К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Праздник
Праздник
(евр. ЕВР,
греч.
έοργή,
лат. festum),
в
общем значении — особый день в году,
посвященный ч.-л. или к.-л. и, как правило,
связанный с проявлениями радости; в
узком значении — средняя степень литург.
празднования (ниже торжества, но выше
литург. памяти) в совр. церк. календаре
римского обряда.
С древности
слова, обозначавшие П. (греч. έορτή,
έορτασμός; лат.
festum,
celebratio), использовались
в различных языках для обозначения
важных дней календаря (религиозного,
государственного, семейного и т.п.),
которые были связаны с рел. обрядами и,
как правило, различными проявлениями
радости. В ВЗ понимание П. (прежде всего
каждой субботы) имело особый рел. смысл
ввиду 3-й заповеди Декалога,
предписывавшей
освящение субботнего дня и воздержание
на его время от работы. В.-з. понимание
П. было в значительной степени унаследовано
христианами, однако место субботы в
Церкви заняло воскресенье; постепенно
к воскресным дням стали добавляться
др. П. (см. в ст. год литургический), многие
из которых освящались не только
литургически, но и воздержанием от
трудов (не случайно
в церковно-славянской
и рус. лексике закрепилось
именно слово «П.», от
«праздный» — «бездействующий»).
На Западе со
временем стали различаться
2
типа
П.: festa
fori(выходные
дни) и
festa
chori (связанные
только с литург. освящением). К XIII в.
празднования литург. календаря были
разделены на 3 типа:
festum
simplex (простое
празднование),
festum
semiduplex (полупраздник)
и
festum
duplex (П.).
К кон. XVI в. градация усложнилась, четко
оформились 2 типа дней календаря — П. (festum
duplex) и
будний день (festum
simplex), а
П., в свою очередь, стали подразделяться
на 5 степеней: Я.
1-го класса (festum
duplex primae classis), П.
2-го класса (festum
duplex secundae classis), больший
П.
(festum
duplex major), обычный
[или
меньший]
П.
(festum
duplex [;minor])
и
полупраздник (festum
semiduplex).
В результате
реформы литург. календаря рим. обряда
(1969) классификация П. была упрощена и
собственно П. был выделен как 2-я степень
празднования, уступающая в достоинстве
только торжеству.
Канон, право
выделяет особую группу дней, именуемых
предписанными (обязательными,
заповеданными) П. — festapraecepta,
festa sub (de)praecepto, festa obligationis, когда
каждый верующий «обязан участвовать в
мессе» и «воздерживаться от тех работ
и занятий, которые могут помешать
поклонению, воздаваемому Богу, а также
радости, свойственной Дню Господню, и
надлежащему душевному и телесному
отдыху» (CIC
1247).
Согласно ныне действующему канон, праву,
помимо всех воскресений года к предписанным
П. относятся торжества Рождества
Христова, Богоявления, Вознесения
Господня, Пресвятых Тела и Крови Христа,
Пресвятой Богородицы Марии, Непорочного
Зачатия Пресвятой Девы Марии, Успения
Пресвятой Богородицы, св. Иосифа
Обручника, свв. апп. Петра и Павла, Всех
святых (CIC
1246
§ 1). Однако епископская конференция той
или иной страны может отменить или
перенести на воскресенье некоторые из
предписанных П. (CIC
1246
§ 2), и фактически во мн. странах их число
значительно меньше.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1729-1730.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.