Пресуществление - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Пресуществление
Пресуществление
(лат. transsubstantiatio)
—
происходящее
в таинстве Евхаристии изменение
субстанций хлеба и вина в субстанции
Тела и Крови Христа. С помощью концепции
П. катол. богословие объясняет реальное
присутствие Христа в Евхаристии как
таинстве, объединяющем верующих в
мистическом теле Христа и созидающем
единство Церкви.
Уже
Отцы Церкви писали, что в Евхаристии
меняется сама природа хлеба и вина: они
становятся Телом и Кровью Христа (см.,
напр., Иоанн Златоуст,
О предательстве Иуды
1, 6; Амвросий Медиоланский,
О тайнах
9, 50, 52). Учение о П. возникло в ср.-век.
лат. богословии в связи с дискуссией о
том, является ли присутствие Христа в
Евхаристии реальным или только
символическим. В XI в. последователем
учения о символическом присутствии был
Беренгарий Турский. В 1079 Рим. собор
признал необходимым исповедовать веру
в «субстанциальное превращение»
евхарист. хлеба и вина в Тело и Кровь
Христа (DH
700).
В 1215 IV Латеранский собор использовал
термин «П.» в своем исповедании веры
(DH
802).
Широкое
признание теория П. получила благодаря
Фоме Аквинскому. Его учение о П.
основывалось на аристотелевской
метафизике, различающей во всякой вещи
глубинную сущность (субстанцию) и внеш.
свойства (акциденции). Согласно концепции
Фомы Аквинского, после освящения даров
субстанция хлеба пресуществляется в
субстанцию Тела Христова, а субстанция
вина — в субстанцию Крови Христовой;
при этом акциденции, т.е. чувственно
воспринимаемые свойства, хлеба и вина
остаются неизменными: присутствие Тела
и Крови Христа в Евхаристии «узнается
отнюдь не с помощью чувств, а одной
только верой, опирающейся на авторитет
Бога» (Summa
theologiaeIII,
75, 1). Такое понимание П. объясняло
характерную для Зап. Церкви практику
поклонения Св. Дарам не только во время
мессы, но и после нее.
Такие
деятели Реформации, как У. Цвингли и Ж.
Кальвин, отрицали П. и реальное присутствие
Христа
в евхарист. хлебе и вине. М. Лютер утверждал
реальное присутствие Христа в Св. Дарах
во время литургии (но не после) и склонялся
к илее
консубстанциации,
т.е. сосуществования субстанции Тела
Христова с субстанцией хлеба. Тридентский
собор подтвердил, что «посредством
освящения субстанция хлеба полностью
превращается в субстанцию Тела Христова,
а субстанция вина — в субстанцию Крови
Христовой; это превращение {conversio]
Католическая Церковь справедливо и
точно называет П.» (DH
1642;
см. также DH
1651-54,
1656). С помощью концепции П. Тридентский
собор подчеркнул буквальную истинность
слов Христа, сказанных при установлении
Евхаристии, когда Он, взяв хлеб,
благословил, преломил и раздал его
ученикам, сказав: «Сие есть Тело Мое»,
— а взяв чашу с вином, дал им пить со
словами «Сия есть Кровь Моя» (Мк 14,
22-24). Объективное, вещественное превращение
евхарист. даров, а не только изменение
их значения для верующих подчеркивается
и последующими документами Католической
Церкви (Папа Пий VI, буллаAuctorem
fideiпротив
Пистойского синода, DH
2629;
Папа
Пий
XII, энц. Humani
generis,
DH 3891).
В
правосл. богословии частично была
принята идея П. (греч. μετουσίωσις);
вместо
этого термина используется также слово
«преложение» (μεταβολή,
досл.
«превращение, изменение»; термин
употребляется с IV в.). Распространению
термина «П.» в Вост. Церкви способствовали
визант. имп. Михаил VIII Палеолог,
Константиноп. патр. Геннадий II, а также
правосл. полемисты XVII в., противодействовавшие
кальвинистским тенденциям в учении
патр. Кирилла I Лукариса. Позднее концепция
П. была изложена в
Православном исповедании кафолической
и апостольской Церкви Восточной (1662)
и в
Послании патриархов Восточно-Кафолической
Церкви о православной вере
(1723). В рус. богословии термин «П.» стал
широко известен только к сер. XIX в., после
того как вышеуказанные тексты были
переведены на рус. язык. При этом правосл.
богословы подчеркивают, что способ,
которым Христос присутствует в Евхаристии,
остается тайной веры и лежит за пределами
рационального истолкования.
В
философии Нового времени термин
«субстанция» во многом потерял тот
смысл, который имел в метафизике Средних
веков. Во 2-й пол. XX в. некоторые катол.
богословы предприняли попытки выразить
веру в реальное присутствие Христа в
Евхаристии на языке новых концепций —
транссигнификации (transsignificatio
—
досл.
«перемена значения») и
трансфинализации (transfinalisatio—
досл. «перемена предназначения»). В
отличие от традиционной терминологии
субстанций/акциденций, одинаково
приложимой как к личностям, так и к
вещам, новые концепции подчеркивают
необходимость трактовки Евхаристии в
ключе межличностных отношений верующих
с Богом и друг с другом: встреча с Иисусом
Христом меняет человеч. восприятие
реальности, придавая ей новое значение
и новое предназначение. В энц. Mysterium
fidei (1965)
Папа Павел VI, признавая определенную
полезность этих новых концепций для
лучшего понимания Евхаристии верующими,
тем не менее подчеркивает необходимость
сохранения веры в реальное присутствие
Христа в Св. Дарах, традиционно выражаемой
с помощью учения о П.: новые концепции
в лучшем случае дополняют традиционную,
но не заменяют ее.
А. Доброер,
А. Горелов
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1758-1760.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Четверг, 26 Декабря Ближайшее празднование:
Dominica V. Adventus Domini
29 Декабря (осталось 3 дня)
Календарь
|