Преждеосвящённых даров литургия - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Преждеосвящённых даров литургия

Преждеосвящённых даров литургия (греч. ή Λειτουργία των Προηγιασμένων [Δώρων], лат.Missa praesanctificatorum [munerum])— особое евхарист. богослужение, во время которого не освящаются хлеб и вино, а причащение осуществляется Св. Дарами, освященными в один из предшествующих дней на полной Божественной литургии.

П.Д.Л. восходит к существовавшей в древности практике причащения запасными Св. Дарами в отсутствие возможности участвовать в полном евхарист. богослужении, а также в те дни, когда оно не совершалось. На Востоке преобладал обычай не совершать Божественную литургию в будни. Невозможным представлялось и ее совершение в будни Великого поста, поскольку всякая Божественная литургия рассматривалась как празднование, а это само по себе было несовместимо с постом (во время Вел. поста полная литургия совершалась только по субботам и воскресеньям). Вместе с тем именно во время Вел. поста верующие (особенно монашествующие) ощущали наибольшую потребность в постоянном подкреплении дух. сил благодатной помощью Божией. Отсюда в вост. монаш. среде складывались различные обряды причащения преждеосвященными Дарами, дополнявшие те или иные службы суточного круга или инкорпорировавшиеся в них.

В Византии практика служения П.Д.Л. получила офиц. одобрение Церкви к кон. VII в., когда была закреплена 52-м правилом Трулльского собора. В монастырях общежительного устава П.Д.Л. первоначально служилась, вероятно, во все будни Вел. поста, но позже возможность ее совершения была ограничена средами и пятницами периода Четыредесятницы (к которым со временем добавилось еще неск. дней), а также с понедельника по среду Страстной седмицы.

Традиционно визант. чинопоследование П.Д.Л. именуется Литургией св. Григория Двоеслова. Однако пока не удается обнаружить оснований для того, чтобы связывать с Григорием I Великим данный чин, тексты которого примыкают к антиохийско-каппадокийскому кругу. Одно из самых ранних толкований П.Д.Л. принадлежит Феодору Студиту.

Структурно визант. П.Д.Л. представляет собой соединение вечерни с некоторыми элементами Божественной литургии, в числе которых изобразительные, ектении (ектения об оглашенных дополняется ектенией о готовящихся принять крещение в конце текущего Вел. поста: церковно-слав. «елицы к просвещению»), а также обряд причащения. П.Д.Л. содержит 4 библ. чтения (из Пятикнижия; учительных книг ВЗ; Апостола; Евангелия). Аналогом великого входа является перенесение преждеосвященных Даров с жертвенника на престол. Большинство иерейских молитв П.Д.Л. используется лишь на этом богослужении.

Дары для П.Д.Л. освящаются в предшествующее воскресенье. Для каждой из предстоящих П.Д.Л. освящается отдельный Агнец, который «напояется» (пропитывается) евхаристической Кровью Христовой и сохраняется в дарохранительнице; уже на П.Д.Л. происходит его преломление, после которого он раздробляется для причащения и его частицы всыпаются в чашу, наполненную вином, из которой священник обычным образом при помощи лжицы (ложки) причащает верных.

В римском обряде неполное евхарист. богослужение совершается только в Страстную пятницу. Для причащения используются Гостии, освященные на мессе, совершенной накануне. Этот обычай, возникший в Галлии в ранее Средневековье, был воспринят к IX в. Римом, откуда распространился на всем Западе и сохранился вплоть до наст. времени. Поскольку к эпохе зрелого Средневековья причащение мирян стало крайне редким, в нач. XIII в. Папа Иннокентий III ввел ограничение, в соответствии с которым причащаться на богослужении Страстной пятницы мог только предстоятель. Это правило действовало до 1950-х, когда Папа Пий XII, одобрив реформу богослужений Страстной недели, разрешил в Страстную пятницу общее причащение.

В течение мн. веков в лат. обряде та часть богослужения Страстной пятницы, во время которой происходило причащение, называлась П.Д.Л. (Missa рrаеsanctificatorum), однако в 1960-х в ходе реформирования Римского миссала данное название было выведено из употребления, а соответствующая часть богослужения Страстной пятницы стала именоваться просто причащением.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1738-1740.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 19 Ноября
    Dominica ante jejunium Kalendar. Novemb.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 205
    Сессий: 8
    Сейчас на сайте: 1





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017