К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Преломление хлеба
Преломление
хлеба
(греч. ή
κλάσις του άρτου, лат. fractio
panis) —
обряд преломления евхарист. Хлеба во
время Божественной литургии.
В
Евангелиях описывается ряд эпизодов,
где Иисус Христос преломляет хлеб, напр.
во время чуда умножения хлебов (Мк 8, 6;
Мф 14, 19; Лк 9, 16), при встрече (после Своего
воскресения) с учениками в Эммаусе (Лк
24, 30); однако новым смыслом этот Его жест
наполнился на Тайной вечере, при
установлении таинства Евхаристии (Мф
26, 26; Мк 14, 22; Лк 22, 19; 1 Кор 11, 24). Словосочетание
«П.х.» стало первым названием этого
таинства, как явствует из Деяний апостолов
(Деян 2, 42; 20, 7; ср. Деян 2, 46).
Обряд
П.х. был сохранен во всех литург. традициях
и в каждой из них со временем приобрел
собственные особенности, однако во всех
он совершается непосредственно перед
причащением.
В
византийском обряде евхарист. Хлеб
(Агнец), заранее надрезанный таким
образом, чтобы его удобнее было преломить,
делится священником на 4 части; после
этого священник влагает одну из частей
в чашу с Кровью Христовой, второй
причащается сам вместе с сослужащими,
а две другие разрезает на мелкие части
и погружает в чашу с Кровью Христовой,
из которой затем причащает верующих.
В
римском обряде закрепился обычай
преломлять Гостию, разделяя ее на 3
части, одну из которых (подобно практике
визант. и мн. др. литург. обрядов) священник
опускает в чашу, а остальные использует
для причащения. Во время П.х. поется
краткая литания
Agnus
Dei (Агнец
Божий).
Наиболее
сложный вид П.х. обрело в мозарабском
обряде, где оно предваряет собою
Молитву Господню:
Гостия разделяется на 9 частей,
последовательно располагаемых на патене
в форме креста, при этом каждая часть
знаменует одну из тайн жизни Иисуса
Христа от Боговоплощения до воскресения.
В мозарабском обряде, как и в амвросианском,
во время П.х. звучит изменяемое песнопение,
предписанное частным последованием:
соответственно,
Cantus
ad confractionem или
Confractorium.
Католическая
Церковь подчеркивает важное значение
обряда П.х.: «Жест преломления Хлеба,
совершенный Христом на Тайной вечере,
который в апостольские времена дал
название всему евхаристическому
богослужению, знаменует то, что многие,
причащаясь от единого Хлеба, который
есть Христос, составляют одно тело (1
Кор 10, 17)»
(Общее наставление к Римскому миссалу
2002, п. 83).
Хотя
в соответствии со сложившейся практикой
лат. обряда для причащения верующих
используются малые
Гостии, рекомендуется, «чтобы хоть
несколько частиц евхаристического
Хлеба, происходящих от преломления,
преподавались хоть нескольким верным
при причащении» (наставление Конгр.
богослужения и таинств
Redemptionis
Sacramentum от
24.04.2004, п. 49).
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1741-1742.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.