К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Преображение Господне
Преображение
Господне
(греч. ή
Μεταμόρφωσις του Κυρίου, лат. Tranfiguratio
Domini)
— одно из описанных в Евангелиях событий
земной жизни Иисуса Христа, а также
церк. праздник в воспоминание этого
события.
Еванг.
событие.
Повествование о П.Г. содержится во всех
синоптических Евангелиях (Мф 17, 1-13; Мк
9, 2-13; Лк
9,
28-36); упоминание о нем присутствует также
в 2 Петр 1, 16-18. Христос, приведя трех
избранных Им свидетелей — апп. Петра,
Иакова (Старшего) и Иоанна — на высокую
гору (последующая христ. традиция
отождествляла ее с горой Фавор в Галилее),
преобразился перед ними: Его лицо и
одежда стали ослепительно сияющими;
рядом с Ним явились пророки Моисей и
Илия, говоря «об исходе Его, который Ему
надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк
9, 31); их осенило облако, и голос с неба
произнес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный;
Его слушайте» (Лк 9, 35).
В
тексте Евангелий событие П.Г. связано
с исповеданием Петром Иисуса как Христа,
Сына Бога Живого (Мф 16, 16); после этого
исповедания Иисус «начал открывать
ученикам Своим, что Ему должно идти в
Иерусалим и много пострадать... и быть
убиту, и в третий день воскреснуть», но
Пётр, как и др. ученики, отвергал эту
весть (Мф 16, 21-22). Поэтому «на мгновение
Иисус, открывая Свою Божественную славу,
подтверждает тем самым исповедание
веры Петра. Он также показывает, что для
того, чтобы «войти в славу Свою» (Лк 24,
26), Ему надлежит пройти крестный путь в
Иерусалиме. Моисей и Илия видели Славу
Божию на горе; Закон и Пророки возвестили
страдания Мессии. Страсти Иисуса воистину
отражают волю Божию: Сын действует как
Отрок Господень. Облако указывает на
присутствие Святого Духа» (ККЦ 555). Церк.
традиция видит в П.Г. знак, предвещающий
грядущее прославление человечества,
участвующего в Воскресении Иисуса
Христа, Который «уничиженное тело наше
преобразит так, что оно будет сообразно
славному телу Его» (Флп 3, 21).
В визант.
традиции событие П.Г. и т.н.
Фаворский свет
имеют очень важное богосл. значение, в
т.ч. в исихазме. В XX в. эта богосл. концепция
нашла отклик и на катол. Западе (ср. энц.
Папы Иоанна Павла II
Orientale
lumeti,16).
Церк.
праздник.
Празднование П.Г. известно в Византии
по меньшей мере с кон. VI в. Закрепившаяся
в большинстве литург. традиций дата
празднования (6 августа), вероятно,
связана с днем освящения базилики на
горе Фавор, воздвигнутой в 570. В визант.
обряде П.Г. относится к числу двунадесятых
праздников. В этот день принято освящать
первые плоды: у греков — виноград, в
России — яблоки (отсюда рус. название
праздника — Яблочный
Спас).
На Западе
празднование П.Г. распространилось к X
в. Его дата в разных регионах варьировалась.
Папа Каликст III ввел его в общий календарь
в честь победы над турками под Белградом
6.08.1456, закрепив за ним день 6 августа. В
наст, время П.Г. в рим. обряде чтится в
ранге праздника. Воспоминанию П.Г. как
события, предвосхитившего Страсти
Христовы, в рим. традиции посвящается
также 2-е воскресенье Великого поста.
В армян,
обряде П.Г. празднуется в 7-е воскресение
после Пятидесятницы и называется
Вартавар (название, по-видимому, перешедшее
от какого-то языческого праздника,
который был еще в древности замещен
П.Г.).
П.
Сахаров
Иконография
Преображения Господня
формировалась на основе описания этого
события в синоптических Евангелиях.
Наиболее ранними изображениями считаются
мозаики храма Свв. Нерея и Ахиллея в
Риме (V в.) и мон. Св. Екатерины на Синае
(ок. 565-566). Синайская мозаика — иконогр.
прототип более поздних образцов — не
столько повествует о событии, сколько
символически обозначает его. Фигура
вознесенного от земли Христа, заключенная
в мандорлу, расположена в центре
композиции; у Его ног — коленопреклоненные
апостолы Иоанн и Иаков с воздетыми
руками и Пётр, павший ниц; по бокам —
стоящие фигуры Илии и Моисея. Имена всех
участников события (кроме Христа)
подписаны. Конкретное пространство не
обозначено (это традиционный для визант.
мозаик золотой фон), в результате фигуры
пророков оказываются рядом с апостолами,
а не с преображенным Спасителем.
В дальнейшем
иконогр. традиция (как на Востоке, так
и на Западе) серьезно изменилась в
сторону усиления нарративности. В
визант. живописи к сер. XII в. сложилась
устойчивая композиционная схема с
четкой дифференциацией двух пространственных
уровней. Верхний уровень занят фигурами
Христа и пророков; здесь появилось
изображение горы Фавор, над которой
возносится Спаситель. Исходящий от Него
свет обозначен, как правило, не только
мандорлой и нимбом, но и четырьмя
пересекающимися лучами: два из них
образуют крест — возможно, это намек
на диалог Иисуса с пророками «об исходе
Его, который Ему надлежало совершить в
Иерусалиме» (Лк 9, 31). Подобной символикой
также обладает использующийся в отд.
случаях красный цвет фона (икона XII в.,
ГЭ). Пророки изображены стоящими на
боковых склонах горы, причем только
Илия имеет вид старца. Моисей обычно
держит в руке кодекс — персональный
атрибут, символизирующий закон, полученный
им от Бога на горе Синай (мозаическая
икона 1-й пол. XII в., Лувр, Париж). Нижняя
зона пространства — подножие Фавора с
фигурами апостолов. В памятниках XII в.,
как правило, в центре помещен павший
ниц юный Иоанн, а по бокам — коленопреклоненные
Пётр и Иаков. С XIII в. в боковых частях
стали появляться уменьшенные в размерах
изображения Иисуса с 3 апостолами,
восходящих на гору (слева) и спускающихся
с горы (справа): миниатюра из Евангелия
(кон. XIII в., Иверский мон., Афон); икона
мастерской Феофана Грека (кон. XIV в.,
ГТГ). Памятники XIV в. содержат нюансы,
усиливающие мистическую и эмоциональную
стороны повествования: апостолы
изображены падающими на спину или
летящими с горы вниз головой (ср. Мф 17,
6), колорит (под влиянием богословия
исихазма) построен на резком контрасте
белых одеяний Христа с общей цветовой
гаммой, осн. на темно-охристых тонах
(мозаика храма Свв. Апостолов в Салониках,
1312-15; фреска храма Успения Богородицы
на Волотовом поле в Новгороде, 1380-е).
В зап. искусстве
иконография П.Г. сложилась под влиянием
визант. традиции, повлиявшей на развитие
книжной миниатюры Каролингского
возрождения и живописи ряда итал. школ
ΧΙΙ-ΧΙΙΙ
вв.
Наиболее важные иконогр. новации
демонстрировали итал. мастера эпохи
Возрождения. На фреске Беато Анджелико
из монастыря Св. Марка во Флоренции
(1440-41) в изображениях пророков видны
только головы: фигуры словно растворились
в сияющем золотом пространстве. Между
пророками и апостолами помещены Дева
Мария и св. Доминик. Поза Иисуса с
распростертыми руками, — намек на
грядущее распятие. Фигура св. Доминика
указывает на возможность дух. приобщения
молящегося к событию через медитацию.
В картинах Джованни Беллини
Преображение Господне
(1455-60, Музей Коррер, Венеция; 1480-85, Музей
Каподимонте, Неаполь) важную роль играет
пейзаж, создающий атмосферу эмоциональной
гармонии и покоя. Иконогр. решение
опирается на Евангелие от Луки: апостолы
в обоих вариантах представлены
пробуждающимися от сна (ср. Лк 9, 32).
Наиболее сложна интерпретация Рафаэля
(1520, Пинакотека Ватикана, завершена
Джулио Романо и Джованни Пенни). В рамках
одного произведения параллельно показаны
чудо П.Г. и диалог учеников Христа с
отцом беснующегося отрока, которого
они не могут исцелить (ср. Мф 17, 16; Мк 9,
17-18; Лк 9, 38-40). Драматичная сцена диалога
в нижней части картины глубоко контрастна
событиям на вершине горы Фавор, где над
полулежащими фигурами Петра, Иоанна и
Иакова вознесены в небеса Иисус и
пророки. Связующее звено между двумя
эпизодами — жесты апостолов, указывающих
на Христа, отстраненного и от пророков,
и от происходящего на земле. В результате
тема П.Г. теряет самодостаточность: она
лишь повод для передачи субъективных
дух. ощущений автора и его размышлений
о тайне диалога человека с Богом. Важным
иконогр. новшеством XVI в. следует считать
изображение в рамках традиционной
композиции благословляющего Бога Отца
в алтарной картине Герарда Давида для
собора Богоматери в Брюгге (1503). Тем
самым сделана попытка акцентировать
внимание на словах Отца о Сыне (Лк 9, 35;
Мк 9, 7; Мф 17, 5), т.е. на моменте, наиболее
трудно поддающемся изображению.
Н. Боровская
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1748-1752.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.