Посвящение христианское - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Посвящение христианское

Посвящение христианское, инициация христианская (initiatio christiana) — введение человека в Церковь как в Мистическое Тело Христа. Осуществляется посредством трех таинств крещения, миропомазания и Евхаристии. Эти таинства закладывают основы всей христ. Жизни.

В литург. отношении П.х. представляет собой совокупность богослужений, составляющих таинства крещения, миропомазания и Евхаристии, и священнодейственных обрядов, обрамляющих эти таинства. Эти богослужения и обряды восходят к практике ранней Церкви, где преобладало крещение во взрослом возрасте, ввиду чего немалое место уделялось обрядовому оформлению различных ступеней катехумената. На едином богослужении П.х., совершавшемся, как правило, в пасхальную ночь, новокрещаемый сразу же получал и миропомазание, а затем участвовал в Евхаристии.

К эпохе зрелого Средневековья, когда окончательно утвердилась практика крещения в младенческом возрасте, древние традиции катехумената и соответствующие обряды были забыты. Право совершать миропомазание сохранилось за епископом, а крещение совершалось вскоре после рождения приходским священником; в связи с увеличением числа сельских приходов, удаленных от местонахождения епископской кафедры, миропомазание стало отдаляться по времени от крещения и приурочиваться к посещению епископом данного прихода. Развитие евхарист. богословия и благочестия привело к тому, что причащение крещеных детей откладывалось до наступления сознательного возраста (aetas discretionis). С XIII-XIV вв. получила распространение практика откладывать и миропомазание до наступления сознательного возраста. После Тридентского собора отделение по времени первого причастия и миропомазания детей от крещения было связано с организацией особого рел. обучения катехизации — для подготовки к этим таинствам.

Во 2-й пол. XX в. в связи с заметным увеличением числа принимающих крещение в сознательном возрасте в Католической Церкви была возрождена практика длительной подготовки взрослых к принятию крещения. II Ватиканский собор (SC 64-65) рекомендовал вернуться к практике многоступенчатого катехумената взрослых. В 1972 Конгр. богослужения и таинств опубликовала Чин христианского посвящения взрослых.

В наст. время в случае П.х. взрослых периоду катехумената обычно предшествует период предварительной евангелизации, который называется прекатехуменатом·, он завершается принятием в катехуменат, знаменующимся обрядом введения в катехуменат. Полный период катехумената предполагает 3 ступени. После принятия в катехуменат следует 2-я ступень, представляющая собой время усиленной подготовки к таинству крещения («период очищения и просвещения»); 3-я ступень — совершение таинств П.х. (как правило, в пасхальную ночь).

Несколько иной характер П.х. принимает при введении детей в полноту церк. общения. В зап. обрядах Католической Церкви дети, крещенные в младенчестве, как правило, впервые приступают к таинству Евхаристии по достижении возраста, когда они способны сознавать разницу между обычным хлебом и евхаристическим, а затем, достигнув еще более сознательного возраста, принимают миропомазание. Возраст, необходимый для каждого из этих этапов, устанавливается местными церк. властями: обычно для первого причастия он колеблется между 6 и 9 годами, для миропомазания — от 12 до 15 лет; в отд. регионах, однако, миропомазание совершается вместе с крещением (подобно практике вост. обрядов) или вместе с первым причастием.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1669-1670.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024