Пресвитерий - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Пресвитерий

Пресвитерий (лат. presbyterium) — в зап. христ. традиции алтарная часть храма, т.е. часть внутр. пространства храма, в которой расположены алтарь, а также, обычно, амвон и место предстоятеля; во время богослужения в П. находится духовенство. В вост. традициях аналогичная по своим функциям часть храма имеет др. названия (в славяно-визант. традиции именуется алтарем). Термин «П.» происходит из названия совокупности священников (пресвитеров), прежде всего, одной епархии, которые, пребывая в общении с епископом и между собой, являются его сотрудниками и советниками в осуществлении апост. миссии и служении таинств (ср. ККЦ 1567, 1595).

Выделение (поначалу функциональное) из общего молитвенного пространства особой сакральной зоны для совершения Евхаристии восходит к первым векам христианства и связано с подражанием устройству в.-з. скинии и Иерусалимского храма. Уже Игнатий Антиохийский описывает особое место П. как «сената епископа» в молитвенном собрании. В эпоху имп. Константина I возникло особое ограждение и оформление новой зоны, в которую и выделился П., включивший ряд базовых элементов, свойственных самым ранним этапам развития храма, но в новых условиях существенно изменившихся: синтрон (скамья для священнослужителей вдоль стены апсиды в одну или неск. ступеней с епископским троном в центре); «высокий» (т.е. главный) алтарь, или престол, изначально помещавшийся напротив синтрона.

В дальнейшем развитие литургии порождало все новые изменения в устройстве П. В VII—VIII вв. литургия сосредоточилась в вост. и центр, частях храма. Архитектура подчеркнула дистанцию между священством и мирянами.

На формирование алтарной части храма влияли и др. факторы: возраставшее почитание икон привело (особенно на Востоке) к появлению специальных стендов-проскинетариев, а в визант. традиции — к преобразованию алтарной преграды в иконостас.

Архитектурная организация П. на Западе сложилась уже в докаролингский период, когда П. занимал до 1/3 пространства базилики. Служба велась на одном алтаре, над которым ставился киворий, а рядом — амвон (кафедра) для чтения Евангелия; П. отделял от зала барьер (обычно резной), а в больших храмах к западу от алтаря имелся закрытый хор для поющих. В эпоху Каролингов П. уже тщательно планировали, в центре его ставили «высокий» алтарь (обычно над мощами святого); между дополнительными алтарями, разделенными преградами, установилась сложная иерархия, которая отвечала системе праздников и определяла последовательность литург. процессий (описана для Миланского собора ок. 745 и церкви в аббатстве Сен-Дени ок. 799 с упоминанием деталей оформления П.: колонн, арок, порталов, светильников из золота, серебра и слоновой кости). В церкви монастыря Санкт-Галлен (ок. 820) П. устроен особым образом: в него включено средокрестие (пересечение нефа с трансептом), огражденное барьером со скамьями для псалмопевцев, и крипта с саркофагом св. Галла, куда из П. вели лестницы.

В совр. катол. храмах лат. обряда П. должен быть отделен от остальной части храма, напр. ступенями (ср. Общее наставление к Римскому миссалу 2002, п. 295).

Л. Беляев

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1756-1757.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024