Преображение Господне - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Преображение Господне

Преображение Господне (греч. ή Μεταμόρφωσις του Κυρίου, лат. Tranfiguratio Domini) — одно из описанных в Евангелиях событий земной жизни Иисуса Христа, а также церк. праздник в воспоминание этого события.

Еванг. событие. Повествование о П.Г. содержится во всех синоптических Евангелиях (Мф 17, 1-13; Мк 9, 2-13; Лк 9, 28-36); упоминание о нем присутствует также в 2 Петр 1, 16-18. Христос, приведя трех избранных Им свидетелей — апп. Петра, Иакова (Старшего) и Иоанна — на высокую гору (последующая христ. традиция отождествляла ее с горой Фавор в Галилее), преобразился перед ними: Его лицо и одежда стали ослепительно сияющими; рядом с Ним явились пророки Моисей и Илия, говоря «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9, 31); их осенило облако, и голос с неба произнес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте» (Лк 9, 35).

В тексте Евангелий событие П.Г. связано с исповеданием Петром Иисуса как Христа, Сына Бога Живого (Мф 16, 16); после этого исповедания Иисус «начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать... и быть убиту, и в третий день воскреснуть», но Пётр, как и др. ученики, отвергал эту весть (Мф 16, 21-22). Поэтому «на мгновение Иисус, открывая Свою Божественную славу, подтверждает тем самым исповедание веры Петра. Он также показывает, что для того, чтобы «войти в славу Свою» (Лк 24, 26), Ему надлежит пройти крестный путь в Иерусалиме. Моисей и Илия видели Славу Божию на горе; Закон и Пророки возвестили страдания Мессии. Страсти Иисуса воистину отражают волю Божию: Сын действует как Отрок Господень. Облако указывает на присутствие Святого Духа» (ККЦ 555). Церк. традиция видит в П.Г. знак, предвещающий грядущее прославление человечества, участвующего в Воскресении Иисуса Христа, Который «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп 3, 21).

В визант. традиции событие П.Г. и т.н. Фаворский свет имеют очень важное богосл. значение, в т.ч. в исихазме. В XX в. эта богосл. концепция нашла отклик и на катол. Западе (ср. энц. Папы Иоанна Павла II Orientale lumeti,16).

Церк. праздник. Празднование П.Г. известно в Византии по меньшей мере с кон. VI в. Закрепившаяся в большинстве литург. традиций дата празднования (6 августа), вероятно, связана с днем освящения базилики на горе Фавор, воздвигнутой в 570. В визант. обряде П.Г. относится к числу двунадесятых праздников. В этот день принято освящать первые плоды: у греков — виноград, в России — яблоки (отсюда рус. название праздника — Яблочный Спас).

На Западе празднование П.Г. распространилось к X в. Его дата в разных регионах варьировалась. Папа Каликст III ввел его в общий календарь в честь победы над турками под Белградом 6.08.1456, закрепив за ним день 6 августа. В наст, время П.Г. в рим. обряде чтится в ранге праздника. Воспоминанию П.Г. как события, предвосхитившего Страсти Христовы, в рим. традиции посвящается также 2-е воскресенье Великого поста.

В армян, обряде П.Г. празднуется в 7-е воскресение после Пятидесятницы и называется Вартавар (название, по-видимому, перешедшее от какого-то языческого праздника, который был еще в древности замещен П.Г.).

П. Сахаров

Иконография Преображения Господня формировалась на основе описания этого события в синоптических Евангелиях. Наиболее ранними изображениями считаются мозаики храма Свв. Нерея и Ахиллея в Риме (V в.) и мон. Св. Екатерины на Синае (ок. 565-566). Синайская мозаика — иконогр. прототип более поздних образцов — не столько повествует о событии, сколько символически обозначает его. Фигура вознесенного от земли Христа, заключенная в мандорлу, расположена в центре композиции; у Его ног — коленопреклоненные апостолы Иоанн и Иаков с воздетыми руками и Пётр, павший ниц; по бокам — стоящие фигуры Илии и Моисея. Имена всех участников события (кроме Христа) подписаны. Конкретное пространство не обозначено (это традиционный для визант. мозаик золотой фон), в результате фигуры пророков оказываются рядом с апостолами, а не с преображенным Спасителем.

В дальнейшем иконогр. традиция (как на Востоке, так и на Западе) серьезно изменилась в сторону усиления нарративности. В визант. живописи к сер. XII в. сложилась устойчивая композиционная схема с четкой дифференциацией двух пространственных уровней. Верхний уровень занят фигурами Христа и пророков; здесь появилось изображение горы Фавор, над которой возносится Спаситель. Исходящий от Него свет обозначен, как правило, не только мандорлой и нимбом, но и четырьмя пересекающимися лучами: два из них образуют крест — возможно, это намек на диалог Иисуса с пророками «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9, 31). Подобной символикой также обладает использующийся в отд. случаях красный цвет фона (икона XII в., ГЭ). Пророки изображены стоящими на боковых склонах горы, причем только Илия имеет вид старца. Моисей обычно держит в руке кодекс — персональный атрибут, символизирующий закон, полученный им от Бога на горе Синай (мозаическая икона 1-й пол. XII в., Лувр, Париж). Нижняя зона пространства — подножие Фавора с фигурами апостолов. В памятниках XII в., как правило, в центре помещен павший ниц юный Иоанн, а по бокам — коленопреклоненные Пётр и Иаков. С XIII в. в боковых частях стали появляться уменьшенные в размерах изображения Иисуса с 3 апостолами, восходящих на гору (слева) и спускающихся с горы (справа): миниатюра из Евангелия (кон. XIII в., Иверский мон., Афон); икона мастерской Феофана Грека (кон. XIV в., ГТГ). Памятники XIV в. содержат нюансы, усиливающие мистическую и эмоциональную стороны повествования: апостолы изображены падающими на спину или летящими с горы вниз головой (ср. Мф 17, 6), колорит (под влиянием богословия исихазма) построен на резком контрасте белых одеяний Христа с общей цветовой гаммой, осн. на темно-охристых тонах (мозаика храма Свв. Апостолов в Салониках, 1312-15; фреска храма Успения Богородицы на Волотовом поле в Новгороде, 1380-е).

В зап. искусстве иконография П.Г. сложилась под влиянием визант. традиции, повлиявшей на развитие книжной миниатюры Каролингского возрождения и живописи ряда итал. школ ΧΙΙ-ΧΙΙΙ вв. Наиболее важные иконогр. новации демонстрировали итал. мастера эпохи Возрождения. На фреске Беато Анджелико из монастыря Св. Марка во Флоренции (1440-41) в изображениях пророков видны только головы: фигуры словно растворились в сияющем золотом пространстве. Между пророками и апостолами помещены Дева Мария и св. Доминик. Поза Иисуса с распростертыми руками, — намек на грядущее распятие. Фигура св. Доминика указывает на возможность дух. приобщения молящегося к событию через медитацию. В картинах Джованни Беллини Преображение Господне (1455-60, Музей Коррер, Венеция; 1480-85, Музей Каподимонте, Неаполь) важную роль играет пейзаж, создающий атмосферу эмоциональной гармонии и покоя. Иконогр. решение опирается на Евангелие от Луки: апостолы в обоих вариантах представлены пробуждающимися от сна (ср. Лк 9, 32). Наиболее сложна интерпретация Рафаэля (1520, Пинакотека Ватикана, завершена Джулио Романо и Джованни Пенни). В рамках одного произведения параллельно показаны чудо П.Г. и диалог учеников Христа с отцом беснующегося отрока, которого они не могут исцелить (ср. Мф 17, 16; Мк 9, 17-18; Лк 9, 38-40). Драматичная сцена диалога в нижней части картины глубоко контрастна событиям на вершине горы Фавор, где над полулежащими фигурами Петра, Иоанна и Иакова вознесены в небеса Иисус и пророки. Связующее звено между двумя эпизодами — жесты апостолов, указывающих на Христа, отстраненного и от пророков, и от происходящего на земле. В результате тема П.Г. теряет самодостаточность: она лишь повод для передачи субъективных дух. ощущений автора и его размышлений о тайне диалога человека с Богом. Важным иконогр. новшеством XVI в. следует считать изображение в рамках традиционной композиции благословляющего Бога Отца в алтарной картине Герарда Давида для собора Богоматери в Брюгге (1503). Тем самым сделана попытка акцентировать внимание на словах Отца о Сыне (Лк 9, 35; Мк 9, 7; Мф 17, 5), т.е. на моменте, наиболее трудно поддающемся изображению.

Н. Боровская

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1748-1752.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 19 Апреля
    Feria VI Dominice IV. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 2595
    Сессий: 2
    Сейчас на сайте: 9





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024