Префация - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Префация

Префация (лат. praefatio) — традиционное название вводного раздела евхаристической молитвы в римском и амвросианском обрядах; в литургике иногда используется для обозначения первого раздела любой анафоры.

Происхождение термина «П.» неясно (ввиду чего перевод его на рус. язык как «предначинание» представляется спорным). Есть все основания предполагать, что он восходит к лат. глаголу praefor (praefari) в значении «провозглашать во всеуслышание». Вместе с тем в галликанском обряде слово praefatio обозначало своего рода предварительный комментарий в начале священнодействия и, возможно, оттуда пришло в этом значении в рим. литург. практику как своего рода введение в евхарист. Канон.

П. предваряется диалогом предстоятеля с народом (как правило, включающим благословение, призывы вознести сердца и возблагодарить Господа, а также ответы народа на каждый из соответствующих возгласов) и завершается общим возглашением «Свят, Свят, Свят» (Sanctus), выражающим единение евхарист. собрания с небесными силами.

Будучи ответом на призыв возблагодарить Господа, П. является непосредственным выражением благодарения Богу Отцу за дело спасения, произносимым священником от лица всего народа.

В отличие от вост. литург. традиций, где каждая анафора содержит собственный неизменный текст П., в зап. традициях с древности имеет место вариативность П. Высказывались предположения, что это (как и изменяемость др. мест зап. анафор) свидетельствует о долгом сохранении права священника импровизировать текст в этих разделах, что давало возможность раскрывать различные аспекты единственной спасительной тайны. Несмотря на тенденцию к унификации богослужения рим. обряда в Средневековье, П. долго оставалась в нем в числе разделов, допускавших возможность варьирования.

Т.н. Сакраментарий св. Льва (или Веронский сакраментарий) нач. VII в. содержит 267 П. для разных дней и периодов литургического года (в т.ч. 8 — для праздника Рождества Христова, 28 — для праздника свв. Петра и Павла и т.п.). В т.н. Древнем сакраментарии Гелазия нач. VIII в. — 54 П.; в более поздних редакциях Сакраменшария Гелазия их число приближается к 200. В конце X в. канонист Бурхард Вормсский свел число допустимых П. к 9, однако декрет не имел практических результатов: в местных -шиссалах оставалось множество П. (иногда более 300). Впоследствии в Римском миссале 1570 осталось только 10 П., но в местном употреблении по-прежнему было много др. П. и добавлялись новые (некоторые стали вводиться и в более поздние редакции Римского миссала).

Несмотря на постепенной переход в кон. I тыс. к тайному чтению евхарист. канона, П. на Западе неизменно оставалась той его частью, которая в певшейся мессе произносилась, как и в древности, во всеуслышание, нараспев (в отличие от большинства вост. литургий, где она, напротив, стала в осн. произноситься тайно).

В галликанском, мозарабском и амвросианском обрядах каждое частное последование имело собственную П. В галликанском обряде этот раздел анафоры назывался immolatio (досл. «жертвоприношение»), или contestatio («свидетельство», «заявление», «мольба»), в мозарабском — illatio («возношение», что является прямым соответствием греч. слову αναφορά).

В результате литургической реформы после II Ватиканского собора число П. в рим. обряде было заметно увеличено (86 в Римском миссале 2002) благодаря восстановлению забытых текстов рим. и др. зап. литург. традиций, а также создания новых.

П. в рим. обряде имеет четкую трехчастную структуру: 1) протокол, которым открывается благодарение, воздаваемое Богу Отцу; 2) эмболизм, выражающий конкретный аспект благодарения, в т.ч. в связи со вспоминаемой тайной спасения или празднуемым событием; 3) эсхатокол, напоминающий о связи совершаемого земного богослужения с небесной литургией и обеспечивающий смысловой переход к возглашению Sanctus. Вариативность протоколов и эсхатоколов сравнительно невелика; эмболизм, напротив, уникален для каждой отдельной П.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1760-1761.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024