К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Пост евхаристический
Пост
евхаристический
(греч. ή
ευχαριστιακή νηστεία, лат. ieiunium
eucharisticum)
— воздержание от приема пищи и питья
перед причащением.
П.е.
не практиковался ранними христианами,
которые соединяли совершение Евхаристии
с братскими вечерями, во многом
следовавшими иуд. порядку праздничной
трапезы. Он распространился в Церкви
постепенно между III и VIII вв., зародившись
в Сев. Африке. В кон. IV в. 28-е правило
Гиппонского собора (393) и 29-е правило III
Карфагенского собора (397) ввели требование
того, чтобы причастие принималось только
натощак (кроме Великого четверга, когда,
вероятно, отсутствие П.е. служило более
живому воспоминанию Тайной вечери);
спустя неск. лет об этом же писал и
Августин
(Послание 54),
утверждая, что П.е. восходит к апост.
временам. Уже в VII в. ряд канонов, принятых
на разных местных соборах Запада и
Востока, свидетельствует о том, что
причащение натощак стало повсеместной
нормой. На визант. Востоке она была
установлена как обязательная 29-м правилом
Трулльского собора (691), при этом не было
сделано исключение и для Вел. четверга:
хотя в визант. литург. традиции наряду
с Вел. четвергом был ряд дней, в которые
Божественная литургия или Литургия
преждеосвященных Даров совершалась в
вечернее время, все они были днями
строгого поста, продолжавшегося до
вечера и исключавшего всякий прием пищи
(в нач. II тыс., как на Востоке, так и на
Западе, евхарист. богослужения, совершение
которых было предписано на вечер,
окончательно переместились на 1-ю
половину дня). П.е. предполагал полный
отказ от любой пищи и питья со времени
подъема от ночного сна, но в эпоху
развитого Средневековья стал обозначаться
и на Западе, и на Востоке как «от полуночи».
На Западе, однако, существовали некоторые
послабления для священников, совершающих
мессу, при болезнях и в др. особых случаях
(подтверждены на 13-й сессии Констанцского
собора). Традиция П.е. была воспринята
и в церк. общинах, возникших в результате
Реформации, однако во многих из них была
прервана в XVIII-XIX
вв.
Развитие
в Католической Церкви литургического
движения, одним из результатов которого
было возросшее желание мн. католиков
часто причащаться, стало с нач. XX в.
приводить к некоторым незначительным
послаблениям в П.е. Первое офиц. разрешение
смягчить требования П.е. и сократить
его в особых ситуациях было дано Папой
Пием XII в апост. конст.Christus
Dominus (6.01.1953)
и разъяснено в прилагавшемся к ней
наставлении Свящ. Канцелярии. В частности,
в связи с обнародованным незадолго до
этого разрешением служить мессу в
вечернее время совершающим такие мессы
и причащающимся на них предписано было
воздерживаться в течение 3 ч перед
причащением от π
ищи
и алкогольных напитков, а в течение 1ч
— от любых напитков. Тем же документом
вводились также послабления сходного
характера для больных и для священников,
вынужденных совершать мессу в поздний
час либо после обременительного труда
или длительного пути. Вскоре нормы,
прежде предписанные для вечерних месс,
стали универсальными в Католической
Церкви для причащающихся в любое время
суток (motu
proprio Папы
Пия XII Sacram
соттипiопет
от 25.03.1957). Наконец, 21.11.1964 (в день закрытия
3-й сессии II Ватиканского собора) Папа
Павел VI объявил о сокращении минимальной
продолжительности П.е. до 1 часа перед
причащением. Эта норма закреплена в ККП
1983: намеревающемуся причащаться «следует
хотя бы в течение часа перед священным
причастием воздерживаться от какой бы
то ни было пищи и питья за исключением
лишь воды и лекарств» (CIC
919
§ 1). «Священник, совершающий святейшую
Евхаристию дважды или трижды в один и
тот же день, может принять какую-либо
пищу перед вторым или третьим служением,
даже если между ними не прошло одного
часа» (ibid.§
2). «Лица пожилого возраста и страдающие
какой-либо болезнью, равно как и те, кто
за ними ухаживает, могут приступать ко
святейшей Евхаристии даже в том случае,
если они принимали какую-либо пищу в
течение предыдущего часа» (ibid.§
3). Верующие, принадлежащие к Вост.
Католическим Церквям, должны
руководствоваться в отношении П.е.
частными нормами своей Церкви sui
iuris (ССЕО
707 § 1), которые в наст, время в осн.
приближены к гл. нормам Католической
Церкви.
Хотя в Правосл.
Церкви П.е. повсеместно остается в силе,
в XX в. некоторые архипастыри и пастыри
начали вводить совершение Литургии
преждеосвященных Даров, а также
Божественной литургии Вел. четверга в
вечернее время, чтобы большее число
верующих имело возможность на них
причащаться. В этих случаях определенная
продолжительность П.е. (напр., 6 ч)
устанавливалась в порядке частной
пастырской инициативы.
П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1684-1686.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.