Пресуществление - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Пресуществление

Пресуществление (лат. transsubstantiatio) происходящее в таинстве Евхаристии изменение субстанций хлеба и вина в субстанции Тела и Крови Христа. С помощью концепции П. катол. богословие объясняет реальное присутствие Христа в Евхаристии как таинстве, объединяющем верующих в мистическом теле Христа и созидающем единство Церкви.

Уже Отцы Церкви писали, что в Евхаристии меняется сама природа хлеба и вина: они становятся Телом и Кровью Христа (см., напр., Иоанн Златоуст, О предательстве Иуды 1, 6; Амвросий Медиоланский, О тайнах 9, 50, 52). Учение о П. возникло в ср.-век. лат. богословии в связи с дискуссией о том, является ли присутствие Христа в Евхаристии реальным или только символическим. В XI в. последователем учения о символическом присутствии был Беренгарий Турский. В 1079 Рим. собор признал необходимым исповедовать веру в «субстанциальное превращение» евхарист. хлеба и вина в Тело и Кровь Христа (DH 700). В 1215 IV Латеранский собор использовал термин «П.» в своем исповедании веры (DH 802).

Широкое признание теория П. получила благодаря Фоме Аквинскому. Его учение о П. основывалось на аристотелевской метафизике, различающей во всякой вещи глубинную сущность (субстанцию) и внеш. свойства (акциденции). Согласно концепции Фомы Аквинского, после освящения даров субстанция хлеба пресуществляется в субстанцию Тела Христова, а субстанция вина — в субстанцию Крови Христовой; при этом акциденции, т.е. чувственно воспринимаемые свойства, хлеба и вина остаются неизменными: присутствие Тела и Крови Христа в Евхаристии «узнается отнюдь не с помощью чувств, а одной только верой, опирающейся на авторитет Бога» (Summa theologiaeIII, 75, 1). Такое понимание П. объясняло характерную для Зап. Церкви практику поклонения Св. Дарам не только во время мессы, но и после нее.

Такие деятели Реформации, как У. Цвингли и Ж. Кальвин, отрицали П. и реальное присутствие Христа в евхарист. хлебе и вине. М. Лютер утверждал реальное присутствие Христа в Св. Дарах во время литургии (но не после) и склонялся к илее консубстанциации, т.е. сосуществования субстанции Тела Христова с субстанцией хлеба. Тридентский собор подтвердил, что «посредством освящения субстанция хлеба полностью превращается в субстанцию Тела Христова, а субстанция вина — в субстанцию Крови Христовой; это превращение {conversio] Католическая Церковь справедливо и точно называет П.» (DH 1642; см. также DH 1651-54, 1656). С помощью концепции П. Тридентский собор подчеркнул буквальную истинность слов Христа, сказанных при установлении Евхаристии, когда Он, взяв хлеб, благословил, преломил и раздал его ученикам, сказав: «Сие есть Тело Мое», — а взяв чашу с вином, дал им пить со словами «Сия есть Кровь Моя» (Мк 14, 22-24). Объективное, вещественное превращение евхарист. даров, а не только изменение их значения для верующих подчеркивается и последующими документами Католической Церкви (Папа Пий VI, буллаAuctorem fideiпротив Пистойского синода, DH 2629; Папа Пий XII, энц. Humani generis, DH 3891).

В правосл. богословии частично была принята идея П. (греч. μετουσίωσις); вместо этого термина используется также слово «преложение» (μεταβολή, досл. «превращение, изменение»; термин употребляется с IV в.). Распространению термина «П.» в Вост. Церкви способствовали визант. имп. Михаил VIII Палеолог, Константиноп. патр. Геннадий II, а также правосл. полемисты XVII в., противодействовавшие кальвинистским тенденциям в учении патр. Кирилла I Лукариса. Позднее концепция П. была изложена в Православном исповедании кафолической и апостольской Церкви Восточной (1662) и в Послании патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723). В рус. богословии термин «П.» стал широко известен только к сер. XIX в., после того как вышеуказанные тексты были переведены на рус. язык. При этом правосл. богословы подчеркивают, что способ, которым Христос присутствует в Евхаристии, остается тайной веры и лежит за пределами рационального истолкования.

В философии Нового времени термин «субстанция» во многом потерял тот смысл, который имел в метафизике Средних веков. Во 2-й пол. XX в. некоторые катол. богословы предприняли попытки выразить веру в реальное присутствие Христа в Евхаристии на языке новых концепций — транссигнификации (transsignificatio досл. «перемена значения») и трансфинализации (transfinalisatio— досл. «перемена предназначения»). В отличие от традиционной терминологии субстанций/акциденций, одинаково приложимой как к личностям, так и к вещам, новые концепции подчеркивают необходимость трактовки Евхаристии в ключе межличностных отношений верующих с Богом и друг с другом: встреча с Иисусом Христом меняет человеч. восприятие реальности, придавая ей новое значение и новое предназначение. В энц. Mysterium fidei (1965) Папа Павел VI, признавая определенную полезность этих новых концепций для лучшего понимания Евхаристии верующими, тем не менее подчеркивает необходимость сохранения веры в реальное присутствие Христа в Св. Дарах, традиционно выражаемой с помощью учения о П.: новые концепции в лучшем случае дополняют традиционную, но не заменяют ее.

А. Доброер, А. Горелов

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1758-1760.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 29 Марта
    Feria VI. prime hebdomade. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 8890
    Сессий: 20
    Сейчас на сайте: 14





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024