Посвящение христианское - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Посвящение христианское
Посвящение
христианское,
инициация христианская (initiatio
christiana) —
введение человека в Церковь как в
Мистическое Тело Христа. Осуществляется
посредством трех таинств крещения,
миропомазания и Евхаристии. Эти таинства
закладывают основы всей христ. Жизни.
В литург.
отношении П.х. представляет собой
совокупность богослужений, составляющих
таинства крещения, миропомазания и
Евхаристии, и священнодейственных
обрядов, обрамляющих эти таинства. Эти
богослужения и обряды восходят к практике
ранней Церкви, где преобладало крещение
во взрослом возрасте, ввиду чего немалое
место уделялось обрядовому оформлению
различных ступеней катехумената. На
едином богослужении П.х., совершавшемся,
как правило, в пасхальную ночь,
новокрещаемый сразу же получал и
миропомазание, а затем участвовал в
Евхаристии.
К эпохе
зрелого Средневековья, когда окончательно
утвердилась практика крещения в
младенческом возрасте, древние традиции
катехумената и соответствующие обряды
были забыты. Право совершать миропомазание
сохранилось за епископом, а крещение
совершалось вскоре после рождения
приходским священником; в связи с
увеличением числа сельских приходов,
удаленных от местонахождения епископской
кафедры, миропомазание стало отдаляться
по времени от крещения и приурочиваться
к посещению епископом данного прихода.
Развитие евхарист. богословия и
благочестия привело к тому, что причащение
крещеных детей откладывалось до
наступления сознательного возраста
(aetas
discretionis). С
XIII-XIV
вв.
получила распространение практика
откладывать и миропомазание
до
наступления сознательного возраста.
После Тридентского собора отделение
по времени первого причастия и
миропомазания детей от крещения было
связано с организацией особого рел.
обучения катехизации — для подготовки
к этим таинствам.
Во 2-й пол. XX
в. в связи с заметным увеличением числа
принимающих крещение в сознательном
возрасте в Католической Церкви была
возрождена практика длительной подготовки
взрослых к принятию крещения. II Ватиканский
собор (SC
64-65)
рекомендовал вернуться к практике
многоступенчатого катехумената взрослых.
В 1972 Конгр. богослужения и таинств
опубликовала
Чин христианского посвящения взрослых.
В наст. время
в случае П.х. взрослых периоду катехумената
обычно предшествует период предварительной
евангелизации, который называется
прекатехуменатом·, он
завершается
принятием в катехуменат,
знаменующимся обрядом
введения в катехуменат.
Полный период катехумената предполагает
3 ступени. После принятия в катехуменат
следует 2-я ступень, представляющая
собой время усиленной подготовки к
таинству крещения («период очищения и
просвещения»); 3-я ступень — совершение
таинств П.х. (как правило, в пасхальную
ночь).
Несколько
иной характер П.х. принимает при введении
детей в полноту церк. общения. В зап.
обрядах Католической Церкви дети,
крещенные в младенчестве, как правило,
впервые приступают к таинству Евхаристии
по достижении возраста, когда они
способны сознавать разницу между обычным
хлебом и евхаристическим, а затем,
достигнув еще более сознательного
возраста, принимают миропомазание.
Возраст, необходимый для каждого из
этих этапов, устанавливается местными
церк. властями: обычно для первого
причастия он колеблется между 6 и 9
годами, для миропомазания — от 12 до 15
лет; в отд. регионах, однако, миропомазание
совершается вместе с крещением (подобно
практике вост. обрядов) или вместе с
первым причастием.
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1669-1670.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Воскресенье, 13 Октября Hieronymi Presbyteri et Confessoris
Календарь
|