Преждеосвящённых даров литургия - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Преждеосвящённых даров литургия

Преждеосвящённых даров литургия (греч. ή Λειτουργία των Προηγιασμένων [Δώρων], лат.Missa praesanctificatorum [munerum])— особое евхарист. богослужение, во время которого не освящаются хлеб и вино, а причащение осуществляется Св. Дарами, освященными в один из предшествующих дней на полной Божественной литургии.

П.Д.Л. восходит к существовавшей в древности практике причащения запасными Св. Дарами в отсутствие возможности участвовать в полном евхарист. богослужении, а также в те дни, когда оно не совершалось. На Востоке преобладал обычай не совершать Божественную литургию в будни. Невозможным представлялось и ее совершение в будни Великого поста, поскольку всякая Божественная литургия рассматривалась как празднование, а это само по себе было несовместимо с постом (во время Вел. поста полная литургия совершалась только по субботам и воскресеньям). Вместе с тем именно во время Вел. поста верующие (особенно монашествующие) ощущали наибольшую потребность в постоянном подкреплении дух. сил благодатной помощью Божией. Отсюда в вост. монаш. среде складывались различные обряды причащения преждеосвященными Дарами, дополнявшие те или иные службы суточного круга или инкорпорировавшиеся в них.

В Византии практика служения П.Д.Л. получила офиц. одобрение Церкви к кон. VII в., когда была закреплена 52-м правилом Трулльского собора. В монастырях общежительного устава П.Д.Л. первоначально служилась, вероятно, во все будни Вел. поста, но позже возможность ее совершения была ограничена средами и пятницами периода Четыредесятницы (к которым со временем добавилось еще неск. дней), а также с понедельника по среду Страстной седмицы.

Традиционно визант. чинопоследование П.Д.Л. именуется Литургией св. Григория Двоеслова. Однако пока не удается обнаружить оснований для того, чтобы связывать с Григорием I Великим данный чин, тексты которого примыкают к антиохийско-каппадокийскому кругу. Одно из самых ранних толкований П.Д.Л. принадлежит Феодору Студиту.

Структурно визант. П.Д.Л. представляет собой соединение вечерни с некоторыми элементами Божественной литургии, в числе которых изобразительные, ектении (ектения об оглашенных дополняется ектенией о готовящихся принять крещение в конце текущего Вел. поста: церковно-слав. «елицы к просвещению»), а также обряд причащения. П.Д.Л. содержит 4 библ. чтения (из Пятикнижия; учительных книг ВЗ; Апостола; Евангелия). Аналогом великого входа является перенесение преждеосвященных Даров с жертвенника на престол. Большинство иерейских молитв П.Д.Л. используется лишь на этом богослужении.

Дары для П.Д.Л. освящаются в предшествующее воскресенье. Для каждой из предстоящих П.Д.Л. освящается отдельный Агнец, который «напояется» (пропитывается) евхаристической Кровью Христовой и сохраняется в дарохранительнице; уже на П.Д.Л. происходит его преломление, после которого он раздробляется для причащения и его частицы всыпаются в чашу, наполненную вином, из которой священник обычным образом при помощи лжицы (ложки) причащает верных.

В римском обряде неполное евхарист. богослужение совершается только в Страстную пятницу. Для причащения используются Гостии, освященные на мессе, совершенной накануне. Этот обычай, возникший в Галлии в ранее Средневековье, был воспринят к IX в. Римом, откуда распространился на всем Западе и сохранился вплоть до наст. времени. Поскольку к эпохе зрелого Средневековья причащение мирян стало крайне редким, в нач. XIII в. Папа Иннокентий III ввел ограничение, в соответствии с которым причащаться на богослужении Страстной пятницы мог только предстоятель. Это правило действовало до 1950-х, когда Папа Пий XII, одобрив реформу богослужений Страстной недели, разрешил в Страстную пятницу общее причащение.

В течение мн. веков в лат. обряде та часть богослужения Страстной пятницы, во время которой происходило причащение, называлась П.Д.Л. (Missa рrаеsanctificatorum), однако в 1960-х в ходе реформирования Римского миссала данное название было выведено из употребления, а соответствующая часть богослужения Страстной пятницы стала именоваться просто причащением.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1738-1740.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024