоге в тридентском чине мессы П.д. приняло следующий вид: поется или произносится офферторий; на алтаре развертывается корпорал, на который предстоит установить евхарист. сосуды с дарами; священник, беря -шатену с гостией и приподнимая ее над алтарем, произносит молитву о принятии Богом этой жертвы, содержащую апологет, коннотации; в чашу вливается вино и немного воды (это сопровождается молитвой о приобщении Божеству Христа); священник приподнимает чашу над алтарем, произнося молитву о принятии приносимой жертвы, а затем, поставив чашу на корпорал, еще 2 молитвы — о приношении, благоприятном Богу, и о благословении этой жертвы; при торжественном священнодействии совершается каждение; священник омывает руки, прочитывая полностью Пс 25; произносит еще одну молитву о благоприятном приношении по ходатайству святых; призывает предстоящих к молитве, после чего произносит Молитву над дарами (в тридентском чине — Seaeta).

В ходе литургической реформы 2-й пол. XX в. П.д. в рим. обряде было заметно упрощено. В Общем наставлении к Римскому миссалу 2002 о П.д. сказано: «Церковь упорядочила все совершение Евхаристической литургии по частям, соответствующим словам и действиям Христа. [...] Во время приготовления даров (praeparatio donorum) на алтарь приносится хлеб и вино с водой, то есть те самые вещества, которые Христос взял в Свои руки» (п. 72).

Согласно реформированному чину мессы, «в начале Евхаристической литургии дары, которые станут Телом и Кровью Христа, приносятся на алтарь. Перед этим алтарь, или трапеза Господня, который является центром всей евхаристической литургии, приготовляется таким образом: на нем располагают корпорал, пурификатор, миссал и чашу. После этого происходит приношение: желательно, чтобы хлеб и вино приносили сами верные; священник же или диакон принимают их в подходящем месте и возлагают на алтарь, произнося положенные формулы. [...] В это время можно принимать также деньги или другие даяния либо для бедных, либо на нужды церкви, приносимые верными или собираемые в церкви; эти пожертвования складываются в подобающем месте не на алтаре» (там же 73). Тогда же может петься песнопение на П.д. (cantus ad offertorium). П.д. «завершается призывом священника к молитве вместе с ним и молитвой над дарами (oratio super oblata): таким образом заканчивается и приготовление к Евхаристической молитве» (там же 77).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1771-1774.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 29 Марта
    Feria VI. prime hebdomade. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 16784
    Сессий: 37
    Сейчас на сайте: 12





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024