Преображение Господне - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Преображение Господне

Преображение Господне (греч. ή Μεταμόρφωσις του Κυρίου, лат. Tranfiguratio Domini) — одно из описанных в Евангелиях событий земной жизни Иисуса Христа, а также церк. праздник в воспоминание этого события.

Еванг. событие. Повествование о П.Г. содержится во всех синоптических Евангелиях (Мф 17, 1-13; Мк 9, 2-13; Лк 9, 28-36); упоминание о нем присутствует также в 2 Петр 1, 16-18. Христос, приведя трех избранных Им свидетелей — апп. Петра, Иакова (Старшего) и Иоанна — на высокую гору (последующая христ. традиция отождествляла ее с горой Фавор в Галилее), преобразился перед ними: Его лицо и одежда стали ослепительно сияющими; рядом с Ним явились пророки Моисей и Илия, говоря «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9, 31); их осенило облако, и голос с неба произнес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте» (Лк 9, 35).

В тексте Евангелий событие П.Г. связано с исповеданием Петром Иисуса как Христа, Сына Бога Живого (Мф 16, 16); после этого исповедания Иисус «начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать... и быть убиту, и в третий день воскреснуть», но Пётр, как и др. ученики, отвергал эту весть (Мф 16, 21-22). Поэтому «на мгновение Иисус, открывая Свою Божественную славу, подтверждает тем самым исповедание веры Петра. Он также показывает, что для того, чтобы «войти в славу Свою» (Лк 24, 26), Ему надлежит пройти крестный путь в Иерусалиме. Моисей и Илия видели Славу Божию на горе; Закон и Пророки возвестили страдания Мессии. Страсти Иисуса воистину отражают волю Божию: Сын действует как Отрок Господень. Облако указывает на присутствие Святого Духа» (ККЦ 555). Церк. традиция видит в П.Г. знак, предвещающий грядущее прославление человечества, участвующего в Воскресении Иисуса Христа, Который «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп 3, 21).

В визант. традиции событие П.Г. и т.н. Фаворский свет имеют очень важное богосл. значение, в т.ч. в исихазме. В XX в. эта богосл. концепция нашла отклик и на катол. Западе (ср. энц. Папы Иоанна Павла II Orientale lumeti,16).

Церк. праздник. Празднование П.Г. известно в Византии по меньшей мере с кон. VI в. Закрепившаяся в большинстве литург. традиций дата празднования (6 августа), вероятно, связана с днем освящения базилики на горе Фавор, воздвигнутой в 570. В визант. обряде П.Г. относится к числу двунадесятых праздников. В этот день принято освящать первые плоды: у греков — виноград, в России — яблоки (отсюда рус. название праздника — Яблочный Спас).

На Западе празднование П.Г. распространилось к X в. Его дата в разных регионах варьировалась. Папа Каликст III ввел его в общий календарь в честь победы над турками под Белградом 6.08.1456, закрепив за ним день 6 августа. В наст, время П.Г. в рим. обряде чтится в ранге праздника. Воспоминанию П.Г. как события, предвосхитившего Страсти Христовы, в рим. традиции посвящается также 2-е воскресенье Великого поста.

В армян, обряде П.Г. празднуется в 7-е воскресение после Пятидесятницы и называется Вартавар (название, по-видимому, перешедшее от какого-то языческого праздника, который был еще в древности замещен П.Г.).

П. Сахаров

Иконография Преображения Господня формировалась на основе описания этого события в синоптических Евангелиях. Наиболее ранними изображениями считаются мозаики храма Свв. Нерея и Ахиллея в Риме (V в.) и мон. Св. Екатерины на Синае (ок. 565-566). Синайская мозаика — иконогр. прототип более поздних образцов — не столько повествует о событии, сколько символически обозначает его. Фигура вознесенного от земли Христа, заключенная в мандорлу, расположена в центре композиции; у Его ног — коленопреклоненные апостолы Иоанн и Иаков с воздетыми руками и Пётр, павший ниц; по бокам — стоящие фигуры Илии и Моисея. Имена всех участников события (кроме Христа) подписаны. Конкретное пространство не обозначено (это традиционный для визант. мозаик золотой фон), в результате фигуры пророков оказываются рядом с апостолами, а не с преображенным Спасителем.

В дальнейшем иконогр. традиция (как на Востоке, так и на Западе) серьезно изменилась в сторону усиления нарративности. В визант. живописи к сер. XII в. сложилась устойчивая композиционная схема с четкой дифференциацией двух пространственных уровней. Верхний уровень занят фигурами Христа и пророков; здесь появилось изображение горы Фавор, над которой возносится Спаситель. Исходящий от Него свет обозначен, как правило, не только мандорлой и нимбом, но и четырьмя пересекающимися лучами: два из них образуют крест — возможно, это намек на диалог Иисуса с пророками «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9, 31). Подобной символикой также обладает использующийся в отд. случаях красный цвет фона (икона XII в., ГЭ). Пророки изображены стоящими на боковых склонах горы, причем только Илия имеет вид старца. Моисей обычно держит в руке кодекс — персональный атрибут, символизирующий закон, полученный им от Бога на горе Синай (мозаическая икона 1-й пол. XII в., Лувр, Париж). Нижняя зона пространства — подножие Фавора с фигурами апостолов. В памятниках XII в., как правило, в центре помещен павший ниц юный Иоанн, а по бокам — коленопреклоненные Пётр и Иаков. С XIII в. в боковых частях стали появляться уменьшенные в размерах изображения Иисуса с 3 апостолами, восходящих на гору (слева) и спускающихся с горы (справа): миниатюра из Евангелия (кон. XIII в., Иверский мон., Афон); икона мастерской Феофана Грека (кон. XIV в., ГТГ). Памятники XIV в. содержат нюансы, усиливающие мистическую и эмоциональную стороны повествования: апостолы изображены падающими на спину или летящими с горы вниз головой (ср. Мф 17, 6), колорит (под влиянием богословия исихазма) построен на резком контрасте белых одеяний Христа с общей цветовой гаммой, осн. на темно-охристых тонах (мозаика храма Свв. Апостолов в Салониках, 1312-15; фреска храма Успения Богородицы на Волотовом поле в Новгороде, 1380-е).

В зап. искусстве иконография П.Г. сложилась под влиянием визант. традиции, повлиявшей на развитие книжной миниатюры Каролингского возрождения и живописи ряда итал. школ ΧΙΙ-ΧΙΙΙ вв. Наиболее важные иконогр. новации демонстрировали итал. мастера эпохи Возрождения. На фреске Беато Анджелико из монастыря Св. Марка во Флоренции (1440-41) в изображениях пророков видны только головы: фигуры словно растворились в сияющем золотом пространстве. Между пророками и апостолами помещены Дева Мария и св. Доминик. Поза Иисуса с распростертыми руками, — намек на грядущее распятие. Фигура св. Доминика указывает на возможность дух. приобщения молящегося к событию через медитацию. В картинах Джованни Беллини Преображение Господне (1455-60, Музей Коррер, Венеция; 1480-85, Музей Каподимонте, Неаполь) важную роль играет пейзаж, создающий атмосферу эмоциональной гармонии и покоя. Иконогр. решение опирается на Евангелие от Луки: апостолы в обоих вариантах представлены пробуждающимися от сна (ср. Лк 9, 32). Наиболее сложна интерпретация Рафаэля (1520, Пинакотека Ватикана, завершена Джулио Романо и Джованни Пенни). В рамках одного произведения параллельно показаны чудо П.Г. и диалог учеников Христа с отцом беснующегося отрока, которого они не могут исцелить (ср. Мф 17, 16; Мк 9, 17-18; Лк 9, 38-40). Драматичная сцена диалога в нижней части картины глубоко контрастна событиям на вершине горы Фавор, где над полулежащими фигурами Петра, Иоанна и Иакова вознесены в небеса Иисус и пророки. Связующее звено между двумя эпизодами — жесты апостолов, указывающих на Христа, отстраненного и от пророков, и от происходящего на земле. В результате тема П.Г. теряет самодостаточность: она лишь повод для передачи субъективных дух. ощущений автора и его размышлений о тайне диалога человека с Богом. Важным иконогр. новшеством XVI в. следует считать изображение в рамках традиционной композиции благословляющего Бога Отца в алтарной картине Герарда Давида для собора Богоматери в Брюгге (1503). Тем самым сделана попытка акцентировать внимание на словах Отца о Сыне (Лк 9, 35; Мк 9, 7; Мф 17, 5), т.е. на моменте, наиболее трудно поддающемся изображению.

Н. Боровская

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1748-1752.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024