Праздник - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Праздник

Праздник (евр. ЕВР, греч. έοργή, лат. festum), в общем значении — особый день в году, посвященный ч.-л. или к.-л. и, как правило, связанный с проявлениями радости; в узком значении — средняя степень литург. празднования (ниже торжества, но выше литург. памяти) в совр. церк. календаре римского обряда.

С древности слова, обозначавшие П. (греч. έορτή, έορτασμός; лат. festum, celebratio), использовались в различных языках для обозначения важных дней календаря (религиозного, государственного, семейного и т.п.), которые были связаны с рел. обрядами и, как правило, различными проявлениями радости. В ВЗ понимание П. (прежде всего каждой субботы) имело особый рел. смысл ввиду 3-й заповеди Декалога, предписывавшей освящение субботнего дня и воздержание на его время от работы. В.-з. понимание П. было в значительной степени унаследовано христианами, однако место субботы в Церкви заняло воскресенье; постепенно к воскресным дням стали добавляться др. П. (см. в ст. год литургический), многие из которых освящались не только литургически, но и воздержанием от трудов (не случайно в церковно-славянской и рус. лексике закрепилось именно слово «П.», от «праздный» — «бездействующий»).

На Западе со временем стали различаться 2 типа П.: festa fori(выходные дни) и festa chori (связанные только с литург. освящением). К XIII в. празднования литург. календаря были разделены на 3 типа: festum simplex (простое празднование), festum semiduplex (полупраздник) и festum duplex (П.). К кон. XVI в. градация усложнилась, четко оформились 2 типа дней календаря — П. (festum duplex) и будний день (festum simplex), а П., в свою очередь, стали подразделяться на 5 степеней: Я. 1-го класса (festum duplex primae classis), П. 2-го класса (festum duplex secundae classis), больший П. (festum duplex major), обычный [или меньший] П. (festum duplex [;minor]) и полупраздник (festum semiduplex).

В результате реформы литург. календаря рим. обряда (1969) классификация П. была упрощена и собственно П. был выделен как 2-я степень празднования, уступающая в достоинстве только торжеству.

Канон, право выделяет особую группу дней, именуемых предписанными (обязательными, заповеданными) П. — festapraecepta, festa sub (de)praecepto, festa obligationis, когда каждый верующий «обязан участвовать в мессе» и «воздерживаться от тех работ и занятий, которые могут помешать поклонению, воздаваемому Богу, а также радости, свойственной Дню Господню, и надлежащему душевному и телесному отдыху» (CIC 1247). Согласно ныне действующему канон, праву, помимо всех воскресений года к предписанным П. относятся торжества Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня, Пресвятых Тела и Крови Христа, Пресвятой Богородицы Марии, Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Успения Пресвятой Богородицы, св. Иосифа Обручника, свв. апп. Петра и Павла, Всех святых (CIC 1246 § 1). Однако епископская конференция той или иной страны может отменить или перенести на воскресенье некоторые из предписанных П. (CIC 1246 § 2), и фактически во мн. странах их число значительно меньше.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1729-1730.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024