К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Пресвитерий
Пресвитерий
(лат. presbyterium)
— в зап. христ. традиции алтарная часть
храма, т.е. часть внутр. пространства
храма, в которой расположены алтарь, а
также, обычно, амвон и место предстоятеля;
во время богослужения в П. находится
духовенство. В вост. традициях аналогичная
по своим функциям часть храма имеет др.
названия (в славяно-визант. традиции
именуется
алтарем).
Термин «П.» происходит из названия
совокупности священников (пресвитеров),
прежде всего, одной епархии, которые,
пребывая в общении с епископом и между
собой, являются его сотрудниками и
советниками в осуществлении апост.
миссии и служении таинств (ср. ККЦ 1567,
1595).
Выделение
(поначалу функциональное) из общего
молитвенного пространства особой
сакральной зоны для совершения Евхаристии
восходит к первым векам христианства
и связано с подражанием устройству
в.-з.
скинии
и Иерусалимского храма. Уже Игнатий
Антиохийский описывает особое место
П. как «сената епископа» в молитвенном
собрании. В эпоху имп. Константина I
возникло особое ограждение и оформление
новой зоны, в которую и выделился П.,
включивший ряд базовых элементов,
свойственных самым ранним этапам
развития храма, но в новых условиях
существенно изменившихся: синтрон
(скамья для священнослужителей вдоль
стены апсиды в одну или неск. ступеней
с епископским троном в центре); «высокий»
(т.е. главный) алтарь, или престол,
изначально помещавшийся напротив
синтрона.
В дальнейшем
развитие литургии порождало все новые
изменения в устройстве П. В VII—VIII вв.
литургия сосредоточилась в вост. и
центр, частях храма. Архитектура
подчеркнула дистанцию между священством
и мирянами.
На
формирование алтарной части храма
влияли и др. факторы: возраставшее
почитание икон привело (особенно на
Востоке) к появлению специальных
стендов-проскинетариев,
а в визант. традиции — к преобразованию
алтарной преграды в иконостас.
Архитектурная
организация П. на Западе сложилась уже
в докаролингский период, когда П. занимал
до 1/3 пространства базилики. Служба
велась на одном алтаре, над которым
ставился киворий, а рядом — амвон
(кафедра) для чтения Евангелия; П. отделял
от зала барьер (обычно резной), а в больших
храмах к западу от алтаря имелся закрытый
хор для поющих. В эпоху Каролингов П.
уже тщательно планировали, в центре его
ставили «высокий» алтарь (обычно над
мощами святого); между дополнительными
алтарями, разделенными преградами,
установилась сложная иерархия, которая
отвечала системе праздников и определяла
последовательность литург. процессий
(описана для Миланского собора ок. 745 и
церкви в аббатстве Сен-Дени ок. 799 с
упоминанием деталей оформления П.:
колонн, арок, порталов, светильников из
золота, серебра и слоновой кости). В
церкви монастыря Санкт-Галлен (ок. 820)
П. устроен особым образом: в него включено
средокрестие (пересечение нефа с
трансептом), огражденное барьером со
скамьями для псалмопевцев, и крипта с
саркофагом св. Галла, куда из П. вели
лестницы.
В
совр. катол. храмах лат. обряда П. должен
быть отделен от остальной части храма,
напр. ступенями (ср.
Общее наставление к Римскому миссалу
2002, п. 295).
Л. Беляев
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1756-1757.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.