Пост - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Пост

Пост (древнеевр. ЕВР; греч. νήστις, νηστεία; лат. ieiunium) в различных религиях, включая христианство, — аскетическая практика ограничения себя в пище, которое может дополняться др. самоограничениями; в христ. традиции — также литург. время, в которое верующим предписана подобная практика. П. как феномен известен во мн. религиях мира, включая первобытные. Наиболее распространенное в архаических культах понимание П., перешедшее и в ряд развитых рел. систем (напр., в индуизм), является проявлением магизма, поскольку осн. целью П. считалось накопление некой оккультной энергии. При мн. внеш. сходствах с П. в ряде др. религий П. в христианстве существенно отличается по своим целям. В некоторых аспектах понимания П. и особенностях его практич. осуществления христианство продолжает в.-з. Традиции.

В ВЗ П., заключавшийся в полном воздержании от всякой пищи и питья (а также, как правило, от половых сношений) в течение суток (от одного захода солнца до другого) или даже неск. дней, основной своей целью имел выражение верующим своего смирения перед Богом (ср. предписания о П. в день Очищения: Лев 16, 29-34). Этим объясняется то, что П. зачастую предпринимался перед тем, как приступить к выполнению трудной задачи (Суд 20, 26; Есф 4, 16; и др.). П. предпринимался, чтобы вымолить прекращение к.-л. бедствия (Иоил 2, 12-17; Иф 4, 9-13), чтобы испросить исцеление (2 Цар 12, 16.22) или вымолить прощение своей вины (3 Цар 21, 27-29), а также для выражения скорби и траура, как индивидуально, так и всенародно.

Обязательным днем П. в иудаизме является день Очищения, когда Израиль приносит Богу умилостивление за грехи всего народа. Известны и общие П. в память о всенар. бедствиях. Во времена Христа мн. иудеи предпринимали также период. П. из личного благочестия — напр., ученики Иоанна Крестителя и фарисеи (Мк 2, 18); некоторые из фарисеев постились 2 раза в неделю (Лк 18, 12).

Вместе с тем уже в истории ВЗ, а затем и в еванг. время наблюдалась тенденция к формализации П., замене его дух. содержания внеш. исполнением предписаний, что подвергалось обличению со стороны в.-з. пророков (Ис 58, 2-7; Иер 14, 12; Мал 3, 14) и Самого Иисуса (Мф 6, 16; Лк 18, 9-14). Иисус не упраздняет П., однако призывает к тому, чтобы П. осуществлялся не перед людьми, для похвалы своему благочестию, а перед Богом; более того, П. призван быть радостным, а не мрачным событием (Мф 6, 16-18) и сочетаться с молитвами и добрыми уделами.

В начале Своего мессианского служения Иисус предпринял 40-дневный П. в пустыне (это событие произошло сразу после Его крещения), в завершение которого подвергся искушению со стороны дьявола (Мф 4, 1—11; Мк 4, 12-13; Лк 4, 1-13). «Победа Иисуса над искусителем в пустыне предвещает победу Страстей [Господних]... Церковь каждый год сорокадневным Великим постом соединяется с тайной Иисуса в пустыне» (ККЦ 539-540).

Для христиан П. становится прежде всего средством обуздания своих природных инстинктов (т.н. умерщвления плоти). При этом П. представляет собой средство преодоления действующих в человеке реальных сил зла.

Однодневные П. известны у христиан с самых ранних времен. Дидахе (8, 1) предписывает поститься по средам и пятницам, чтобы отличаться от фарисеев, постящихся по вторникам и четвергам (впоследствии среды и пятницы прочно вошли в традицию христиан, а выбор именно этих дней для П. объясняется тем, что в среду Иисус был предан, а в пятницу принял страдания и смерть). Дидахе (7, 4) также предписывает поститься перед таинством крещения, притом, в отличие от крещаемого, крестящий должен поститься не один день, а два. Практика подготовки катехуменов к крещению неск. днями П. вскоре стала обычной; число дней постепенно увеличивалось до 40 (по образу поста Самого Иисуса), а поскольку в подготовке катехуменов, принимавших обычно крещение на Пасху, участвовала вся церк. община, предпасхальный Великий пост вошел в общецерк. аскетическую практику, сохранявшуюся в Церкви и после того, как катехуменат стал редким явлением.

С древности христиане, продолжая традицию ВЗ, рассматривают П. как важное средство, способствующее покаянию. Поэтому и дни П. нередко именуются «покаянными днями». Вероятно, уже в III в. П. стал также средством подготовки к участию в Евхаристии (евхаристический пост).

Если с древности П. предполагал воздержание от всякой пищи (и, как правило, питья) в течение сравнительно небольшого промежутка времени (полных суток, светлого времени суток и т.п.; напр., в ряде мест во время Вел. поста христиане просто воздерживались от любой пищи во все дни, кроме суббот и воскресений, от рассвета до заката), то уже в III в. известна др. форма — воздержание не от пищи как таковой, а от определенных ее видов.

Постепенно в зависимости от степени строгости П. оформилась сложная иерархия продуктов. На визант. Востоке в этом плане различаются: 1) мясо теплокровных животных; 2) яйца и молочные продукты; 3) рыба и др. холоднокровные; 4) икра; 5) растительное масло и вино (самая строгая форма П., даже без растительного масла, называется по-гречески ξεροφαγία, церковно-слав. сухоядение, которую превосходит только μονοφαγία — воздержание от всякой пищи до наступления вечера). Такая градация пищи была обусловлена не только степенью ее калорийности, но и эконом, соображениями: в древности мясо стоило в осн. дороже, чем молочные продукты, и т.д. Отказывая себе в более дорогостоящей пище, христианин получал возможность потратить сэкономленные средства на благотворительность: дела милосердия и усиленная молитва с самого начала рассматривались как неотъемлемые компоненты любого П., в чем постоянно назидали верующих мн. вел. учителя духовности, призывая их не сводить П. только к ограничениям в пище. С древности П. предполагал также усиление др. аскетических практик, отказ от развлечений и удовольствий. Вместе с тем, если в древности день праздника не мог быть одновременно днем П. (напр., все воскресенья, а на Востоке и субботы, Вел. поста не были постными днями), то со временем появились определенные сочетания П. с праздниками, когда строгость П. Смягчалась.

В визант. монаш. традиции в Средневековье сформировалась обширная система многодневных П. (их время обусловлено более или менее пропорциональным распределением постных периодов в течение года), почти в неизмененном виде перешедшая и на мирян. Таких П. четыре: Великий (7 недель, дополняемые предваряющей их Сырной седмицей, когда уже исключено мясо, но допускаются др. виды скоромной пищи); Петров, или Апостольский П. (начинающийся через неделю после Пятидесятницы и предваряющий праздник свв. Петра и Павла); Успенский Я. (14 дней перед Успением Пресв. Богородицы); Рождественский П. (40 дней перед Рождеством Христовым). К однодневным постам относятся все среды и пятницы года (кроме некоторых периодов), а также дни Воздвижения Креста Господня, Усекновения главы Иоанна Предтечи и навечерия Крещения Господня. Строгость их соблюдения регулируется конкретными монаш. Уставами.

На Западе со временем сложились в целом более мягкие, чем на Востоке, правила П. При этом канон, дисциплина различала собственно П. (abstinentia — исходнс «воздержание»), когда предписывается то или иное ограничение характера пищи, и строгий П. (ieiunium), когда ограничивается число приемов пищи в течение суток (иногда с регламентацией времени приема) и их объем (со времен Средневековья такой строгий П. предполагает только постную пищу и в канон, текстах обозначается как abstinentia et ieiunium; тем не менее Папа Бенедикт XIV в 1741 дал, с некоторыми оговорками, разрешение есть и мясо в дни строгого П.). Если первоначально продукты из мяса теплокровных животных, яиц и молока считались скоромной пищей, а из рыбы и др. холоднокровных — постными, наряду с растительными продуктами, то в Новое время из категории скоромных были вначале исключены яйца и молочные продукты, а затем и любые кулинарные изделия, изготовленные с использованием мяса, но самого мяса не содержащие (напр., мясной бульон).

В Средние века строгий П. предписывался в лат. обряде на протяжение всего Вел. поста, в навечерия неск. больших праздников, а также в среду, пятницу и субботу в течение особых 4 недель — т.н. Четырех времен года; собственно П. надлежало соблюдать во все пятницы и субботы (за исключением Рождества Христова), а также во время Адвента и в дни усердных молений (rogationes) с понедельника по среду перед Вознесением Господним. Эти правила с течением времени заметно смягчались многочисл. папскими индультами, и режим соблюдения П. очень различался в разных регионах, где церк. властям предоставлялось право по собственному усмотрению смягчать его дисциплину. Так, во мн. странах суббота как день П. была заменена средой; Адвент в Новое время постепенно утратил характер П., хотя в ряде стран еще сохранялись обычаи соблюдать П. по средам или субботам в этот период; в свою очередь, во время Вел. поста ограничения в приеме пищи тоже смягчались.

В Новое время в Католической Церкви наметилась тенденция к тому, чтобы, с одной стороны, П. имели менее жестко регламентированный характер и больше переходили в сферу добровольного личного благочестия, а с др. стороны — не сводились только к ограничениям в пище, которые могут быть дополнены и даже заменены др. самоограничениями, полезными для нравственного и дух. роста верующего, а также усилением добрых дел, молитвы и иного дух. Делания.

Канон, дисциплина П. в Католической Церкви претерпела существенное изменение во 2-й пол. XX в. и была окончательно сформулирована в новом виде в апост. конст. Папы Павла VI Paenitemini (17.02.1966), а затем закреплена в ККП 1983 в разделе «О покаянных днях». К покаянным дням ККП относит все пятницы года и время Вел. поста (кан. 1250), обязательными днями П. объявляет все пятницы года, а строгого П. — Пепельную среду и Страстную пятницу (кан. 1251). К соблюдению П. обязываются все, кто достиг возраста 14 лет, а строгого П. — от достижения совершеннолетия до начала 60-го года жизни (кан. 1252). Епископским конференциям предоставлено право в своих регионах точнее определять порядок соблюдения П., а также полностью или частично заменять П. др. формами покаяния, особенно делами милосердия и благочестия (кан. 1253). Строгий П. в наст, время предполагает отказ от мяса и ограничение числа приемов пищи в течение дня до одного раза досыта и двух раз не досыта.

В Вост. Католических Церквях дисциплина покаянных дней регулируется частными нормами каждой из Церквей sui iuris (ср. ССЕО 882).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1680-1684.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 22 Декабря
    Dominica IIII. Adventus Domini
    Leocadie Virginis

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 855
    Сессий: 3
    Сейчас на сайте: 17





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024