К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Повечерие
Повечерие
(греч. άπόδειπνον,
лат. completorium)
—
одно
из богослужений суточного крута (Литургия
часов); является последней из часовых
служб дня: П. завершает день и предваряет
отход ко сну. Греч, название άπόδειπνον
буквально
переводится «по вечере» (т.е. после
ужина). Лат. completorium, которым
обозначается П. на Западе, означает
«завершение»
(имеется в виду завершение дня).
В рим. обряде
П. включает в себя гимн, тематика которого
соответствует завершению дня и наступлению
ночи (традиционно —
Те lucis
ante terminum), неск.
псалмов, варьирующихся в зависимости
от дня недели, краткое чтение,
Песнъ Симеона (Nunc
dimittis)
и завершающую молитву. В начале П. может
совершаться испытание совести, к которому
присоединяется молитва
Confiteor,как
в обряде покаяния в начале мессы.
В визант.
обряде П. включает в себя чтение псалмов,
Великого
славословия, Никео-Константинопольского
Символа веры,
молитву Богородице и молитву Манассии.
Различается
великое
и
малое
П.: в отличие от малого П., великое состоит
из 3 частей, каждая из которых имеет свои
тропари, а также вступительные и
заключительные молитвы. В традиции
Русской Правосл. Церкви великое П.
служится с понедельника по четверг 1-й
седмицы Великого поста, когда в него
включается чтение по частям
Великого покаянного канона,
а также — в соединении с утреней — в
канун Рождества Христова, Крещения
Господня и, в некоторые годы (в зависимости
от особенностей стечения подвижного и
неподвижного календаря), Благовещения;
в др. дни Вел. поста служится малое П.
Вел. П. в рус. традиции называют также
мефимон
(от греч. μεθ'
ημών —
«с нами») из-за входящего в его состав
песнопения
С нами Бог (ср.
Ис 8, 9-10).
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1591-1592.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.