К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Преждеосвящённых даров литургия
Преждеосвящённых
даров литургия (греч.
ή
Λειτουργία των Προηγιασμένων [Δώρων],
лат.Missa
praesanctificatorum [munerum])—
особое евхарист. богослужение, во время
которого не освящаются хлеб и вино, а
причащение осуществляется Св. Дарами,
освященными в один из предшествующих
дней на полной Божественной литургии.
П.Д.Л.
восходит к существовавшей в древности
практике причащения запасными Св. Дарами
в отсутствие возможности участвовать
в полном евхарист. богослужении, а также
в те дни, когда оно не совершалось. На
Востоке преобладал обычай не совершать
Божественную литургию в будни. Невозможным
представлялось и ее совершение в будни
Великого поста, поскольку всякая
Божественная литургия рассматривалась
как
празднование,
а это само по себе было несовместимо с
постом (во время Вел. поста полная
литургия совершалась только по субботам
и воскресеньям). Вместе с тем именно во
время Вел. поста верующие (особенно
монашествующие) ощущали наибольшую
потребность в постоянном подкреплении
дух. сил благодатной помощью Божией.
Отсюда в вост. монаш. среде складывались
различные обряды причащения
преждеосвященными Дарами, дополнявшие
те или иные службы суточного круга или
инкорпорировавшиеся в них.
В Византии
практика служения П.Д.Л. получила офиц.
одобрение Церкви к кон. VII в., когда была
закреплена 52-м правилом Трулльского
собора. В монастырях общежительного
устава П.Д.Л. первоначально служилась,
вероятно, во все будни Вел. поста, но
позже возможность ее совершения была
ограничена средами и пятницами периода
Четыредесятницы
(к которым со временем добавилось еще
неск. дней), а также с понедельника по
среду
Страстной седмицы.
Традиционно
визант. чинопоследование П.Д.Л. именуется
Литургией св. Григория Двоеслова. Однако
пока не удается обнаружить оснований
для того, чтобы связывать с Григорием
I Великим данный чин, тексты которого
примыкают к антиохийско-каппадокийскому
кругу. Одно из самых ранних толкований
П.Д.Л. принадлежит Феодору Студиту.
Структурно
визант. П.Д.Л. представляет собой
соединение вечерни с некоторыми
элементами Божественной литургии, в
числе которых
изобразительные,
ектении (ектения об оглашенных дополняется
ектенией о готовящихся принять крещение
в конце текущего Вел. поста: церковно-слав.
«елицы к просвещению»), а также обряд
причащения. П.Д.Л. содержит 4 библ. чтения
(из
Пятикнижия;
учительных книг ВЗ;
Апостола; Евангелия).
Аналогом
великого входа
является перенесение преждеосвященных
Даров с жертвенника на престол. Большинство
иерейских молитв П.Д.Л. используется
лишь на этом богослужении.
Дары для
П.Д.Л. освящаются в предшествующее
воскресенье. Для каждой из предстоящих
П.Д.Л. освящается отдельный Агнец, который
«напояется» (пропитывается) евхаристической
Кровью Христовой и сохраняется в
дарохранительнице; уже на П.Д.Л. происходит
его преломление, после которого он
раздробляется для причащения и его
частицы всыпаются в чашу, наполненную
вином, из которой священник обычным
образом при помощи
лжицы
(ложки) причащает верных.
В римском
обряде неполное евхарист. богослужение
совершается только в Страстную пятницу.
Для причащения используются Гостии,
освященные на мессе, совершенной
накануне. Этот обычай, возникший в Галлии
в ранее Средневековье, был воспринят к
IX в. Римом, откуда распространился на
всем Западе и сохранился вплоть до наст.
времени. Поскольку к эпохе зрелого
Средневековья причащение мирян стало
крайне редким, в нач. XIII в. Папа Иннокентий
III ввел ограничение, в соответствии с
которым причащаться на богослужении
Страстной пятницы мог только предстоятель.
Это правило действовало до 1950-х, когда
Папа Пий XII, одобрив реформу богослужений
Страстной недели, разрешил в Страстную
пятницу общее причащение.
В течение
мн. веков в лат. обряде та часть богослужения
Страстной пятницы, во время которой
происходило причащение, называлась
П.Д.Л. (Missa
рrаеsanctificatorum),
однако в 1960-х в ходе реформирования
Римского
миссала
данное название было выведено из
употребления, а соответствующая часть
богослужения Страстной пятницы стала
именоваться просто причащением.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1738-1740.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.